Тяга покопаться руками в механизмах не изменилась у человека с наступлением цифровой эпохи. В то время как колоритные личности за окном во дворе с важным видом обступают старенький «Жигуль», разбирают его до основания и потом превращают чуть ли не в гоночный болид, другие люди ковыряются в играх. Следуя правилу «хочешь сделать хорошо — сделай сам», появляются великолепные расширения, которые часто меняются до неузнаваемости, а то и становятся популярнее «донора». Взяв исходные данные, приложив знания и талант, разработчики-любители подарили миру массу прекрасных игр. Их проекты уже и модификациями назвать не получается, настолько они другие и самобытные.
Brutal Doom
В июне нам показали минутный тизер новой части Doom, а сегодня на QuakeCon раскрыли еще кое-какие подробности. Doom была анонсирована еще в 2008 году, но такие проекты часто переносятся на неопределенные сроки, замораживаются, исчезают из новостных лент ресурсов и вообще ведут себя непредсказуемо. Шутер Doom, который подхватил моду на избавление от цифр в названии (см. Thief, Tomb Raider) и стал «просто новым Doom», должен задать стандарт в шутерах, как это сделали его славные предшественники.
А пока этого не произошло, вспомним модификацию Brutal Doom для первой и второй части игры. Разработчики добавили то, чего не хватало в силу технических ограничений Doom 1 и 2] — кровищи, расчлененки и просто мясца. Эффект сработал как надо: модификацию высоко оценили и игроки, и даже один из отцов Doom Джон Ромеро. По его словам, если бы в 1993 году id Software выпустила Brutal Doom вместо Doom, то «мы уничтожили бы игровую индустрию».
Изменения коснулись почти всех аспектов игры. Доработаны звук, текстуры, эффекты, анимация, баланс. Doom стал более мрачным и жестоким шутером, врагов буквально разрывает на части, стены уровней заливает фонтанами крови. В общем, модификация полностью соответствует брутальному названию.
Одна из самых долгоживущих киберспортивных дисциплин. Выросшая из первой части Half-Life, модификация стала иконой мультиплеерных шутеров задолго до господства гламурных Battlefield и Call of Duty. Максимальная простота, идеальный баланс и выверенные до мелочей карты — все это способствует честной игре, что в сетевых играх особенно важно. Здесь ваш результат зависит исключительно от уровня навыков, знания уловок и способности стрелять быстрее, точнее и лучше остальных.
Самой популярной версией до сих пор остается 1.6. Выходили дополнения, вроде Condition Zero, предлагающие одиночную кампанию, но особым успехом они не пользовались: людям были нужны именно сетевые матчи. Вместе с Half-Life 2 в 2004 году появилась Counter-Strike: Source — Valve перенесла CS понятно на какой движок. Игроки с настороженностью отнеслись к непривычному виду полюбившегося шутера, но потом все же смирились. В августе 2012 года была выпущена CS: Global Offensive — еще одна попытка Valve предложить что-то новое. Оценки оказались высокими, но мощь CS 1.6 настолько велика, что в ближайшие годы вряд ли игроки согласятся массово перейти на новый шутер, пусть и той же серии.
Counter-Strike 1.6 была словно чума. В каждом компьютерном клубе начала двухтысячных люди делились на три большие группы: CS, Warcraft и MU Online. Многие до сих пор помнят комбинации покупки стволов и готовы до хрипоты отстаивать позицию в споре «что лучше: калаш или эмка?».
Сетевой мод для первого Quake быстро стал популярным. Необычная стилистика и хороший геймплей в сочетании с основой главного на тот момент шутера от первого лица понравились игрокам. Разработчики модификации основали собственную компанию — TeamFortress Software. Первым проектом должен был стать сиквел игры, но тут вмешалась Valve, которая приобрела молодую студию.
В результате Team Fortress 2 обзавелась движком Source и вышла в 2007 году. Поклонникам игры долго пришлось ждать сиквел, но оно того стоило. TF2 хорошо разбавила компанию суровых сетевых шутеров, где нет места юмору. То ли дело Team Fortress: веселые и харизматичные персонажи, красочная палитра, интересные игровые режимы и уникальные особенности каждого класса. Уже три года как игра перешла на условно-бесплатную модель распространения. Деньги Valve получает за счет внутреннего магазина.
Увы, третью часть ждать, видимо, придется еще очень долго.
Одна из самых популярных игровых серий в мире традиционно имеет множество дополнений и модификаций. Пользователи добавляют в GTA свои машины, здания, переделывают с нуля текстуры, добавляют звуковые эффекты, меняют погоду. Например, для GTA: Vice City в свое время пользовался популярностью зимний мод. Заснеженные пальмы выглядели экстравагантно, причем это было до Crysis с его пресловутыми замерзшими джунглями.
Но главный мод для GTA, который вылез Rockstar боком, стал Hot Coffee для San Andreas. Во всех играх серии уделялось внимание хорошему времяпровождению в машине героя с дамой приятной наружности. Постепенно тема развивалась, и в San Andreas уже можно было начать некое подобие отношений. Мод эту идею развил до мини-игры в секс с полоской удовлетворенности и возможностью сменить позицию. Дети (вообще-то рейтинг у игры 17+, но кого мы обманываем) явно были в восторге. А вот цензоры юмора не оценили, сменив игре рейтинг с Mature на Adults Only, то есть 18+. Это означало запрет на продажу San Andreas в обычных магазинах; игру Rockstar фактически приравняли к порнографии. Разработчики опомнились и выпустили патч Cold Coffee, который блокировал злосчастные куски кода.
В GTA IV у Нико Белика тоже довольно бурная личная жизнь, но все культурно: сначала свидания и ухаживания, а потом приглашение на тот самый горячий кофе, причем никаких откровенных сцен.
Модификация, которая может считаться популярнее оригинальной игры — Warcraft III. Две команды, пять участников в каждой, цель — уничтожить вражеские башни с лагерем. Управляем только одним героем, от привычных стратегий здесь ничего нет. Благодаря множеству героев с неповторимыми характеристиками DotA становится крайне разнообразной. Результат матча зависит не только от умений игроков, но и от набора персонажей в вашей и вражеской команде.
Вторая часть DotA, вышедшая в июле прошлого года, стала такой же популярной, как и предшественница. DotA 2 — завсегдатай киберспортивных чемпионатов. Не знакомому с MOBA-жанром человеку очень трудно понять, что такого в игре с одной (!) картой и парой десятков героев. Но раз у проекта огромная популярность, видимо, что-то в ней все-таки находят.
Какие игровые моды запомнились вам? Ждем варианты в комментариях