Хорошая RPG это здорово, но когда у хорошей RPG есть несколько не менее удачных продолжений — еще лучше. Благодаря таким сериям взращиваются поколения геймеров, которые имеют вкус и могут отличить хорошее от плохого. Относится ли к ним Mass Effect? Интернет не до конца сходится во мнениях и по сей день, но серия точно оставила в индустрии серьезный культурный след. Сегодня мы попробуем понять, что выделило первую часть в свое время, как она повлияла на жанр и почему Шепард смог бы работать в военкомате. В тексте присутствуют небольшие спойлеры ко всем трем частям.
Следующей весной Mass Effect 3 исполнится 10 лет, а первой — 15. Как ни крути, но это серьезный срок, за который фанаты не только не забыли о борьбе со Жнецами, а наоборот, выпросили у Electronic Arts переиздание. Что из него получилось, мы разбирали в отдельной статье, а сейчас важно рассмотреть иное: те, кто познакомился с серией вовремя, уже успели сильно измениться. Так произошло и со мной. В свое время я уделил очень много времени всей трилогии. При этом до выхода Legendary Edition я в последний раз трогал Mass Effect около шести лет назад: сначала было просто рано, а потом стало очевидно, что грядет переиздание, и лучше дождаться его.
Что пятнадцать, что десять, да даже шесть лет — это большой срок. Мальчик может успеть превратиться в юношу, юноша в мужчину, а уж как при этом изменятся его взгляды… Моя ситуация позволила взглянуть на серию с нового ракурса, с высоты жизненного опыта, которого у меня и в помине не было в прошлый раз. И ракурс этот показал совсем не то, чего можно ожидать от научно-фантастической ролевой игры.
Каким должен быть главный герой в RPG? Ответ, скорее всего, у каждого будет свой, но разработчики обычно идут по одному из двух путей: либо это создаваемая игроком марионетка без истории и характера, которая фактически является аватаром и отражением принятых решений (см. серии Baldur’s Gate, The Elder Scrolls и Gothic), либо персонаж с заранее прописанными историей и характером, за которого мы принимаем решения в какой-то отрезок его жизни (Геральт из The Witcher и Адам Дженсен из Deus Ex).
Каждая сцена с минимальным количеством юмора разошлась на мемы, потому что сильно выделяется на фоне серьезного коммандера
Первый вариант предпочтительнее для игр, в которых акцент сделан на свободе и небольших историях, а не глобальном сюжете. Разумеется, такой подход позволяет куда глубже отыграть выбранную игроком роль, но при этом рушит целостность нарратива. Довакин в Skyrim помимо спасителя мира скорее всего еще имеет титулы верховного мага, главы гильдии воров, барда, тана и черт знает кого еще. Упомянутые выше Геральт и Дженсен воспринимаются куда органичнее, но при этом и пространства для отыгрыша с ними меньше. Про Геральта вообще написано восемь книг, которые описывают его как личность во всех деталях.
Коммандер Шепард поразительным образом оказался между двух этих крайностей. Он явно сформирован как личность, правда, личностей на выбор несколько. У него есть предыстория, которая раскрывается особенно ярко, если выбирать предложенный по умолчанию вариант. А также у него есть привычки, суждения и мировоззрение, с которым игроку так или иначе придется считаться. Очевидно, что Mass Effect относится к сюжетно-ориентированным играм. В ней не так много контента, помимо основного сценария, а процент людей, прошедших только сюжет, довольно высок. И в таком случае это ведь нормально?
Metal Gear Solid — еще одна серия игр, состоящая из военного сленга
Нормально, но при этом влияния на Шепарда у игрока не так уж и много. Он все еще останется военным с ног до головы и вовсе не так интересен, как упомянутые Дженсен и Геральт. У коммандера нет особого пространства для маневра: задача есть, ее надо выполнять. Вместо душевного наставника вроде Весемира из «Ведьмака» или Дункана из Dragon Age: Origins им командует Капитан Андерсон, который большую часть времени относится к Шепарду как к подчиненному. Да и сам коммандер является самым что ни на есть командиром, пускай не взвода или полка, а всего лишь небольшого отряда и экипажа корабля. Отношения во многом уставные — да, с кем-то это перетекает в дружбу, но со многими нет (Кайден, Рекс, СУЗИ, Тали в первой части). А потому диалоги наполнены приказами, рапортами и военными терминами. Такого ожидаешь от боевика про спецназ или армейской драмы, а не от сюжетной RPG.
Повлиять на это игрок не может. Вы в любом случае либо действующий военный, либо отставной (как во второй части). Общается Шепард соответственно, и выбирать слова нельзя: мешает знаменитое «диалоговое колесо», которое вместо целой фразы выдает ее синопсис, и настрой можно определить лишь косвенно. Видимо, из-за этого разработчики вынуждены были пойти на упрощение, разделив колесо на зоны. Сверху всегда «добрые» ответы, снизу всегда «злые», слева вопросы, а справа основные фразы. Таким нехитрым образом была упразднена необходимость взвешивать каждое слово, как это было в RPG старого формата или уже упомянутой Dragon Age: Origins.
Здравствуйте!
Возвращаясь к «добрым» и «злым» ответам, Шепард, по-сути, все равно остается одним и тем же. Неважно, какие очки вы набираете, синенькие Paragon или красненькие Renegade. Коммандер все равно будет Спектром, героем и спасителем Галактики. Просто в первом случае душным и правильным, а во втором — с тяжелым характером, склонным к мелким пакостям. При этом абсолютно похоронен вариант нейтралитета: в каком-нибудь решающем диалоге у вас просто не хватит очков мировоззрения. Учитывая темы, поднимаемые во всех трех частях (генофаг, проблемы искусственного интеллекта и отношения к его создателям, цикличность мироздания и так далее), серая мораль кажется просто необходимой.
Почему многие не играют в jRPG? Потому что не любят аниме, кавай и другие проявления азиатчины. Им несимпатичны герои, их реакции и взаимодействие с миром. Учитывая, что по уровню отыгрыша Mass Effect недалеко ушла, ситуация вырисовывается занятная.
Все эти претензии будут справедливы только если воспринимать серию как ролевую. У игры масса иных достоинств. Интересный сюжет, даром, что с массой заимствований из научной фантастики и Библейских пророчеств. Проработанная вселенная, в которой просто куча не антропоморфных пришельцев со своими историями цивилизации, обществом и культурой. В первой части силен дух первооткрывательства, со второй — появился очень бодрый геймплей.
Но в свое время геймеров и критиков потрясло именно удобство. Играть в западную RPG стало комфортно на диване с геймпадом, это впервые стало можно безболезненно делать на консоли, вас не грузили миллионом цифр (особенно в этом преуспела Mass Effect 2). А еще все это было красиво. Именно после Mass Effect ролевые игры нарастили постановку, а вскоре кинематографические ракурсы появились везде — даже у поляков в The Witcher 2, а диалоговое колесо показало, как преподнести систему выбора реплик массовому игроку. Именно этим, по большому счету, и запомнилась Mass Effect — не будь она такой вылизанной и яркой, пропала бы, как в свое время пропала Jade Empire.
Какая мораль у этого текста? Играть здорово, а переигрывать еще лучше. Взглянуть на то, что тебе нравилось 5-10 лет назад, очень полезно — можно понять, что за этот срок изменилось именно в тебе самом. Особенно хорошо это работает с культовыми произведениями, и Mass Effect надежно закрепилась в их пантеоне. Но коммандер Шепард больше не наш герой.