Итоги игрового 2022 года. Великий бэклог — какие упущенные бриллианты прошлого наверстывала редакция GameGuru
Спецы и мнения

Итоги игрового 2022 года. Великий бэклог — какие упущенные бриллианты прошлого наверстывала редакция GameGuru

2022 год стал для многих российских геймеров годом бэклога. Ключевые издатели прекратили продавать новые игры в России, а покупать у тех, кто решил остаться, до сих пор мешают всякие тенге и комиссии. Но в то же время обнаружилось, что хороших и упущенных в прошлом игр — поле непаханое! Редакция GameGuru уже поделилась с вами личными топами 2022-го, а теперь расскажет о самых впечатливших тайтлах из бэклога, к которым мы вернулись спустя долгие (или не очень) годы.


Бэклог года #1. Fable 2

В 2022 году я проработал свою главную детскую травму. В подростковом возрасте я просто обожал первую Fable — с этой игры расцвела моя любовь к Action RPG, зародившаяся еще в Beyond Oasis на SEGA. Как же я ждал сиквел на ПК! Я так сильно из-за этого страдал, что затем в принципе разучился ждать какие-либо игры. Году к пятому-шестому этого бесконечного ожидания начался новый цикл в моей жизни, и о Fable 2 я забыл на долгие годы. А в июле взял у Ильи Комарова его старенький Xbox 360, с трудом нашел на Авито диск с английской версией — во всей Москве он был в продаже лишь у пары людей, и мне пришлось сгонять к обоим, ибо первый диск оказался настолько убитым, что просто не устанавливался — и даже привез консоль в родной Курск, чтобы создать максимальный эффект ностальгии.

Опыт получился мощнейшим. Я испытал все спектры эмоций — от разочарования до восхищения. Fable 2 совмещает в себе кучу удачных идей на такую же кучу неудачных. Геймдизайнер, которому показалось хорошим решением по умолчанию отмечать путь к цели этой чертовой золотистой дорожкой без возможности ее отключить в меню, должен быть люстрирован. Из-за туннельного эффекта я прошел половину игры, не замечая ничего кроме путеводителя, и от всего этого смердило ненавистной мне Fable 3. Однако затем я начал заново, и понял, что это в целом солидный такой сиквел, хотя именно из него растут все проблемы триквела. Но это все еще похоже на лучшую часть трилогии, оригинал. Мир Fable 2 ощущается как и должен: новой цивилизацией, выросшей на руинах таинственного и забытого древнего королевства, которая умудряется выглядеть упаднически на фоне циклопических руин — даже несмотря на бурный рост технологий. Что-то напоминает, да?

Из этого опыта я извлек главный урок: играм вовсе не нужна настолько замороченная графическая оболочка, чтобы картинка по-прежнему могла впечатлять. На вопрос «Стоят ли все эти затянувшиеся годы разработки того графического лоска, которым массового пользователя берут современные ААА» я теперь знаю однозначный ответ. Хотя, пожалуй, компромисс точно не лежит в зоне 720p и 25 fps.


Бэклог года #2. DmC: Devil May Cry (2013)

Порядка 30 часов времени в 2022 году я провел в перезапуске, который был попросту уничтожен фанбазой Devil May Cry на релизе. Время показало, насколько не право оказалось большинство. DMC 2013 — далеко не беспроблемный слэшер, однако это очень крутая игра даже почти 10 лет спустя. Даже если вы запускаете ее впервые. Пожалуй, это идеальная точка входа в жанр для людей, которые на дух не переносят слэшеры старой школы с их замороченными раскладками и геймплеем, больше напоминающим партию пианино. Ninja Theory буквально переизобрела формулу Devil May Cry. Британцам удалось филигранно упростить замороченную игру для спинномозговых азиатов под западную аудиторию, не лишив ее при этом брутального, сочного и динамичного игрового процесса.

Главное геймплейное чудо DMC 2013 — это ее раскладка. Если раньше для уворота нужно было нажать три кнопки, теперь достаточно одной. Если для уворота в воздухе нужно было нажать шесть кнопок, теперь достаточно двух. Для смены оружия просто зажимается один шифт, а однотипные комбинации на разных пушках выполняют примерно одинаковые функции: подкидывают оппонента вверх для джагла, позволяют взмыть в воздух либо мгновенно перенестись к противнику. Поэтому запоминаются легко! В итоге порог входа, необходимый для моднейшего SSS-нагиба мобцов, снижается в несколько раз, а вопрос построения длинных комбо почти не стоит: они находятся сами прямо в процессе игры, ведь здесь можно буквально комбинировать все со всем. Хотя для хардкорных фанатов Devil May Cry это может быть мощным минусом: для одолевших сложность DMD в Devil May Cry 3 геймплей в DMC 2013 покажется чересчур примитивным.

Однако я прошел ее несколько раз подряд, раз за разом, пока не одолел максимальную сложность, и советую это сделать тем, кого заинтересовали предыдущие абзацы. Да, новая сюжетная линия Данте и Верджила — стыд, но эта версия Данте вышла презабавной. Сценаристы очень старались, и это видно! Герой обладает такой брутальной idontgiveafuck-харизмой, что в него невозможно не влюбиться, а с остроумных ванлайнеров я не раз кричал в голосину. Персонаж прописан даже невербаликой: двигается, к примеру, он с такой грацией, как будто только что вышел с двухнедельной вписки, где бесперерывно заливал в себя литры водки. А, подождите... Примерно так все и было. А какая здесь музыка!


Бэклог года #1. No Man’s Sky

Если бы мне кто-нибудь лет пять назад сказал, что я буду днями и ночами залипать в No Man’s Sky, я бы только хрюкнул в ответ. Еще когда эту игру хайпили аки второе пришествие, я был настроен к ней максимально скептически. А после провального релиза потирал ручки и усмехался с видом человека, у которого на лице написано «Я же говорил!». В 2022 году приходится признать: Шон Мюррей и Hello Games меня полностью переиграли и уничтожили. Свидетельством того можно считать счетчик проведенных мной в игре часов, приближающийся к трехзначной отметке.

Помимо того, что No Man’s Sky стала действительно компетентной космической песочницей, это еще и исключительный по меркам современной индустрии пример. Наступив на все возможные грабли, разработчики не забросили казавшийся безнадежным проект, а стали методично и упрямо работать над ошибками — что-то похожее случалось, кажется, только с Final Fantasy 14. Начали одно за другим исполнять предрелизные обещания, добавили нормальный мультиплеер, кроссплей, полноценную сюжетную кампанию, кучу нового крутого контента, успешно перевели игру на рельсы нового поколения приставок и не собираются останавливаться на достигнутом. Без единого платного DLC или микротранзакций. Результаты их трудов заслуживают если не внимания, то уж по крайней мере уважения.


Бэклог года #2. Thumper

Традиционная для меня рубрика «вот игра, про которую вы никогда не слышали, зацените ее, пожалуйста». Во всяком случае, если любите необычные ритм-игры. Thumper довольно трудно описать словами. Это игра про какого-то космического жука (вроде бы?), который на огромной скорости едет по рельсам (наверное?) в пугающую неизвестность и сбивает по пути различные препятствия под очень громкий и шумный индустриальный саундтрек со сложными ритмами (а еще тут есть боссы!). Каждое столкновение, прыжок и вообще любое взаимодействие с окружением в бит подается на аудиовизуальном уровне настолько эпично, будто на экране взрываются целые планеты и галактики. Что не только красиво, но и безумно захватывающе на каком-то физическом, спинномозговом уровне.

Вам словно предлагают научиться играть на несуществующем музыкальном инструменте. Поначалу будет тяжело, но со временем пальцы, обгоняя мозг, сами начнут исполнять казавшиеся невозможными пируэты, а перед игроком откроется огромный простор для творчества и самосовершенствования. Один и тот же уровень можно пройти множеством различных способов, разбавляя обязательную программу красивыми трюками и комбо, которые в итоге скажутся на финальном счете. Соревноваться в ловкости и чувстве ритма тут можно как со всем миром, так и с друзьями. Но ценнее всех рейтингов будет невероятное чувство удовлетворения, сродни тому, что чувствует отыгравший роскошный концерт рок-музыкант. И мало какие игры способны подарить такие эмоции.


Бэклог года #1. Dragon Age: Inquisition

В свое время «Инквизиция» разочаровала страшно — вместо сюжетного приключения Bioware выпустила MMO-гриндилку без кооператива и мультиплеера. На самом деле это не совсем так, но скучная концепция «мужик закрывает зеленые дырки в небе зеленой дыркой в руке» и очень слабое вступление сделали свое дело. В этом году я устроил себе осень имени Dragon Age, и перепрошел все три части. Если Dragon Age 2 приятно удивила бодростью геймплея на консолях и интересной историей, то Inquisition прошла путь от полного неприятия (после второй части там очень медленный игровой процесс) до умеренного удовлетворения — это не совсем то, что я как фанат первой части хотел бы видеть, но гораздо лучше того, чем мне это показалось восемь лет назад. Без учета нуднейшего вступления, конечно.


Бэклог года #2. Styx: Master of Shadows

Сольные приключения Стикса пылились у меня в бэклоге долгие восемь лет с момента релиза — несколько раз начинал, но игра никак не могла зацепить, а влипнуть в нее после Of Orcs and Men очень хотелось (мне она понравилась, не спрашивайте). В общем, в этот раз я втянулся по полной: тут реиграбельные уровни, мрачный сюжет, харизматичный главный герой и умные враги.

Сейчас трудно найти настолько же полноценный и самодостаточный стелс, которым является Styx. Герой совершенно не способен драться, но берет хитростью и особыми умениями — становясь невидимым, например, или создавая клонов. Благодаря этому набору способностей и сложным локациям каждый уровень действительно можно пройти многими разными способами.

Отдельно стоит отметить визуал, по стилю располагающийся где-то между ренессансом и реалистичным фэнтези, в котором ползает злой гоблин с тесаком. Впрочем, на консолях игра с 2014 года заметно состарилась, особенно на фоне более свежего сиквела.


Бэклог года #1. Игры для PS VR

Вот и настал тот момент, когда моя пузатая библиотека игр для шлема виртуальной реальности от Sony, наконец, пошла в дело. Долгое время я брал на скидках интересные PS VR-игры, которые заслуживали внимания, но вот времени на них не находилось. Это же нужно встать, достать шлем, сесть поудобнее, подключить контроллеры… Еще и отвлечься на работу или телефон тут гораздо сложнее. Но поток игр и ключей от издателей внезапно закончился, так что я справедливо решил, что настало время виртуальной реальности!

И не пожалел. Если прошлой звездой моих VR-приключений стала Skyrim, то в этот раз больше всего времени я провел в Hitman 3. Ну разве вы не хотели лично придушить кого-нибудь особо назойливого где-нибудь в туалете, отлупить грубияна бананом по лицу или переодевшись в бомжа сорвать работу подпольной клиники? Нет, не хотели? А зря, стоит попробовать, ведь это безумно весело! Ну, в Hitman VR, конечно. Третья часть хороша еще и тем, что к ней можно было докупить предыдущие две (что я тогда и сделал, дождавшись скидок), получив поистине колоссальную VR-песочницу как с изощренными заказными убийствами, так и с банальным дурачеством.

А еще у меня была бесконечная, по сути, Beat Saber, лучший в мире симулятор Железного Человека, приключения снайпера-партизана из Sniper Elite в VR, шедевральный блокбастер Blood & Truth, Astrobot от самой Sony, Dirt Rally и черт знает сколько всего еще. Разве что взятые в свое время в PS Plus «Ходячие» оказались мне недоступны, ибо продлить подписку на основном аккаунте стало попросту невозможно. А жаль. В остальном же я действительно отлично провел время в VR, чего желаю и вам.


Бэклог года #2. World of Warships

Когда Запад показательно забанил меня просто за то, где я родился, у меня появилось логичное желание поддержать отечественных разработчиков. Тут-то я и вспомнил, что в свое время с упоением играл в детище питерской студии Lesta (под патронажем Wargaming) про боевые корабли XX века. Знаменитые «Танки» мне никогда особо не заходили, а вот «Корабли» из-за своей внушительной тактической глубины и необходимости тщательно продумывать поведение на пару ходов вперед тогда действительно зацепили. Вот я и решил вернуться в игру, чтобы наверстать упущенное и глянуть, как у проекта идут дела. И, в целом, остался доволен. За время моего отсутствия графику и звук существенно подтянули. Подобной воды, кажется, сейчас нет вообще ни у кого, даже у Sea of Thieves

Разумеется, в игре появилось множество новых веток развития и наций. А еще как раз после моего возвращения переделали экономику, что превратило старые залежи ресурсов и флажков в гору мощных бустеров, которые позволили мне пролетать многие новые ветки с невероятной скоростью. Еще и бесплатного премиума за всякие активности навалили немало. Из минусов стоит отметить сильно проседающий по ночам онлайн (а я живу жизнь преимущественно по ночам) и мрачное отделение от Wargaming, которое, вероятно, не пойдет на пользу ни одному из проектов. Тем более, что разделение разбило русскоязычную аудиторию еще сильнее и заодно поставило меня в тупик: уходить на Европу (где существенно больше народу) или оставаться с «Лестой» (где проще и дешевле платить). 

Как бы то ни было, количество регулярно появляющихся акций, заданий, кампаний и прочего здесь впечатляет. Возможно, старожилы, которые играют постоянно, все это уже видели, но мне вновь вернуться в игру оказалось интересно, пускай и времени она сжирает немерено. Да и деньги на донат, в отличие от практически всех остальных, здесь все еще берут охотно. Одним словом, это по-прежнему отличный сервис, пускай и не самый густонаселенный.


Бэклог года #1. American Truck Simulator

Мне понадобилось больше шести лет, чтобы впервые сесть за руль многотонного грузовика Volvo VNL — тягача с солидной репутацией. И эта репутация точно не уступает той, что завоевала студия SCS Software из Чехии, съевшая множество собак на создании игр про большие грузовые машины.

Главным катализатором для знакомства с American Truck Simulator стал релиз Техаса, одного из самых интересных штатов Америки. После релиза этого DLC я не стал медлить и влетел в игру — как оказалось, не зря, ведь разработчики сделали в ATS все то же самое, что в Euro Truck Simulator 2, но на порядок качественнее и веселее. В Техасе действительно все больше, чем в остальном мире. Нехитрый быт водителя виртуального тягача пришелся мне по вкусу, а бороздить просторы США понравилось даже больше, чем исследовать Европу в другой игре этой серии. При этом тематически ATS очень хорошо легла на мои предпочтения — прямо сейчас я с удовольствием смотрю сериал «Король Талсы» про Сталлоне в Оклахоме, а мои любимые чехи готовят эту самую Оклахому к спуску со стапелей в 2023 году. Вин-вин ситуация для всех!


Бэклог года #2. Battle Realms: Zen Edition

Справедливости ради, в Battle Realms я играл и раньше — это отличная стратегия в реальном времени от Эда Дель Кастилло, без которого, к примеру, не было бы серии Command & Conquer. Battle Realms долгие годы была локальным хитом, малоизвестным феноменом, который иногда называли «RTS’кой, опередившей время».

Смелых идей в ней и впрямь хоть отбавляй — чего стоит процесс тренировки новых воинов, когда из крестьян можно лепить хоть гейш, хоть самураев, хоть огнедышащих сумоистов, отправляя их тренироваться по очереди в разные специализированные бараки. Разные типы урона, четыре непохожих фракции, минимум ресурсов в виде воды, риса и значков Инь-Янь.

В 2022 году я внезапно выяснил, что у игры есть переиздание Zen Edition с поддержкой современных разрешений, удобным управлением и ребалансом юнитов. В раннем доступе игра торчит уже более трех лет, но авторы продолжают радовать апдейтами — недавний патч 1.58 открыл новую эру в истории стратегии, предложив масштабное обновление с кучей QoL-фишек. В такие минуты хочется верить, что однажды у этой недооцененной игры все-таки появится заслуженный сиквел от кого-то типа Petroglyph Games, ведь сам Кастилло уже давно отошел от разработки.


Бэклог года #1. DOOM (1993)

Дум — круто. Для этой игры каждый год выходит какое-то сумасшедшее количество контента, причем зачастую очень качественного. За это я и люблю DOOM — когда за нее не возьмись, никогда не будет мало. На планете может происходить все что угодно, но две вещи не изменятся: одни умельцы будут портировать DOOM на все что угодно, другие будут продолжать делать для нее крутые уровни. А мое дело простое: проходить эти уровни и радоваться, что любимая игра продолжает получать контент. Возможно, я повторю этот абзац в следующем году.


Бэклог года #2. Final Fantasy 11 + Final Fantasy 14

Одиннадцатая «финалка» — моя самая любимая из номерных, ради возможности платить за нее каждый месяц 13 евро мне приходится изворачиваться, но на что не пойдешь ради любви! Это старая, но все еще чарующая игра с большим миром, массой контента и все еще огромным онлайном. Все эти качества применимы и к четырнадцатой, только контента и игроков там еще больше! Я решил допройти сюжетные квесты в рамках своего «финалкомарафона», и пока получается очень даже неплохо. Не уверен, что к выходу шестнадцатой части я закончу все свои дела в этих играх, но оффлайновые и подождать могут.


Бэклог года #1. Red Dead Redemption 2

В этом году я наконец-то прошел Red Dead Redemption 2. Я начинал играть в нее три раза и ни разу не доводил до конца. Всегда находились какие-то причины. Но не так давно я наконец-то завершил прохождение и получил большое удовольствие. Я даже почти плакал под That's the way it is, что играет на пути к лагерю перед последней конфронтацией с Датчем. Ладно, чего я обманываю, плакал как маленькая девочка на этой сцене, размазывая сопли по геймпаду.

При этом я не считаю, что глобально у игры крутой сюжет. Все эти «one last time», «we need moneh, Arthur!» и прочее — бесконечно утомляют. Вылазки с бандой превращаются в цирк, а скетчи Viva La Dirt League про гребаных свидетелей — правда. Но в игре удивительной красоты мир, в котором хочется жить. Цок-цок на лошади, вот это вот все. Проработка деталей на грандиозном уровне — заходишь и каждый раз поражаешься какой-то мелочи. Может, такими и должны быть настоящие AAA, кто их знает.


Бэклог года #2. God of War (ПК)

А еще я сыграл в God of War на ПК. Да, она вышла в 2022-м, но можно занести ее в бэклог, учитывая PlayStation-прошлое. Я проходил ее параллельно с просмотрами стримов по Ragnarok, чем, как мне кажется, сделал только лучше. Внимательнее прислушивался к тому, что хрипел Змей, находил какие-то предпосылки, что развиваются в сиквеле, и так далее. 

Игра хорошая, но навела меня на мысль, что проекты PlayStation — это ранний Marvel. Это аттракцион для геймеров, которым не хочется думать, а хочется веселиться. На горах пятнадцать тысяч каляк-маляк, которыми разработчики подсказывают тебе, куда цепляться. Каждый объект свистит-пердит-мигает, чтобы ты знал, что с ним можно взаимодействовать. Головоломки такие, что ты вроде думаешь, а вроде нет — в итоге ты все равно доволен, что решил задачу и как бы показал себя умным. Странное ощущение от God of War получилось в итоге. Игра считает тебя идиотом, но при этом делает это так вежливо, что можно счесть за комплимент. Ну, а я что. Я доволен. Спасибо!

В уходящем году мы наверстали много упущенного: кажется, даже если новые игры перестанут выходить насовсем, нам будет во что поиграть еще лет 10-15. Кстати, что из бэклога успели закрыть вы? Делитесь с нами в комментариях! А впереди еще два материала с итогами игрового 2022 года на GameGuru — они выйдут завтра и послезавтра.

Игры в материале:

Играть
Комментарии (21)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
muchidincz
1
26 дней назад
.
.
Galactrix
Критик критиков
65
26 дней назад
>Бэклог года #1. Red Dead Redemption 2

Понимаю. У самого эта игра в беклоге. В свое время именно RDR показала мне, что моя 1060 уже не все тянет в фул хд. И хоть комп я обновил с тех пор, но к игре пока желания вернуться не возникло. Не зацепило. Нужно будет попробовать еще раз.
Ravan
Судьбоносный
63
28 дней назад
Беклог вещь святая.
RUNAS
Не такой как все
47
28 дней назад
Для меня в этом году открытием были все игры DS системы, так что было весело XD
Nightyshar
Рок-звезда
61
29 дней назад
Нифига бэклог,перепроходить дум это конечно сильно
Podbiowolf
Смотрящий по играм
65
29 дней назад
о да. старечки еще крепкие. и да doom до сих пор круто.
DedushkaZedd
35
29 дней назад
Рано я про MGS:R видимо вбросил.

Но по сабжу. Ремейк 7 Финалки еще могу вспомнить. Я кайфанул. И вообще за последние годы к jRPG я прям проникся. Раньше плевался, а сейчас чуть ли не лучшие впечатления в принципе. И такими темпами я на них наверное с концами перейду :) Да, это тот случай когда нихрена непонятно, но очень интересно, а еще невероятно красиво, почти всегда. Главное было к специфике привыкнуть. И что важно - никто тебе мозг не сношает пытаясь обратить в свою веру. По крайней мере такого ощущения вообще не возникает, что сегодня редкость. Просто играешь в игру и пытаешься разобраться в интересных сказках. Или не пытаешься, а просто наслаждаешься все упрощая. Делай что хочешь короче, хоть филосовствуй потом в фэндомах и упарывайся в лор, хоть отпусти и не запаривайся, просто наслаждаясь послевкусием. Короче японщина второй год подряд меня спасает в игровом плане. В том году Tales'ы спасли от игровой импотенции, в этом году Финалки хорошо так отвлекли от всего творящегося издеца (надо трилогию Светки таки закрыть). И это просто бесконечный новый и дивный мир для ньюфага. И лучшее там кроется за пределами хайповых франшиз, судя по всему.

DmC реально не такое говно. Хотя я понимаю фанатов. А ведь это была моя первая игра серии. Помимо сказанного, игре надо отдать должное за социальный посыл и его стиль. Местами конечно мерзко, но это реально было круто и дерзко. Само по себе уважаемо. Так как DMC и стиль - синонимы, то хотя по этому перезапуск достоен уже признания. Пускай стильность и специфическая.
Pekrosha
GURU team
18
29 дней назад
Трилогия Светки по моим впечатлением может произвести обратный эффект и отпугнуть от JRPG на многие годы D:
Я вроде худшую часть (вторую) уже прошел, некоторое время назад. И ничего, похоже без душевных травм обошлось xD

Вот Stranger of Paradise да... едрить колотить, это же надо было сделать... такое, что цензурных слов нет. И вот ОНО да, вполне может избавить от симпатий к жанру. Светка тут в сторонке курит. Благо я до этого уже успел проникнутся :)
rachel_kidman
Олдфажище
40
30.12.2022 01:17
Блин, ну когда я РДР2 пройду уже...
Ну хоть не я один такой. Тоже никак руки не дойдут. Вроде и хочется, но пугает она меня, чем-то)
rachel_kidman
Олдфажище
40
29 дней назад
Не-не, она норм. Но у меня сначала времени на полноценное погружение не хватало, а потом... Начались серьёзные проблемы с левой рукой, в общем. 😒 Сейчас Блэк Бук моё спасение. 😝
Да вот наверное дело в том же самом. Объем, погружение. В это надо засесть, а времени не густо)
Но я доберусь, рано или поздно. В конце концов потраченные шэкели вынудят :)
rachel_kidman
Олдфажище
40
29 дней назад
Ну вот новогодние, разве что. 😄
Здоровья! Рабочая левая рука важнее RDR2, она подождет, если что ;)
Блин, что-то теперь неловко, что я этот момент как-то заигнорил :(
Кхм... в общем присоединяюсь. Буду мразью, но не до конца :)
rachel_kidman
29 дней назад
Спасибо. :)
StreamThread
Рок-звезда
61
29.12.2022 18:28
> спинномозговых азиатов
Может "спинномозговое" лишь к шутерам применимо, где важна только реакция? В слешерах нужно думать, хотя бы над тем какие комбухи прожимать и кого из врагов выносить первым. А любая подобная мыслительная деятельность в игре == лаг и минус реакция.
спинномозговой это настолько устоявшаяся уже норма фразеологическая, что ее можно и к азиатам применять, да хоть куда в такой неформальной по сути прямой речи) тем паче они реально жестко спинномозговые. посмотри на ютубе как miduki играет в nioh 2
И все равное у меня стойкое ощущение, что термин исключительно к жанру шутеров применим.
Комментарии на сайте