Не будет преувеличением сказать, что анонс Steam Deck поставил видеоигровое сообщество на уши. Взбудоражены не только геймеры, но и видные игроки индустрии. И в данном конкретном случае речь не идет о каком-то мыльном пузыре. Портативка от Габена действительно способна изменить картину рынка даже в случае, если рисковый проект не найдет широкой популярности. Рассказываем, почему ее успех пойдет на пользу абсолютно всем: от соскучившимся по хэндхелдам приверженцев консолей и ПК-геймеров, ищущих эргономичное решение, до создателей других приставок и даже прямых конкурентов Valve.
Сразу сделаем важный дисклеймер: у нас нет причин считать, что Steam Deck обязательно ждет успех. Мы все еще многого о ней не знаем: эргономика, расположение кнопок и стиков вызывает вопросы, а фетиш Valve на тачпады смотрится уже попросту странно (помянем Steam Controller). Кроме того, всегда сложно спрогнозировать, получит ли консоль достаточную поддержку после релиза. Даже когда речь идет по сути о портативном ПК, ему все равно потребуются как минимум чисто технические обновления. Словом, с учетом всего вышеперечисленного, а также предложенных производителем конфигураций и цен, есть основания считать, что девайс скорее станет нишевым. Но его релиз и даже анонс — звоночек, подающий сразу несколько важных сигналов другим компаниям.
Прежде всего, это заявка от крупной компании на возрождение портативного гейминга в обновленном виде. И это само по себе очень круто. Существует распространенное заблуждение, будто портативные игры — что-то вроде урезанных версий игр «настоящих», больших. Разумеется, это полнейшая чушь. Да, без дешевых портов и демейков ни одна портативка не обходилась, но они же подарили нам множество оригинальных и экспериментальных проектов, которые не могли бы появиться на домашних консолях. Причем зачастую они выходили из-под пера вполне себе крупных компаний.
Бюджет разработки портативных игр всегда был ощутимо меньше, равно как и возможные риски. В таких условиях авторы игр получали куда больше творческой свободы, а геймеры — такие нетленки, как серия симуляторов адвоката Ace Attorney от Capcom или The World Ends With You от Square. Это уж не говоря о море всяких маленьких милых забав вроде LocoRoco или Patapon. Однако в последние годы портативный гейминг стоит обеими ногами в гробу, крышку которого кое-как удерживает одна лишь Nintendo. И в последнее время, стоит сказать, делает это спустя рукава.
Мобильный рынок, понятное дело, не щадит никого. Sony после скоропостижной кончины перспективной, но все же объективно провальной PS Vita вообще зареклась делать портативки, а в руководстве большой N решили пойти на компромисс и выпустить взамен двух консолей одну гибридную. И можно сколько угодно шутить над Switch, но старт у приставки был довольно мощный. Традиционная аудитория Nintendo в лице мариобоев, зельдагерлов и смэш...энтузиастов получила одни из лучших игр в любимых франшизах, гарантированно продающие приставку. Хардкорных геймеров не обделили портами целой россыпи проектов, от DOOM до «Ведьмака», а также рядом оригинальных разработок вроде Fire Emblem: Three Houses.
Учитывая целый ворох анонсов, будущее приставки казалось светлым. Но что-то пошло не так. Ощутив себя монополистом в своей сфере, Nintendo начала отчаянно стагнировать. Вы сможете вспомнить хоть один толковый эксклюзив Switch за последний год кроме Animal Crossing? Порты не считаются! Гибридная консоль переживает куда более тяжелую игровую засуху, чем тру-некстген в лице PS5 и Series X, это начинает напоминать темные времена Wii U. Апофеозом этого витка истории пока что стал разочаровывающий анонс Switch OLED, которая, как метко заметил коллега, оказалась совсем не Pro и не Super. Steam Deck в теории может стать отличным пинком под зад зажравшимся толстосумам из грибного королевства. А там, глядишь, и кто-нибудь еще подтянется на вечеринку...
Еще одним важным аргументом Steam Deck в глазах других компаний должна стать все растущая глобализация гейминга. Кроссплатформенный мультиплеер уже не кажется диковинкой. Может быть мы и до кросс-прогресса в сейвах и ачивках между платформами разных производителей доживем. Причем в отличие от Nintendo, Valve с ее многомноготысячной коллекцией игр Steam точно не будет оторвана от игрового мейнстрима. По крайней мере в часть этой библиотеки можно будет играть с друзьями, которые предпочитают как PlayStation или Xbox.
К слову, портативку Valve уже успел оценить ярый сторонник кроссплея Фил Спенсер. Учитывая, что большинство игр Microsoft выходят и на PC, со стороны «майков» будет логично подружиться с возможной платформой для распространения их товара. Назвавший Steam Deck «потрясающим ходом» Тим Суини из Epic Games, вероятно, руководствовался похожими соображениями. Тим не скрывает, что его особенно заинтересовала возможность устанавливать на портативку сторонние программы для PC. С учетом того, что на Steam Deck можно будет установить Windows, разработка Valve способна будет вместить любые другие игровые магазины. Или сервисы. EGS, GOG, Game Pass, GFN... Даже самые чудовищные изобретения человечества вроде uPlay и Origin. Как говорил товарищ Мао, пусть расцветут все цветы. Stadia? Что это?
У Steam Deck будут проблемы с совместимостью?
Множество новостных изданий выпустили материалы с громкими заголовками: Steam Deck, дескать, не будет поддерживать кучу популярных игр вроде Destiny 2 и Rainbow Six Siege! И это за такую-то цену! Вот только это все равно, что сказать, будто современный игровой ПК не потянет ни одну современную игру, потому что поставляется с DOS, а не Windows на борту. Steam Deck из коробки будет работать под управлением ориентированный на использование клиента магазина от Valve операционной системы SteamOS. Последняя в свою очередь основана на Debian Linux, поэтому совместимость там и впрямь далека от идеала. Несколько спасает ситуацию технология Valve Proton, позволяющая запускать на Linux оптимизированные под Windows программы (и игры в том числе). Но пока не видно ни одной причины, почему пользователю, желающему получить максимальный ассортимент ПК-игр, просто не установить на Steam Deck дистрибутив Windows. Наличие такой возможности в Valve уже подтвердили официально.
Ну и разумеется никто не помешает любителям ретро-гейминга обратиться на Steam Deck к огромной линейке существующих на PC эмуляторов. Этот момент не стоит недооценивать. Эмуляция в последние годы развивается какими-то чудовищными скачками. Казалось, еще недавно запуск игр с PS3 на PC казался чем-то недостижимым — там ведь такая странная архитектура процессора, сам черт ногу сломит… А ведь нашлись умельцы, решили проблему. Воссоздание работы более старых консолей также продолжает совершенствоваться.
А между тем, склонность крупных компаний не давать игрокам поиграть в нормальные версии своих классических игр и выпиливать их изо всех магазинов по поводу и без давно стала притчей во языцех. Есть вероятность, что запуск Steam Deck с его возможностями эмуляции может подтолкнуть их к тому, чтобы заняться своими ретро-каталогами. Все-таки, одно дело, когда твои игры эмулируются на каких-то там ПК, которых миллион конфигураций, пойди еще отследи. Другое дело — хоть и ПК, но задизайненный строго для того, чтобы играть в игры, подающийся как портативная консоль с солидным по меркам портативок характеристиками, да еще и от реально крупной на рынке компании! Как-то несолидно будет, если народ на ней в того же Марио начнет гонять!
Ну, и наконец, Steam Deck реально способен прорубить окно в будущее портативных и строго заточенных под игры компьютеров. Это ведь не первый подобный проект. Но определенно самый громкий на сегодняшний день. Он все еще имеет серьезные ограничения, чтобы сравнивать его даже с игровыми ноутбуками (разрешение в 1280х800 выглядит главным камнем преткновения, а время автономной работы «от 2 до 8 часов» тоже звучит тревожно). И его цена все еще кажется завышенной. Но если Steam Deck «взлетит», эта взлетная полоса расчистится для множества других компаний.
У крупных производителей ПК-оборудования будет повод задать себе вопрос: «Если у Valve получилось, то чем мы хуже?» И кто знает, может быть, уже через пару лет у нас будет возможность выбирать себе подходящую ПК-портативку из многих, подстраивая под себя форм-фактор и начинку, размер экрана и стиков, тип матрицы и объем аккумулятора... Остается только надеяться, что цены на железо будут падать, а не расти.
На каком бы полюсе консольных войн вы ни стояли и какую бы платформу ни предпочитали, запуску Steam Deck стоит только радоваться. В случае успеха этот проект может открыть целый ряд новых дверей. А в случае провала... Ну, хуже точно не станет. У Valve все равно деньги бесконечные.
Насчёт того, будет ли она лучше китайских поделок — этого никто не знает. Речь вообще не о том, насколько это толковое приобретение. Аналоги существуют, но не от таких крупных компаний. У китайцев свои проблемы, и этот сегмент рынка (портативные игровые ПК) на самом деле все еще остается плюс-минус непаханым полем. Steam Deck свою борозду в нём точно оставит, даже если её купят полтора человека.