Лонгриды

Единственная PlayStation, которая не смогла. Почему умерла PS Vita?

Для компании, утеревшей нос ветеранам индустрии в двух консольных войнах подряд, выход карманного игрового устройства был лишь вопросом времени. Правда, золотое правило про троицу на сей раз не сработало: PSP хоть и стала успешной, но до рекордных продаж Nintendo DS ей было очень далеко. Как покажет время, отсутствие первенства в конкурентной борьбе — это мелочь по сравнению с оглушительным провалом PS Vita. Что убило эту амбициозную премиальную портативку, о существовании которой за прошедшее десятилетие вполне можно было и забыть?


По гамбургскому счету, PSP стала куда более важной вехой в развитии портативного гейминга, нежели DS. Nintendo сделала ставку на новаторское управление и идею с двумя экранами, а также обеспечила консоль бесчисленным множеством первоклассных эксклюзивов. И, в общем-то, не прогадала — тут уж 156 миллионов реализованных устройств против у 82 не дадут соврать. Однако именно платформа от Sony сумела максимально приблизить качество портативных игр к стационарным.

Признайтесь, ну кто из вас не мечтал набить морду Хэйхати Мисиме на перемене или взорвать пару тачек в Twisted Metal во время поездки? PSP сумела перенести на портатив полностью полигональные игры в таком качестве, что порой не уступало не только PS1, а даже ее наследнице. Вдобавок это был еще и роскошный по меркам своего времени мультимедийный гаджет: возможность воспроизведения видео, музыки и веб-серфинг значили очень много в эпоху кнопочных телефонов. Возможно, если бы Sony сделала больший акцент на эксклюзивных проектах, а не портах со старших систем, места в консольной войне распределились бы иначе. Однако история не терпит сослагательного наклонения, поэтому оставалось лишь проанализировать свои ошибки и исправить их в новой платформе.


А как хорошо все начиналось…


Когда анонс консоли с претенциозным названием все-таки состоялся, радости публики не было предела. Неказистые UMD-диски заменили компактными картриджами, добавили второй аналог, опциональную поддержку 3G-модуля, даже отличный по меркам смартфонов тех лет OLED-дисплей с почти HD-разрешением. Вдобавок ко всему Sony позиционировала консоль как прямую наследницу традиций PSP: если ту считали чем-то вроде портативной PS2, то здесь компания уже замахнулась на лавры PS3. Словом, Vita должна была стать премиальным во всех смыслах устройством. Но за качество, как известно, нужно платить, и первая серьезная ошибка была допущена уже на старте. Цена — 250 баксов. Еще не до конца отжившие свой век Xbox 360 и PS3 можно было купить дешевле, а вышедшая спустя год PS4 стоила всего в полтора раза дороже Vita. Что интересно — Nintendo запустила 3DS с тем же ценником, но быстро одумалась и уже через полгода снизила стоимость почти на 100 долларов. В Sony же решили, что ее чудо-портативку, чьи возможности ощутимо превосходят характеристики конкурента, купят и так. Не купили.

Уже в августе ценник был снижен до 199 баксов. Цифра, конечно, уже более привлекательная, но не настолько, чтобы переманить аудиторию на свою сторону. В следующем году Sony выпустила новую ревизию консоли — с более дешевым экраном, но увеличенным временем автономной работы и 1 ГБ внутреннего пространства, позволившим сэкономить на покупке карты памяти. Обновленная версия PS Vita стоила уже чуть больше сотки, но и это не сработало: будь консоль сколько угодно дешевой, в первую очередь геймера интересуют игры.

Я отлично помню, как летом 2012-го (спустя всего полгода после запуска в России) распаковал посылку с Amazon и на протяжении десяти минут не мог отвести глаз от портативной красавицы. При всем уважении к конкуренту, приобретенному месяцем ранее, Nintendo 3DS все равно ощущалась как-то нечто детское и более дешевое. И это неспроста. Судя по ранним интервью со многими сотрудниками Sony, компания рассчитывала именно на такой прием — игроки придут в восторг от внешнего лоска и мощной аппаратной начинки, а остальное уже приложится по ходу дела. Но, увы, пущенная в глаза пыль рассеялась очень быстро. На старте в арсенале консоли был один по-настоящему киллер-тайтл, способный хоть сколько-нибудь оправдать покупку столь дорогого девайса — Uncharted: Golden Abyss.


По неироничному стечению обстоятельств Uncharted: Golden Abyss, вошедшая в стартовую линейку игр для PS Vita, так и осталась самой красивой игрой на платформе


До самого последнего момента я (да и все вокруг, наверное, тоже) был убежден, что Sony привирает насчет качества графики, но нет: в запущенную на консоли игру мозг все еще отказывался верить какое-то время. Дело было не только в потрясной графике: игромеханически портативный спин-офф работал на уровне первой части. Мечтать о большем в дороге тогда и не приходилось. Подкачал разве что сюжет, но что поделать — Sony Bend на то и подмастерье. Но это уже не столь важно. Наживка благополучно проглочена и переварена, а что дальше? А дальше... примерно ничего. Большую часть библиотеки в первый год существования Vita составили мультиплатформа и эксклюзивы сомнительного качества вроде Resistance: Burning Skies и Call of Duty: Black Ops: Declassified. Лучиком света в темном царстве стала разве что великолепная Gravity Rush. Но о чем можно говорить, когда на стороне 3DS были и сниженная цена, и первоклассные хиты от самой Nintendo?

К слову, самое время вспомнить о том, без чего сохранять прогресс в играх было невозможно — карта памяти. Если на PSP решить проблему с задранным ценником помогли поддельные экземпляры, порой не особо уступающие в качестве оригиналам, то у Vita был свой проприетарный формат, оказавшийся китайцам не по зубам. И такие карточки стоили примерно в три раза дороже аналогичных по объему microSD. Ну и для того, чтобы полностью закрыть тему высокой стоимости, нужно упомянуть еще и оказавшуюся абсолютно бесполезной заднюю сенсорную панель. Тут уже наверняка и не скажешь, винить в этом инженеров Sony или создателей игр, но факт остается фактом: наличие такой детали сказывалось на цене, при этом не давая ничего интересного взамен.


Выпуск медиаплеера PlayStation TV, частично совместимого с библиотекой игр для Vita, был еще одной несуразностью. Почему нельзя было просто добавить HDMI-выход в новую ревизию консоли?


Уже в начале 2013-го в компании наконец-то пришли в чувство и поняли, что дела, мягко говоря, не складываются. Четыре миллиона проданных за год консолей для такого амбициозного гаджета — унизительная цифра. А тут еще и мобильный гейминг принялся дуть в спину улучшающейся с каждым годом графикой и обширным выбором условно-бесплатных развлечений. Конечно, с PS3 поначалу тоже было не все гладко, но исправить положение с течением времени помогли топовые эксклюзивы вроде Uncharted и The Last of Us. О том, что устройства продают не красивые цифры в техпаспорте, а игры, в Sony вспомнили слишком поздно. Компания уже во всю готовилась к запуску PS4, поэтому Vita была отдана на откуп сторонним разработчикам. В основном, из инди-среды, отчего переиздания классики времен PS2, редкая мультиплатформа и поистине дефицитные ААА-эксклюзивы (Killzone: Mercenary) затерялись в пучине пиксельных платформеров, пазлов и прочих по-своему достойных тайтлов… которых хватало и на других консолях.

В противовес этому Nintendo до самого конца поддерживала 3DS мощными хитами. И, кстати, один из ведущих систем-селлеров PSP — серия Monster Hunter — благополучно переехал на консоль от Nintendo, еще больше дискредитировав Vita в глаза покупателей. Даже обратная совместимость с предшественницей не сделала большой погоды. А знаете почему? Потому что список поддерживаемых PSP-игр был ничтожно мал на фоне полной обратки с играми от DS. А уж на этой платформе проектов, прошедших проверку времени, хватало с избытком.


Возможно, вы сейчас очень удивитесь, но свою первую «карманную» консоль Sony выпустила еще в начале 90-х. Правда, с одной оговоркой: под названием Intelligent Discman в действительности скрывалась портативная версия мертворожденной CD-i


И хотя производство Vita было свернуто лишь в 2019-м, ее дни были сочтены уже после запуска PS4, когда стала ясно, что на поддержку платформы ее создателями был, простите за выражение, положен здоровенный болт. И даже последний укол адреналина под видом возможности транслирования геймплея с консоли нового поколения на портативку от Sony не смог заинтересовать аудиторию. А надежды на то, что компания еще сможет получить какую-то денежку с продаж игр, рухнули в 2016-м, когда хакеры взломали системное ПО. Данное обстоятельство нанесло жестокое «фаталити» кошельку Sony — цифры проданных копий, а по совместительству и отчислений в пользу компании из стора, упали до минимума. С другой стороны, это сильно повысило ценность консоли в глазах игроков, которая послужит прекрасным портативным гейминг-центром даже сейчас.

После установки кастомной прошивки и покупки переходника, маскирующего microSD под оригинальную карту памяти, PS Vita превращается в отличный мультимедийный центр. Полная совместимость с библиотекой игр для PS1 и PSP, порты классики времен MS-DOS и Windows 95 и, конечно же, эмуляторы. Кстати, не в обиду Sony будет сказано, что именно взлом в свое время сильно повысил продажи PS3, а на PSP даже и хакать ничего не пришлось — брешь в первых версиях системного ПО позволяла запускать сторонний софт без каких-либо перепрошивок, что также сильно повысило привлекательность платформы в глазах тех, кому в дороге были жизненно необходимы игры с ретро-консолей.

Но продажи железа на консольном рынке — это мелочь. Sony и Microsoft продают их практически по себестоимости, получая основной заработок именно с продаж лицензионных копий видеоигр. После взлома до финала этой истории начал отсчитывать минуты большой красный таймер. Вдобавок ко всем бедам, вскоре вышла Nintendo Switch, которая предлагала игрокам не только большую линейку эксклюзивов, но и порты актуальных ААА с больших платформ. Для Vita это был смертный приговор. В 2018 году Sony объявила о грядущем прекращении производства. 

И вот еще что. После того, как Sony переполошила общественность известием о закрытии онлайн-магазина для PS3 и PS Vita, на проторах Reddit объявился человек, представившийся бывшим сотрудником компании. Администрация форума сразу же подтвердила, что он не врет. И хотя многие комментарии были оставлены без ответа, в треде, насчитывающем свыше 800 сообщений, можно подчерпнуть много интересной информации. Например, об inFamous, когда-то планировавшейся для Vita. Ну и в целом становится понятно, что отсутствие мощной поддержки ААА-тайтлами было обусловлено высокой стоимостью производства и вместе с тем наивной верой в светлое будущее, в котором пользователи купят новую портативку без особых на то причин — просто на волне успешного опыта знакомства с PSP.

В завершение стоит отметить лишь то, что Sony не одинока в своем фиаско. Аналогичную неудачу примерно в ту же пору потерпела и Nintendo с Wii U. Правда, мастерски реабилитировалась благодаря гибридной консоли Switch, а вот Sony в портативе, похоже, более не заинтересована. Вообще, складывается впечатление, что PS Vita стала жертвой недостатка ресурсов, ведь Switch для Nintendo — это флагманская консоль. Sony же в жизненный цикл Vita делала первые уверенные победы на фронтах сражений больших систем, создавая качественные эксклюзивы силами внутренних студий. Похоже, именно туда были брошены все мощности, а разрабатывать аналогичные по качеству тайтлы для портативки стало попросту некому. Press F to pay respects.

Комментарии (8)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Reita 
3 дня назад
Для эмуляторов самое то.
Gxpx
6 дней назад
А ведь могли такого жару задать... эх
Silencer 
11 дней назад
PSP была круче.
Pekrosha GURU team
13 дней назад
У Виты с ее железом и эргономикой был огромный потанцевал. И во многие игрули на ней до сих пор приятно погонять (в основном порты, конечно). А до кучи у нее еще и отличные возможности эмуляции. Жаль, что ее ждала такая безвестная смерть.
Вообще, скучаю по портативным приставкам. Сейчас эту нишу одна Nintendo тащит, но там свои нюансы и проблемесы.
Свич так-то поинтереснее для эмулей. Экран побольше и мощь. Но он и стоит...
Seek and Destroy
13 дней назад
Жаль что так бездарно слили.
Galactrix 
14 дней назад
Познавательно.
Iron 
15 дней назад
Купил ради Анча в свое время, прошел и продал. Мертворожденная хрень без игорь.
Комментарии на сайте