Лонгриды

Феномен культа Зельды. Почему серия так популярна на Западе и не очень у нас

Серия The Legend of Zelda сводит с ума миллионы людей по всему миру, но при этом непопулярна в России. Да чего уж там, до выхода Breath of the Wild она вообще была известна лишь малому кругу энтузиастов и поклонников Nintendo. До сих пор не все знают, что главного героя зовут не Зельда, а Линк! В чем же секрет ролевой игры от большой N и чем мультяшная RPG привлекает взрослых геймеров? Об этом мы сегодня и поговорим.


В России о «Зельде» мало кто знал до 2017 года. Виновата в этом непопулярность консолей Nintendo. Собственно, распространенных моделей на территории СНГ было всего две. Речь о Dendy, клоне японской версии NES, и Switch, которая удачно запустилась в России. На «Денди» первые части The Legend of Zelda не выходили, потому что картридж обладал сложной схемой с батарейкой для сохранений, которую фирма «Стиплер» не хотела копировать. После Dendy консоли Nintendo у нас стали диковинкой, поэтому все самые культовые части прошли мимо СНГ-рынка. А вот вышедшая в 2017-м Switch разошлась в России неплохим тиражом, а поскольку игр на старте было мало, многие заодно познакомились и с Breath of the Wild.

Вместе с этим, на Западе серию знают и любят еще с первой игры. На ней выросло огромное количество тех, кто делал игры с 90-х, и делает до сих пор. Из-за этого франшиза оказала огромное влияние и на вас, даже если вы об этом и не знали. Создатель GTA и RDR, основатель Rockstar Games Дэн Хаузер в 2012 году сказал, что «любой, кто делает трехмерные игры и говорит, что ничего не позаимствовал у Mario и Zelda, лжет». Про приключения усатого водопроводчика сказано уже немало, а мы сосредоточимся на втором упомянутом имени.

Картриджи с «Зельдой» на старых платформах выпускались в необычном золотом оформлении. К сожалению, на Switch традицию нарушили

В этом году оригинальной The Legend of Zelda исполняется 25 лет. Для киноиндустрии такой возраст не является чем-то выдающимся, но для игровой серии это много. Фактически, «Зельда» вышла на самой заре потребительского сегмента видеоигр, благодаря чему и стала для нескольких поколений иконой. Впрочем, в 1986 году было много разных японских ролевых игр, часть из которых была даже популярнее.

Стоит прояснить, что в отличие от Dragon Quest и Final Fantasy, первые части которых вышли в Японии примерно в то же время, The Legend of Zelda не является jRPG. Да, в ней был сюжет, но большая его часть находилась в приложенном к игре буклете, а сражения происходили в реальном времени, а не в пошаговом режиме. В основе первой «Зельды» лежал геймплей, построенный на сражениях с монстрами и решении головоломок. Игроку было необходимо грамотно распоряжаться ресурсами, искать ключи для закрытых дверей и другие предметы, которые помогут найти путь в запутанном мире игры.

Знаменитый мем из самой первой игры серии: «одному идти опасно, возьми это» [дает меч]

Первые игры фактически были top-down экшенами с элементами RPG: из врагов выпадали деньги, улучшения, расходуемые предметы. Были также и элементы метроидвании, из-за чего приходилось возвращаться в одни и те же подземелья, но уже с новой экипировкой или ключевыми предметами. Основное действие происходило как раз под землей — по сути, вся игра состояла из прохождения подземелий, где игрок должен был решать головоломки и сражаться.

Несмотря на успех, двухмерные игры серии на NES, SNES и Game Boy — это лишь начальный этап. Для своей первой приставки, работающей с трехмерной графикой, Nintendo готовила мощную линейку игр и в том числе новую часть «Зельды». Вышедшая в итоге The Legend of Zelda: Ocarina of Time — это до сих пор самая высокооцененная игра в принципе на Metacritic. И вот с этого момента The Legend of Zelda становится не просто хорошей игрой, а великой серией, повлиявший на современный геймдизайн.

Окарина Времени стала одним из узнаваемых символов серии, наряду с шапочкой Линка и Трифорсом

В игре была представлена революционная схема управления и поведение камеры, частично подвластной игроку, потому что большую часть времени ей управлял отдельный искусственный интеллект. Именно в Ocarina of Time впервые использовалась таргет-система, которая позднее так пригодится создателям Souls-серии. Помимо этого, там были продвинутые анимации, в том числе и лицевые, многие из которых были записаны с помощью захвата движений.

Но технические подробности и впечатляющая в 1998-м году графика — лишь детали, которые обрамляют революционный геймдизайн игры. Фактически это было первое воспроизведение открытого мира в 3D, который поражал игроков как масштабом, так и проработкой. Конечно, по современным меркам он выглядит ужасно устаревшим, но нужно понимать, что это самые настоящие истоки.

Majora’s Mask сделана буквально на основе от Ocarina of Time, но благодаря уникальной концепции играется совсем иначе

Одно из основных достоинств Ocarina of Time в том, что она успешно перенесла геймплей серии из 2D в 3D. Сейчас об этом легко забыть, но множество игровых серий погибло именно из-за смены перспективы. Помните Contra? У нее не получилось переехать в 3D несколько раз, после чего серия впала в кому. А что стало с Earthworm Jim? Третье измерение только испортило прекрасную игру, фанаты мечтают забыть о существовании Earthworm Jim 3D. Тот же Prince of Persia 3D практически загубил успешную серию. Такая судьба постигла очень многие тайтлы, гремевшие на 8 и 16-битных консолях. Большинство разработчиков так и не придумало, как подружиться с новой игровой реальностью, а создатели Ocarina of Time и Super Mario 64 смогли, и их идеи до сих пор используются при разработке игр.

The Legend of Zelda: Windwaker покоряла возможностью исследовать море на собственной лодке

Для геймеров того времени 3D было шоком, но одного этого мало, чтобы об игре помнили до сих пор. Третье измерение существенно преобразило Хайрул — королевство, в котором происходит большинство игр серии. Несмотря на то, что разные части не связаны сюжетом и Хайрул каждый раз предстает перед игроком в новом свете, это всегда место, которое выглядит красиво и дает простор для деятельности, но также и хранит некую тайну, которую подсознательно хочется исследовать. Что случилось в Breath of the Wild? Почему все живут на высокой скале, летают на птицах и боятся спускаться на поверхность в Skyward Sword? Что делает мир Twilight Princess таким мрачным? Все эти вопросы появятся у вас в голове, даже если о них не задумываться сознательно.

Но не все игры серии одинаково «конфетные». Впрочем, каждую часть все равно можно обоснованно назвать семейной. Это другая особенность The Legend of Zelda, которая сделала ее популярной. Родители могли играть в нее вместе со своими детьми, и всем при этом было интересно и комфортно. Представьте, какой эффект оказывало на юных геймеров удивительное приключение со множеством секретов, которое они переживали вместе с семьей.

У Skyward Sword странный визуальный стиль, который понравился не всем игрокам. Особенно принцесса Зельда

Но с этим появляются и дополнительные требования к игре — раз она семейная, то должна быть достаточно простой, чтобы быть доступной, но в то же время это ролевая игра, которая должна иметь глубину. Удивительно, но Nintendo всегда удается удержать этот баланс. Как будто следуя близзардовскому слогану Easy to learn, hard to master, компания делает игровой процесс на первый взгляд удивительно простым, но наполняет его миллионом деталей. Банальный пример: в той же Breath of the Wild можно готовить самые простые блюда или вообще есть сырые ингредиенты, которые восполнят здоровье и помогут в преодолении трудных мест, но при этом никто не мешает готовить еду по сложным рецептам, которые будут иметь более комплексные эффекты.

Это же правило распространяется на все механики, давая возможность насладиться ими как опытным геймерами, так и новичкам. Игры Nintendo вообще идеально «вылизаны» во всех аспектах, что и делает их особенными. Это очень важно в разрезе того, что начиная буквально со второй части у каждого игры в серии есть особенность, которая выделяет ее на фоне остальных. В Majora’s Mask это замкнутая временная трехдневная петля, из которой нужно выбраться, начиная ее заново. В Breath of the Wild — нетипичный для серии открытый мир, который подарил игрокам небывалую свободу. В Twilight Princess есть волк, который играет важную роль в геймплее. Skyward Sword сосредоточилась на motion-управлении. В Windwaker много внимания уделено воде, по которой можно перемещаться на лодке, а в Spirit Tracks мы вообще путешествуем по миру на поезде, которым полностью сами управляем. Каждая из 19 номерных игр содержит какую-либо изюминку, которая к тому же отлично реализована. Не о таком ли разнообразии в играх условной Ubisoft мечатают геймеры?

Маркетинг маркетингом, но вы действительно можете посетить любое место с этого скриншота. В кадр попало меньше четверти игрового мира

Впрочем, эпоха великих географических открытий в играх закончилась, и в 2017-м году Breath of the Wild не удалось создать полностью новый жанр. Но в то же время свежий взгляд на открытый мир показал игрокам, уставшим от одинаковых «песочниц», как может выглядеть по-настоящему продуманное окружение.

Игра органично переизобрела геймплей серии. До 2017 года все части строились на обширном наследии, добавляя к нему несколько новых механик. BotW, в свою очередь, просто перенесла это в полностью открытый мир. Поскольку игрок не сдерживается рамками сюжета (разве что на период обучения), он может пойти в любом направлении и исследовать то, что покажется ему интересным. В этом плане игра предоставляла небывалую свободу — на все горы, моря, острова, здания и пещеры, которые игрок видел, он мог попасть.

Надев маску бокоблина, можно втереться к ним в доверие и немного потусить

Индивидуальное приключение в крайней «Зельде» формируется еще и за счет высокоинтерактивного окружения. Мир в Breath of the Wild на самом деле работает по очень простым законам: трава и деревья горят, камни скатываются с наклонных поверхностей, лава поджигает горящие предметы, вода течет, но на холоде замерзает, и так далее. Благодаря необычным инструментам, которые игра дает в руки Линку, взаимодействие с этой системой в итоге приносит миллионы комбинаций.

Гоблины (в серии Zelda — «бокоблины») расселись вокруг костра и жарят мясо? Способов разделаться с ними невероятное количество: можно просто выстрелить взрывной стрелой в костер; можно с помощью магнетизма выкинуть их оружие в реку и побить как младенцев; можно притащить улей с пчелами, от которых глупым гоблинам останется лишь убегать; можно попытаться скинуть на них огромный валун — благо, в этой части Линк умеет передвигать большие предметы с помощью кинетической энергии. В такой ситуации даже как-то обидно будет просто напасть исподтишка и перебить их по-старинке.

Каждое Святилище посвящено какой-то конкретной теме

Но открытый мир, где можно мучать противников изощренными способами и запускать себя в полет на дереве, это, по сути, большой тестовый полигон. В BotW разработчики постарались переизобрести концепцию подземелий, и в итоге по миру оказалось раскидано 120 Святилищ — специальных небольших локаций, построенных на головоломках. Помимо продуманности испытаний, особенными их делает та самая вариативность, позволяющая решать одни и те же задачи разными способами.

Как можно было понять, подземелья в серии The Legend of Zelda — одна из ключевых ее составляющих. Их дизайн во многом стал иконическим, и схожий подход часто используют и в других играх. Даже в TES 5: Skyrim используется эта же схема, только сильно упрощенная. В основе зачастую лежит некий хаб — большой зал, из которого игрок отправляется искать разные способы для продвижения. Вкупе с массой секретов и запутанной структурой, такие небольшие приключения превращались в серьезное испытание для геймеров без прохождений. Святилища в Breath of the Wild осовременили эту концепцию, уменьшив локации и сделав их более разнообразными. Хотя в игре все равно присутствует четыре классических сюжетных  «подземелья», но выполненных в необычном антураже.

Смешивая случайные ингредиенты можно получить самые неожиданные сочетания

Добиться такой свободы получилось благодаря тому, что сюжет в BotW совсем отошел на второй план. По традиции, Линк спасает принцессу Зельду, но ее присутствие в истории ограничено флешбеками. Теперь это вообще основной способ повествования — игрок находит места по фотографиям, где потерявший память Линк вспоминает небольшой фрагмент своей прошлой жизни. Впрочем, этим можно и не заниматься, как и не проходить четыре сюжетных подземелья — выполнить основную миссию можно буквально за пару часов, нужно просто знать как. 

Сюжет в играх Zelda никогда и не был основным элементом. Как и Final Fantasy, фактически это антология. В каждой номерной части вы играете за нового Линка, спасаете новую Зельду, а происходит это в новом Хайруле. Благодаря этому начинать знакомиться с серией можно с любой части — связаны между собой всего лишь несколько, да и это вполне можно опустить. Шутка ли, Breath of the Wild 2 (или как игра будет называться) станет первым прямым сиквелом в 25-летней истории франшизы!

Motion-управление было одновременно и бичом, и особенностью Skyward Sword. В ремастере для Switch его не убрали, но дали альтернативу

Предыдущая игра серии вышла в 2011-м году на Wii, и это была Skyward Sword, которая недавно перевыпустилась на Switch. Это последняя номерная «Зельда», построенная по более линейным лекалам великой Ocarina of Time. В свое время ее встретили довольно прохладно из-за принудительного motion-управления, странного визуального стиля (вдохновленного работами художников-импрессионистов) и большого количества бэктрекинга. В версии для Switch решена как минимум проблема с управлением, что делает этот порт оптимальным решением.

Switch вообще отлично подходит для того, чтобы познакомиться с серией: там можно посмотреть на все три ее ипостаси. Современное видение Breath of the Wild, как будто бы игрушечный ремейк Link’s Awakening с Game Boy (в этом тексте мы практически не затронули портативные выпуски, но они следуют духу самых первых частей серии) и уже упомянутая Skyward Sword HD. Помимо этого, по подписке доступны игры с оригинальной NES, в числе которых несколько самых первых частей серии. Но тем, кто хочет сыграть в самые культовые части, следует озаботиться приобретением Nintendo 3DS: благодаря обратной совместимости с оригинальной DS и выпущенным ремейкам, на данный момент там самая высокая концентрация легенд.

Link’s Awakening намеренно сделали похожей на диораму фигурок

Ну и за что же в итоге на Западе так любят игры про принцессу Зельду и ее телохранителя? На самом деле, это целый спектр факторов, который начинается с банального возраста серии, заканчивая проработанностью и вниманием к деталям. Помимо этого, несколько частей серии вообще стали фундаментом для целых жанров, задав стандарты для приключенческих игр. Особенно отрадно в этой ситуации то, что новое видение серии оказалось достойным своих славных предков, приглянувшись и игрокам, и критикам.

Упустив актуальное время выхода игр, жители СНГ упустили также и частичку величия The Legend of Zelda, ведь большинство западных игроков знакомы с историей Линка с самого детства и поэтому так трепетно к ней относятся. Но многие игры серии спустя годы так и остались проработанными приключениями, которые и сейчас поражают возможностями и продуманностью. Вряд ли в России когда-нибудь сложится такой же «культ Зельды», но это не должно никому мешать. К тому же, новые части делают все, чтобы в них сыграло побольше людей — и этим надо обязательно пользоваться.

Комментарии (6)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Vyse 
24.08.2021 04:27
Консоли от Нинтендо всегда были для нас непозволительной роскошью. Как только эмуляторы Свича и ВиЮ станут стабильными и не требовательными - обязательно сыграем во все трёхмерные Зельды.
Взять б/у 3DS сейчас можно по цене половины какой-нибудь очень паскудной видеокарты. Это гораздо более интересный и аутентичный вариант, хотя, конечно, получится сыграть не во все части, но в самую классику - да. А эмулятор WiiU уже давно вполне ничего, как отметил пользователь T0xic ниже.
чего? я в 2012-м с Амазона заказал 3DS за 6 тыщ. это было в полтора раза дешевле PS3.
Thunder
23.08.2021 18:21
Потому что у нас не было этих игр до эмуляторов. Тут даже статью читать не надо, все на поверхности. Хотя за статью все равно лайкос.
Pekrosha GURU team
23.08.2021 15:22
Очень люблю A Link to the Past. А вот трёхмерными частями, как ни пытался проникнуться, так и не смог.
T0xic
23.08.2021 10:46
Ботву прошел на эмуляторе, одна из лучших игр для меня за последние лет 10
Комментарии на сайте