Лонгриды

Феномен Farming Simulator. Как выращивание виртуальной картошки стало популярнее Battlefield 2042

Помните тот старый мем? В нем фермер целый день батрачит на поле, затем, уставший, возвращается домой, планирует отдохнуть и запускает Farming Simulator. Для кого-то это может показаться всего лишь шуткой, но такие люди, сперва занимающиеся тяжелым трудом в реальной жизни, а затем «играющие» в тяжелый труд  в Farming Simulator, действительно существуют. Как, например, американский фермер Вэйд Келли. Он владеет 200 гектарами настоящих, барионных, так сказать, кукурузных полей, но обожает возвращаться по вечерам на свое виртуальное поле площадью более 500 гектаров, которое обрабатывает техникой, которая IRL ему и не снилась. Но, кажется, шутка вышла из-под контроля: Farming Simulator 22 бьет онлайном не только злополучную Battlefield 2042, но и многие другие главные релизы года. Кто все эти десятки тысяч людей, играющие в виртуального фермера, и главное — почему они это делают?


Речь, как уже ясно, в этом материале пойдет о феномене серии игр Farming Simulator. Мы разберемся, зачем разработчики занимаются самокопированием, выпуская одну и ту же игру год за годом (или это не так?), и почему фанбаза такого, казалось бы, довольно скучного жанра монотонных симуляторов без экшена с каждым годом все растет и растет.

Ради этого в FS и играют. Первичный анализ темы окончен, а теперь...


Немного теории


Для начала стоит заиметь общее представление о серии игр, чтобы понять, откуда ноги растут, и двигаться дальше. Не вдаваясь в глубокие дебри: Farming Simulator — это достоверный симулятор преимущественно сельскохозяйственной деятельности, выпущенный на большинстве современных платформ: ПК, консолях стационарных и портативных, а также мобильных устройствах. Первая игра под названием Farming Simulator 2008 вышла, как не сложно догадаться, в 2008 году, сразу же завоевав сердца целой кучи поклонников. С тех пор каждый год, за исключением двух, выпускается новая часть серии (не всегда год в названии совпадает с годом релиза игры), и последняя, самая свежая — FS 2022.

В главном меню Farming Simulator 2022 меняется фон, как бы показывая новую «фишку» 22-й версии — смену времен года

Симулятор фермера не предлагает игроку глубокого сюжета или какой-то цели. Напротив, FS как бы показывает игроку, что его роль — всеми силами стремиться организовать репетативный и предсказуемый процесс. Без разнообразия, без неожиданных поворотов событий — медитативно, стабильно, доходно.

Начиная с голым полем (или засеянным сорняками), и имея в кармане небольшой стартовый капитал, игрок должен обустроить площадку под фермерство, возвести необходимые строения, купить технику и инструменты, и наладить разные сельскохозяйственные процессы, такие как выращивание культур или лесозаготовки. Затем, когда бюджет расширяется, — покупать новые участки, строить новые здания, закупать новую технику, и так далее. Повторять до удовлетворения или достижения каких-то заранее выставленных целей в духе «заработать мульон».

Игрок волен как заниматься всем этим вручную, вплоть до распила бревен бензопилой от первого лица или управления трактором, так и нанимать для этих целей наемный персонал, если речь идет об одиночной игре. В мультиплеере предпочтительнее и веселее разделять труд между товарищами по команде (хотя, можно иметь разные фермы и соревноваться друг с другом в умении пахать чернозем).

Если сильно не вдаваться в детали, то вышеописанный геймплей практически полностью описывает Farming Simulator, причем применим он к любой части серии, что к 2008, что к 22.

Кстати, о бревнах, распил которых тут реализован очень хорошо. Задаем угол среза, пилим любыми кусочками, собираем, продаем…


Теперь, собственно, к самому феномену


И прежде чем пытаться понять, чем же Farming Simulator так увлекает игроков, стоит понять, что из себя в принципе представляет фермерство. А фермерство — это тяжелый, долгий и упорный труд, в котором для появления результатов не только требуется вложить тонну сил и ресурсов, но и хорошенько так подождать, чтобы вообще их увидеть. Так что на этом моменте можно уже выделить тезис о том, что Farming Simulator — это игра для терпеливых людей, которые готовы долго, иногда очень долго ждать. Те игроки, которые хотят видеть результаты своего труда сию же минуту, будут сильно разочарованы.

Нет, конечно, в настройках мира можно выставить быстрый ход времени, и зрелую морковку можно будет собрать уже через полчаса игры, но такой путь не для джедаев. Настоящие хардкорные игроки выставляют множитель времени 1:1 к реальному и постигают дзен. Шутка, конечно, таких игроков мало, но они все-таки есть. Некоторые предпочитают арендовать свой сервер, ставят время 1:1, и заходят поиграть раз в несколько реальных месяцев, чтобы что-то посадить или собрать. Вот это я понимаю — настоящая мужицкая выдержка.

О любителях долго ждать — обратите внимание на количество созданных игр в правом верхнем углу. И это только открытые игры, доступные для поиска

Из вышесказанного уже можно сделать вывод, что Farming Simulator — не для всех. Кому-то для расслабления нужен ураганный шутер, другим  — стремительный автокар на улицах Лос-Сантоса, а третьим — медленный, но мощный трактор, освещаемый лучами закатного солнца под песни загородных птиц.


Почему люди играют в Farming Simulator?


Дабы не сильно погружаться в философию и глубокие рассуждения, в первую очередь можно спросить самих игроков. В конце концов, кто, как не они, точнее всего расскажут причины своей привязанности к симулятору агрокультуры? И, если как следует прошерстить отзывы в Steam и на других платформах, можно выделить несколько основных пунктов. Которые, с некоторыми оговорками, применимы и к другим типам симуляторов, будь то Cities: Skylines или Euro Truck Simulator.

Новизна ощущений и необычный опыт. Многие игроки задумываются о фермерстве, потому что хотят ощутить что-то новое, прикоснуться к миру, который им до запуска продукта не был доступен. Каждый из нас, геймеров, когда-то сталкивался с подобными ощущениями: когда в первый раз запустил, скажем, Call of Duty или другой милитари-шутер. Нас облачили в военную форму, дали в руки винтовку, и мы впервые почувствовали себя участниками боевых действий, настоящими солдатами. Со временем это чувство приедается, так как шутеров много, а вот агросимов исчезающее мало, и получить необходимые эмоции здесь довольно просто. Впервые сесть за мощную многотонную машину, оставляющую за собой глубокие борозды в земле, или собрать свой первый урожай — все это приносит действительно неподдельную, почти детскую радость, а это, поверьте, дорогого стоит.

Хотя, и за такую машину в агросиме сесть — уже радость. На нее ведь нужно сначала накопить, да еще и сделать выбор — потратить деньги на нее или что-то более полезное

Медитативный процесс и отдых от стремительной повседневности. Жизнь коротка, ее темп неуловим, и порой хочется от всего этого отдохнуть. В этом отлично поможет не ураганный экшен (хотя, конечно, на вкус и цвет), а монотонный репетативный геймплей агросимулятора. В моем окружении есть один прожженный любитель ферм, который садится за баранку трактора, включает онлайн-радио с каким-нибудь кантри и просто два-три часа медленно катается по полю, не думая не о чем. По его словам, это отлично прочищает мозги после тяжелого трудового дня. И, судя по отзывам на игру, этот товарищ далеко не один такой.

Чернозем, вржжж-вржжжжу трактора… романтика

Возможность воплотить несбыточную мечту. Да, бывает и такое. Все люди разные, мечты и желания чаще всего у них не совпадают. Кто-то жаждет перебраться в столицу и заработать все деньги мира, кому-то нужна большая семья, а некоторые лелеют мечты о переезде в глубинку и приобретении там собственного участка для возделывания разного рода культур. Все взять и бросить, продать квартиру, купить на последние деньги ферму и трактор — очень рискованное дело, и духу на такое хватит не у каждого. А вот запустить Farming Simulator и почувствовать себя владыкой житниц совсем несложно и относительно недорого. В общем, тут аналогично любым другим играм: тот, кто никогда не станет космонавтом, военным, истребителем чудовищ — может запустить игру определенного жанра и хотя бы ненадолго почувствовать себя тем, кем он никогда не станет.


Отдельным пунктом можно выделить тех, кто занимался фермерством раньше, но по каким-то причинам больше не может этим заниматься в настоящем, такие игроки тоже существуют. Сэм Мэннинг, потомственный фермер, не смог продолжать заниматься своим делом из-за проблем с экономикой и сильными убытками. Но спустя несколько лет, уже давно отложив трактор и пересев в офисное кресло, Сэм обнаружил, что в Farming Simulator можно «заткнуть» дыру в его сердечке, воссоздав старую ферму по спутниковым снимкам Google Earth и проводя в ней многие часы и дни. Разработчики заметили это и попросили спустя несколько лет пересоздать ферму повторно, но уже в 17-й версии игры. Сэм с удовольствием повторил эксперимент, а подробнее об этом можно узнать по ссылке.


Если бы не идеальный асфальт, можно было бы подумать, что пейзаж российский

Романтизация фермерства. Согласитесь, есть в этом что-то волшебное — иметь свой участок земли вдали от цивилизации, ни от кого не зависеть, заниматься самым честным в мире трудом и получать от этого удовольствие. Конечно, в реальной жизни далеко не все так тепло и радужно: обрабатывать землю, а, тем более, десятки гектаров земли — труд не для каждого. Многие могут счесть, что фермерство — это копнуть тут, посадить зернышек, присыпать грунтом, полить водичкой и ждать всходов, сидя на веранде в соломенной шляпе и колоском в зубах. К счастью, этим людям никогда не приходилось вскапывать лопатой целину — землю непаханую и никогда не подвергавшуюся обработке. Да и не каждый мотоблок такую возьмет. А в Farming Simulator можно копать что угодно, где угодно и, при этом, не затрачивая физических усилий, что позволяет игроку еще сильнее очароваться процессом фермерства и влюбиться в мощные трактора. Кстати, о тракторах.

…и не только о тракторах. Техники тут – выше крыши, в FS2022 насчитывается более 400 единиц разных шайтан-машин

Мощь и достоверность агротехники. Не спорю, многие при фразе «мощная машина» могут представить себе какой-нибудь маслкар или полноприводный внедорожник, но некоторые сразу подумают об огромной сельскохозяйственной технике. Не всякому в реальной жизни дано сесть за баранку Challenger MT900E с мощностью двигателя более шестисот лошадей. Не каждый может даже представить, что это такое — залить за раз полторы тысячи литров бензина в одну машину. А если этого мало для того, чтобы почувствовать себя обладателем настоящего чудовища на колесах — можно сполна ощутить себя капитаном линкора за рулем комбайна New Holland CR10.90 — мирового рекордсмена. Его длина почти десять метров, а весит он двадцать пять тонн.

Как выглядит Челленджер МТ900Е в реальности и Farming Simulator 2017


Резюмируя феномен популярности (да-да, в Farming Simulator не только играло больше людей на пике, чем в новую Battlefield 2042, но и онлайн она удерживает не в пример лучше), можно отметить следующее. Агросимулятор врезается в души людей из-за необычного нового опыта, причем весьма романтизированного, с возможностью как следует отдохнуть за медитативным геймплеем, почувствовать себя владельцем мощнейшей техники и построить собственную культурно-зерновую империю.


Теперь поговорим о выборе версии Farming Simulator. Как уже говорилось ранее, выходят части с завидной регулярностью, и в названии можно увидеть почти все года, начиная с 2008-го. Что же там такого каждый раз делают, что игра до сих пор себя не изжила и продолжает радовать поклонников?

На самом деле нет смысла отдельно описывать каждую новую часть, прилагая чейнджлоги, потому что они не настолько значительны, как может показаться. Нет, разумеется, если сравнивать 2008 и 2022 версию, то разница будет колоссальна, но двигалась серия к этому очень медленно, и даже как-то неохотно, несмотря на просьбы и требования фанбазы обратить внимание на тот или иной аспект.

В качестве аналогии можно привести футбольные симуляторы. Много ли различий между двумя вышедшими друг за друга играми серии FIFA? Вот тут — примерно так же. Однако, с оговорками. Самое основное, что меняется всегда — это графика. Но это не всегда хорошо, потому что в версии 21 года наблюдается даже некоторый незначительный регресс визуальной составляющей. Да и в целом, графика в Farming Simulator — не самая сильная часть.

С этого игра начинала в 2008 году, а на следующих скриншотах — чем пока закончила. Технологией отображения внутренностей помещения как в последнем Спуди-Мане

От игры к игре повышается количество возможностей и расширяется автопарк. Например, вполне очевидное занятие животноводством появилось в полноценном варианте далеко не сразу. А лесозаготовки так и вообще только начиная с FS 17. Но, к счастью, мододелы решают большинство таких проблем довольно быстро, выпуская самые разнообразные модификации почти для всех частей серии. А разработчики, видя популярность той или иной модовой фичи, иногда вводят их в игру в последующих играх.

Черт возьми, только в свежевышедшей Farming Simulator 22 появилась такая, казалось бы, банальная вещь, как смена сезонов — то есть теперь мы играем не только в вечном лете, но можем насладиться красной осенью, снежной зимой и радоваться вновь наступившей весне. Раньше все это присутствовало только лишь в виде пользовательских модификаций.

Мы с друзьями готовимся «работать». Персонаж, держащий камеру – тоже чернокожий

Кстати, если уж говорить о FS 22, то можно сделать несколько неутешительных выводов. Игра практически не поменялась с версии 2019, и это отмечают многие игроки. Кто-то даже называет ее «рескином версии 2019 с ценником в 4К рублей и кривым переносом модов». Игроки всерьез обсуждают изменения интерфейса меню, так как больше обсуждать практически нечего. Да, новые текстурки и шейдеры, слегка изменился автопарк (новый транспорт как добавили, так и убрали некоторый старый непонятно зачем) и появились новые локации.

Farming Simulator 22 очень нестабильна, по крайней мере пока, и вызывает много вопросов. Есть моменты, которые могут быть в скором времени исправлены патчами, такие как оптимизация или ужасные проблемы с мультиплеером (для того, чтобы ваш покорный слуга и его команда смогли попасть на одну карту, пришлось потратить больше часа времени на решение сетевых проблем), но другие же наверняка останутся без изменений. Например, непроходимо отпупевший ИИ работников, которые не могут нормально даже доехать от поля до поля, или напрочь сломанная экономика, которую, как говорится, модами допилим.

Ничего, ничего. Благо, что у нас есть MODHUB. Не панацея, но хоть что-то!

Farming Simulator как серия игр — уникальный феномен со своими плюсами и минусами. Они не имеют аналогов и конкурентов (не считать же за них Stardew Valley или, прости господи, «Веселую Ферму»), а потому прочно заняли свое место в нише — и вряд ли подвинутся в ближайшее время. Пользуясь таким положением, разработчики не спешат заниматься развитием «по-полной»: они совсем слегка улучшают предыдущую часть серии, ретушируют, накидывают несколько новых тракторов и выпускают как полноценную игру за полноценный ААА-ценник. Вероятно, было бы куда лучше, выпускай они хороший, добротный проект раз в несколько лет с качественными изменениями всего и вся.

Но это было бы лучше для игроков, а не для счетов разработчиков GIANTS Software и Focus Home Interactive, которые фактически следуют путем FIFA и перепродают одну и ту же игру каждый год на всех возможных платформах. Правда, вместо виртуальных футболистов из лутбоксов здесь беда другая: всяческие дорогущие Season Pass с катастрофическим минимумом премиального контента или платные скинчики для тракторов и культиваторов по тридцать рублей за штуку. Увы, но кажется, таково сейчас положение дел в индустрии видеоигр.

Отзывы Steam, впрочем, полнятся довольными людьми, которым до этого дела нет: 85% оценок положительны. Недовольные хардкорные фанаты тем временем рекомендуют приобрести версию 2019 (у нее до сих пор онлайн 18 тысяч человек), обмазаться модификациями и получить отличный экспириенс. С другой стороны, так заморачиваться захочет не каждый. И, несмотря даже на такие разгромные комментарии, в Farming Simulator 2022 по вечерам играют более ста тысяч игроков одновременно, а количество созданных миров в сервер-листе переваливает за десять тысяч только открытых (видимых для других), а сколько закрытых — даже и представить сложно. Впрочем, что-то подсказывает: вряд ли этот ажиотаж продержится долго.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии на сайте