Десять неожиданных фактов о E3. Спорим, что вы удивитесь?
Топы и дайджесты

Десять неожиданных фактов о E3. Спорим, что вы удивитесь?

У геймеров есть ежегодная традиция: совместный просмотр выставки Electronic Entertainment Expo — сокращенно E3. Или, как ее часто называют, главная игровая ночь в году — потому что нигде больше нет такого обилия неожиданных анонсов и захватывающих трейлеров. В общем, чего тут рассказывать. Другое дело, что история самой E3 интригует не меньше тех самых анонсов.

E3 появилась потому, что игры воспринимали не всерьез — хуже порно

Сложно представить, но E3 была с нами не всегда. В начале 90-х игровые гиганты Nintendo, SEGA и Sony демонстрировали свои достижения на Consumer Electronics Show — выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе. Тогда общество воспринимало видеоигры исключительно как детскую забаву. То же пренебрежительное отношение было у организаторов CES. Они давали игровым компаниям худшие павильоны: как вспоминает экс-президент американской SEGA Том Калинский, чтобы найти их стенды, нужно было пройти мимо будок с порнографией.

Апофеозом стала выставка 1994 года, во время которой разразился лютый шторм. Вода и ветер здорово потрепали игровые стенды, заботливо расположенные организаторами на открытом воздухе. Особенно сильно досталось SEGA и ее тогдашней новинке — консолям Genesis (у нас известным как Mega Drive). Дождь уничтожил приставки. После такого SEGA и другие игровые гиганты не захотели больше иметь дел с CES.


Российский «ИгроМир» собирает больше посетителей, чем E3

В далеком 2005-м E3 собрала рекордные 70 000 посетителей. Для справки, столько народу поместятся на двух заполненных футбольных стадионах «ЦСКА» или на пяти ледовых аренах того же хоккейного клуба.

С тех пор E3 ни разу не смогла прыгнуть выше головы. Ближе всего к этому организаторы были в прошлом году: тогда они привлекли 69 200 гостей. А дальше всего — в 2007 и 2008 годах: как раз в те годы ESA не пускала посторонних. Нечего удивляться, что оба раза пришло не больше 10 000! А вот российский «ИгроМир», на удивление, проявляет себя гораздо лучше: в 2018 году выставка заявила о 170 000 посетителей за четыре дня работы.


E3 устраивает организация, одобренная государством США

Выставку E3 проводит Entertainment Software Association — американская бизнес-ассоциация производителей компьютерных игр и других программ. Она же появилась в результате громкого скандала.

В 1993 году американская общественность вздрогнула от того, что дети увлекаются такими жестокими играми, как Mortal Kombat. А то и вовсе Night Trap, где можно увидеть женщину в ночнушке, которую убивают проникнувшие в дом бандиты. Ситуация накалилась настолько, что SEGA и Nintendo вызвали на слушания в сенат, где их обвинили в развращении молодежи. Воротилы индустрии поняли: им пора начинать регулировать самих себя, пока это не сделало государство. Так появилась упомянутая ESA вместе с возрастными рейтингами, а чуть позже — с собственной выставкой. 


E3 изначально была вовсе не про анонсы и шоу для геймеров

Многие игроки считают E3 чуть ли праздником, воспевающим их хобби. Но изначально все было не так: выставка предназначалась не для них, а для американской розницы. Сейчас сложно представить, но в 90-е розница была королем индустрии развлечений. Чтобы выжить, игровые компании вынужденно дружили с магазинами. А как иначе твоя разработка попадет к потребителю? Ebay и прочие Amazon только зарождались, как и вся онлайн-торговля.

Как проще всего привлечь розницу? Естественно, устроить шоу, которое покажет, что игры — это серьезная и денежная индустрия. Убедить ритейл, что он хочет, чтобы на полках всегда красовались консоли, картриджи и диски. И не абы как, а в лучшем виде!


Выставка дебютировала с консольных войн

Первая E3 прошла в мае 1995 года. Игровые летописцы запомнят эту дату, как одну из самых жарких консольных войн. SEGA, еще мощная, но уже уходившая в крутое пике компания, объявила, что ее новехонькая консоль Saturn уже лежит в магазинах. Всего $399 — и она будет ваша, если успеете в первые партии! После ее конференции дерзкий дебютант Sony объявит, что куда более привлекательная PlayStation не только поспеет на полки к декабрю, но и будет стоить $299. Объявляя цену, тогдашний президент американской Sony Стив Рейс вышел на сцену и сказал одно слово — вернее, три цифры. Но и этого хватило, чтобы люди из SEGA (по их же заверению) подумали: «Нам конец, не правда ли?»

Тогдашний лидер рынка Nintendo тоже не мог не испугаться. На E3 1995 японцы продвигали Virtual Boy, которая станет крупнейшим провалом в истории компании, и 32-битную Nintendo 64, которая суммарно продастся втрое хуже PlayStation (32,9 миллиона устройств против 102,4 миллионов).


E3 есть только благодаря колоссальной работе за сценой

E3 — праздник для зрителей. Для организаторов же это причина ранних инсультов и облысения. Ведь чтобы выставка состоялась, работники проделывают колоссальную работу за сценой, масштабы которой поражают! Если соединить интернет-кабели, используемые на E3, и растянуть их, то можно соединить Москву и Нефтекамск (1191 км), Нью-Йорк и Чикаго (1269 км) либо Мадрид и Париж (1271 км).

Проходимость E3 посетителями за три дня превышает тот же показатель, который большинство городов США достигают за год! А комнаты, коридоры и залы по которым ходят гости, могут вместить суммарно почти восемь полей для американского футбола, приблизительно 34 олимпийских бассейна или более семи Белых Домов.


Место встречи изменить нельзя

Неписаная истина: E3 — это Лос-Анджелесский выставочный центр, и наоборот. За 25 лет мероприятие лишь трижды проходило где-то еще, а потому зеркальное здание в LA закрепилось за E3.

Всего дважды выставку принял Всемирный конгресс-центр Джорджии в Атланте, когда в 1997 и 1998 году организаторы не договорились с площадкой в Лос-Анджелесе. И лишь однажды главная игровая ночь прошла в ангарах аэропорта Санта-Моники и близлежащих отелях. Почему? Тогда в 2007-м организаторы пробовали новый формат: больше бизнесовых людей и меньше всяких блогеров. Так ESA надеялась задобрить участников, которым не нравилось распылять свои деньги и внимание на людей не из индустрии. К счастью, эксперимент провалился: попробовали, не понравилось — вернули как было.


Праздник для всех, но за большие деньги

Спустя десять лет организаторы поймут: посторонние люди должны быть, и как можно больше! Так в 2017 году E3 впервые станет доступна для каждого (до этого проходили по знакомствам или розыгрышам), кто успеет купить билет. Продажи стартовали в феврале: те, кто успел раньше, раскошеливался на $150 (почти 10 000 рублей), опоздавшие — на все $250 (чуть больше 16 000 рублей). 

Просто бешеные деньги! Особенно на фоне €10, которые просят за самый дешевый билет на урезанный день кельнской Gamescom 2019. Между прочим, второй по важности выставки игр! Но репутация главного игрового ивента работает, и люди с радостью переплачивают за билет на конференцию, где если ты не пресса или разработчик, то и не надейся попасть за закрытые двери бесплатно.


И тут киберспорт!

Различные турниры были на E3 до 2017 года, но именно тогда ESA задумались: мы пускаем широкую публику, а что она любит? Киберспорт!

Узрев миллионную аудиторию стримов и турниров, организаторы обратились к воротилам индустрии из Electronic Sports League, чтобы они устроили полноценное киберспортивное шоу с живыми зрителями. В 2017-м ESL провела ивенты по шутеру Quake Champions и мобильной моба Vainglory. За пределами выставки Twitch устроил бои в Street Fighter 5, Injustice 2 и Tekken 7. Nintendo — и та привезла атлетов по экшену Splatoon 2 и файтингу ARMS.

Следующая выставка прошла под неофициальным лозунгом: еще больше киберспорта! Знаменитости и стримеры по Fortnite боролись за $1 000 000 (деньги ушли на благотворительность). ESL вернулась с более крутой ареной, а Nintendo — с турнирами по Splatoon 2 и Super Smash Ultimate. Вторую игру только-только анонсировали на тот момент. И это еще не все дисциплины E3 2018!


E3 притягивает знаменитостей

Игровая выставка — это шоу, значит, оно не может обойтись без звезд. И, действительно, знаменитости — частые гости на пресс-конференциях. В этом плане самые главные любители «селеб» работают в Ubisoft. В разные годы компания давала микрофон Аише Тайлер, Элайдже Вуду, Джейми Кеннеди, Трею Паркеру и Мэтту Стоуну и Джеймсу Кэмерону. Ubisoft выбирала порой спорных спикеров, и была стабильна в одном: их выход на сцену чаще был неудачным.

Помимо Ubisoft, знаменитостей привозила 2K Games: культовый баскетболист Коби Брайант представил симулятор NBA 2K12. Туда же пошла и Microsoft: певец Ашер бесконечно долго пел (по словам присутствовавших) в честь Dance Central 3 для Kinect, то же устройство рекламировал всем известный Стивен Спилберг в 2009 году.

Звезды не только участвуют в E3 за деньги, но и приходят добровольно. Так в прошлом году на стенде Nintendo с геймпадом в руках можно было застать разных локальных знаменитостей. Среди них вам лучше всего знаком актер и музыкант Джек Блэк.

Давайте проверим: сколько перечисленных фактов вы знали?

Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
полюбому удивимся e3 люди делают люди кому игры интересны
Хорошая статья)
Другие материалы на эту тему

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?