У геймеров есть ежегодная традиция: совместный просмотр выставки Electronic Entertainment Expo — сокращенно E3. Или, как ее часто называют, главная игровая ночь в году — потому что нигде больше нет такого обилия неожиданных анонсов и захватывающих трейлеров. В общем, чего тут рассказывать. Другое дело, что история самой E3 интригует не меньше тех самых анонсов.
E3 появилась потому, что игры воспринимали не всерьез — хуже порно
Сложно представить, но E3 была с нами не всегда. В начале 90-х игровые гиганты Nintendo, SEGA и Sony демонстрировали свои достижения на Consumer Electronics Show — выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе. Тогда общество воспринимало видеоигры исключительно как детскую забаву. То же пренебрежительное отношение было у организаторов CES. Они давали игровым компаниям худшие павильоны: как вспоминает экс-президент американской SEGA Том Калинский, чтобы найти их стенды, нужно было пройти мимо будок с порнографией.
Апофеозом стала выставка 1994 года, во время которой разразился лютый шторм. Вода и ветер здорово потрепали игровые стенды, заботливо расположенные организаторами на открытом воздухе. Особенно сильно досталось SEGA и ее тогдашней новинке — консолям Genesis (у нас известным как Mega Drive). Дождь уничтожил приставки. После такого SEGA и другие игровые гиганты не захотели больше иметь дел с CES.
Российский «ИгроМир» собирает больше посетителей, чем E3
В далеком 2005-м E3 собрала рекордные 70 000 посетителей. Для справки, столько народу поместятся на двух заполненных футбольных стадионах «ЦСКА» или на пяти ледовых аренах того же хоккейного клуба.
С тех пор E3 ни разу не смогла прыгнуть выше головы. Ближе всего к этому организаторы были в прошлом году: тогда они привлекли 69 200 гостей. А дальше всего — в 2007 и 2008 годах: как раз в те годы ESA не пускала посторонних. Нечего удивляться, что оба раза пришло не больше 10 000! А вот российский «ИгроМир», на удивление, проявляет себя гораздо лучше: в 2018 году выставка заявила о 170 000 посетителей за четыре дня работы.
E3 устраивает организация, одобренная государством США
Выставку E3 проводит Entertainment Software Association — американская бизнес-ассоциация производителей компьютерных игр и других программ. Она же появилась в результате громкого скандала.
В 1993 году американская общественность вздрогнула от того, что дети увлекаются такими жестокими играми, как Mortal Kombat. А то и вовсе Night Trap, где можно увидеть женщину в ночнушке, которую убивают проникнувшие в дом бандиты. Ситуация накалилась настолько, что SEGA и Nintendo вызвали на слушания в сенат, где их обвинили в развращении молодежи. Воротилы индустрии поняли: им пора начинать регулировать самих себя, пока это не сделало государство. Так появилась упомянутая ESA вместе с возрастными рейтингами, а чуть позже — с собственной выставкой.
E3 изначально была вовсе не про анонсы и шоу для геймеров
Многие игроки считают E3 чуть ли праздником, воспевающим их хобби. Но изначально все было не так: выставка предназначалась не для них, а для американской розницы. Сейчас сложно представить, но в 90-е розница была королем индустрии развлечений. Чтобы выжить, игровые компании вынужденно дружили с магазинами. А как иначе твоя разработка попадет к потребителю? Ebay и прочие Amazon только зарождались, как и вся онлайн-торговля.
Как проще всего привлечь розницу? Естественно, устроить шоу, которое покажет, что игры — это серьезная и денежная индустрия. Убедить ритейл, что он хочет, чтобы на полках всегда красовались консоли, картриджи и диски. И не абы как, а в лучшем виде!
Выставка дебютировала с консольных войн
Первая E3 прошла в мае 1995 года. Игровые летописцы запомнят эту дату, как одну из самых жарких консольных войн. SEGA, еще мощная, но уже уходившая в крутое пике компания, объявила, что ее новехонькая консоль Saturn уже лежит в магазинах. Всего $399 — и она будет ваша, если успеете в первые партии! После ее конференции дерзкий дебютант Sony объявит, что куда более привлекательная PlayStation не только поспеет на полки к декабрю, но и будет стоить $299. Объявляя цену, тогдашний президент американской Sony Стив Рейс вышел на сцену и сказал одно слово — вернее, три цифры. Но и этого хватило, чтобы люди из SEGA (по их же заверению) подумали: «Нам конец, не правда ли?»
Тогдашний лидер рынка Nintendo тоже не мог не испугаться. На E3 1995 японцы продвигали Virtual Boy, которая станет крупнейшим провалом в истории компании, и 32-битную Nintendo 64, которая суммарно продастся втрое хуже PlayStation (32,9 миллиона устройств против 102,4 миллионов).
E3 есть только благодаря колоссальной работе за сценой
E3 — праздник для зрителей. Для организаторов же это причина ранних инсультов и облысения. Ведь чтобы выставка состоялась, работники проделывают колоссальную работу за сценой, масштабы которой поражают! Если соединить интернет-кабели, используемые на E3, и растянуть их, то можно соединить Москву и Нефтекамск (1191 км), Нью-Йорк и Чикаго (1269 км) либо Мадрид и Париж (1271 км).
Проходимость E3 посетителями за три дня превышает тот же показатель, который большинство городов США достигают за год! А комнаты, коридоры и залы по которым ходят гости, могут вместить суммарно почти восемь полей для американского футбола, приблизительно 34 олимпийских бассейна или более семи Белых Домов.
Место встречи изменить нельзя
Неписаная истина: E3 — это Лос-Анджелесский выставочный центр, и наоборот. За 25 лет мероприятие лишь трижды проходило где-то еще, а потому зеркальное здание в LA закрепилось за E3.
Всего дважды выставку принял Всемирный конгресс-центр Джорджии в Атланте, когда в 1997 и 1998 году организаторы не договорились с площадкой в Лос-Анджелесе. И лишь однажды главная игровая ночь прошла в ангарах аэропорта Санта-Моники и близлежащих отелях. Почему? Тогда в 2007-м организаторы пробовали новый формат: больше бизнесовых людей и меньше всяких блогеров. Так ESA надеялась задобрить участников, которым не нравилось распылять свои деньги и внимание на людей не из индустрии. К счастью, эксперимент провалился: попробовали, не понравилось — вернули как было.
Праздник для всех, но за большие деньги
Спустя десять лет организаторы поймут: посторонние люди должны быть, и как можно больше! Так в 2017 году E3 впервые станет доступна для каждого (до этого проходили по знакомствам или розыгрышам), кто успеет купить билет. Продажи стартовали в феврале: те, кто успел раньше, раскошеливался на $150 (почти 10 000 рублей), опоздавшие — на все $250 (чуть больше 16 000 рублей).
Просто бешеные деньги! Особенно на фоне €10, которые просят за самый дешевый билет на урезанный день кельнской Gamescom 2019. Между прочим, второй по важности выставки игр! Но репутация главного игрового ивента работает, и люди с радостью переплачивают за билет на конференцию, где если ты не пресса или разработчик, то и не надейся попасть за закрытые двери бесплатно.
И тут киберспорт!
Различные турниры были на E3 до 2017 года, но именно тогда ESA задумались: мы пускаем широкую публику, а что она любит? Киберспорт!
Узрев миллионную аудиторию стримов и турниров, организаторы обратились к воротилам индустрии из Electronic Sports League, чтобы они устроили полноценное киберспортивное шоу с живыми зрителями. В 2017-м ESL провела ивенты по шутеру Quake Champions и мобильной моба Vainglory. За пределами выставки Twitch устроил бои в Street Fighter 5, Injustice 2 и Tekken 7. Nintendo — и та привезла атлетов по экшену Splatoon 2 и файтингу ARMS.
Следующая выставка прошла под неофициальным лозунгом: еще больше киберспорта! Знаменитости и стримеры по Fortnite боролись за $1 000 000 (деньги ушли на благотворительность). ESL вернулась с более крутой ареной, а Nintendo — с турнирами по Splatoon 2 и Super Smash Ultimate. Вторую игру только-только анонсировали на тот момент. И это еще не все дисциплины E3 2018!
E3 притягивает знаменитостей
Игровая выставка — это шоу, значит, оно не может обойтись без звезд. И, действительно, знаменитости — частые гости на пресс-конференциях. В этом плане самые главные любители «селеб» работают в Ubisoft. В разные годы компания давала микрофон Аише Тайлер, Элайдже Вуду, Джейми Кеннеди, Трею Паркеру и Мэтту Стоуну и Джеймсу Кэмерону. Ubisoft выбирала порой спорных спикеров, и была стабильна в одном: их выход на сцену чаще был неудачным.
Помимо Ubisoft, знаменитостей привозила 2K Games: культовый баскетболист Коби Брайант представил симулятор NBA 2K12. Туда же пошла и Microsoft: певец Ашер бесконечно долго пел (по словам присутствовавших) в честь Dance Central 3 для Kinect, то же устройство рекламировал всем известный Стивен Спилберг в 2009 году.
Звезды не только участвуют в E3 за деньги, но и приходят добровольно. Так в прошлом году на стенде Nintendo с геймпадом в руках можно было застать разных локальных знаменитостей. Среди них вам лучше всего знаком актер и музыкант Джек Блэк.
Давайте проверим: сколько перечисленных фактов вы знали?