Десять судов из десяти. Самые громкие случаи, когда разработчиков игр призывали к ответу по закону
Топы и дайджесты

Десять судов из десяти. Самые громкие случаи, когда разработчиков игр призывали к ответу по закону

Не только геймеры могут быть в ярости из-за видеоигр. Иногда недовольство «стрелялками» и «бродилками» испытывают целые компании, серьезные депутаты и даже… диктаторы. Что? Да! Мы собрали для вас десять случаев, когда разработчики и издатели взбесили кого-то так сильно, что получали приглашение в суд.


Панамский диктатор недоволен своим имиджем

Мануэль Антонио Норьега Морено — одиозный человек, который де-факто рулил Панамой в течение шести лет, при этом официально не занимая государственных должностей. Занимался всем тем, что так любят кинематографисты: организовывал убийства, устраивал диктатуру, торговал наркотиками и оружием. Неудивительно, что, что он появился в качестве одного из злодеев в Call of Duty: Black Ops 2

Activision изобразила Норьегу плохим парнем, что очень ему не понравилось. Он вызвал создателей шутера в суд, где заявил, что вообще-то он известная историческая личность, и компании следовало бы спросить разрешение на создание виртуального Норьеги. Да и проконсультироваться тоже бы не помешало, ведь кто сказал, что он действительно такой плохой человек?

В 2014 году суд посчитал, что разработчики имеют право на свободу слова и создание выдуманного сюжета, поэтому претензии Норьеги отклонил. В 2017-м он скончался в возрасте 83 лет.


Посудились с Epic Games и оказались виноваты

Пока Epic Games сражается против Apple, самое время вспомнить, что для компании это не первое разбирательство в суде. В далеком 2007-м на них наехала студия Silicon Knights, создатель многострадальной Too Human. Наезд вышел неудачный — разработчики обанкротились.

История судебного разбирательства Silicon Knights против Epic Games связана с игрой Too Human. Ее разработка началась еще в 1999-м. Сначала игру собирались выпустить на PlayStation, потом на GameCube. Закончилось все релизом на Xbox 360 в 2008-м. Игру разрабатывали на Unreal Engine 3. И если у самой Epic Games с движком все было в порядке (ранее вышла Gears of War), то у Silicon Knights появились проблемы. В суде студия заявила, что Epic Games предоставила недоработанный движок и плохую документацию. «Эпики» не только доказали, что разработчики знали, на что подписывались, но и подали ответный иск. В нем они обвинили студию в разработке еще одной игры в обход договора, а также в плагиате UE3.

По итогу Silicon Knights обязали выплатить Epic Games почти 4,5 млн долларов, а также отозвать все копии Too Human и ряда других игр из магазинов. Студия обанкротилась и закрылась. С Apple, похоже, так не получится.


$40 миллионов — бедным студентам от EA

В США распространены студенческие лиги футбола и баскетбола под эгидой NCAA. В 2009 году бывший спортсмен Эд Бэннон обратил внимание на грустный и несправедливый факт. Сама лига зарабатывает бешеные деньги в сотрудничестве с Electronic Arts, продавая им лицензии на репрезентацию в играх студенческих команд и самих спортсменов. В то же время сами студенты ничего не получают. Почему? Потому что на бумаге NCAA не зарабатывает на студентах, так как это запрещено!

EA пыталась защищаться. Но, если у Activision сработала тактика «да это все не по-настоящему!», то у «электроников» такой финт не прошел. В конце концов речь о студентах, а не о диктаторе из Панамы. Поэтому судья постановил, что за воссоздание внешности молодых спортсменов и использование их имен NCAA с EA придется выплатить 40 млн долларов. Лига студенческого спорта и разработчики прекратили сотрудничество в 2014 году. Но уже в 2020-м стало известно, что серия вернется.


Самый дорогой кофе в истории — виртуальный

Кажется, эту историю знает каждый геймер. Rockstar планировала добиться максимальной реалистичности в GTA: San Andreas, не только позволив Си-Джею кушать бургеры и толстеть. В экшен хотели встроить мини-игру про секс. Успешное свидание главного героя заканчивалось страстными обнимашками на диване. Игрок, клацая клавишами, должен был успешно… гхм, закончить встречу с девушкой.

В Rockstar поняли, что такая мини-игра будет перебором, поэтому ее оставили недоделанной где-то в дебрях кода. Но ПК-моддер раскопал ее, дописал и показал всему миру. Вот тут и началось.

Обиженные родители, несогласные с тем, что их детям разрешают заниматься виртуальным сексом в игре про убийства, разврат и наркотики, подали на Rockstar в суд. Адвокаты компании постарались на славу — выплата по иску составила всего лишь от 1 до 2 млн долларов.


Они украли Пэк-Мэна!

Даже 40 лет назад видеоигры были способны довести компании до суда. Так, дизайнер Эд Эверетт увидел Pac-Man и подумал, что не будет ничего страшного, если на приставке Magnavox Odyssey 2 от Philips он выпустит свою версию аркадного чуда с небольшим редизайном. Ключевое слово — небольшим. 

Когда Atari увидела K.C. Munchkin, то очень сильно удивилась, насколько игры похожи. Сама идея Pac-Man не могла быть защищена авторским правом, но кражу концепта юристам Atari все же удалось доказать. Помогло еще и то, что Эверетт решил сохранить дизайн и арт. K.C. Munchkin убрали с продаж. А это дело стало одним из первых громких разбирательств, связанных с видеоиграми.


Знаменитый спортсмен и проститутки на велосипеде

Начало нулевых — панк-рок, ню-метал и экстремальный спорт захватили умы молодых людей. Все играют в Tony Hawk’s Pro Skater, а вот в игры про BMX почему-то не играет никто. Легендарный Дэйв Мирра решил исправить эту ситуацию и разрешил компании Acclaim использовать свое имя для создания Dave Mirra Freestyle BMX. О чем, конечно, потом пожалел.

Игры Acclaim продавались так плохо, что разработчики решили: единственный вариант спастись — добавить клубничку. Они так и сделали, выпустив спин-офф Dave Mirra Freestyle BMX, убрав имя Мирры, но добавив лаконичное XXX в название. Геймеры катались на велосипеде, выполняли трюки, а в награду получали видеоролики со стриптизом реальных девушек.

Мирра, конечно, очень обиделся. Он заявил, что к созданию этого ширпотреба не имеет отношения. Пусть его имени в названии не было, но серия BMX уже ассоциировалась с ним. Поэтому он подал в суд и выиграл. Проект переделали под Dave Mirra Freestyle BMX 3, убрали эротику и всякие пошлости. Миссии по «доставке проституток на велосипеде» тоже испарились. 


А чего это у вас геймпад так трясется?

На E3 2006 Sony неожиданно объявила, что убирает функцию вибрации из контроллеров DualShock. Компания сказала, что фишка будет только мешать. Геймеры сначала ничего не поняли, а потом поняли, когда прочитали про суд создателей патента на вибрацию в контроллерах Immersion против Sony. А еще Microsoft. Если производители Xbox не стали сражаться и выкупили акции компании, чтобы заплатить за неудобства, то Sony шла до конца. Суд был проигран. Ответные иски тоже. В результате компания решила убрать вибрацию из Dualshock для PS3

Геймеры, конечно, на тот момент были не такими яростными как сейчас, но их недовольство все равно было услышано. Поэтому Sony заключила договор с Immersion. Сделка обошлась в сотню миллионов долларов.


За «Ведьмака» заплатите чеканной монетой

Когда к Анджею Сапковскому пришли какие-то странные программисты и стали просить права на «Ведьмака», чтобы превратить сагу о Геральте в видеоигру, он махнул рукой и подписал бумажки почти не глядя. Знаменитый польский писатель не особо верил, что кому-то будет интересно стучать по кнопкам клавиатуры и махать мечом, кроша гулей и попивая зелье у себя в Вызиме. Игровая индустрия медленно, но верно набирала популярность, пока The Witcher 3 не стала хитом на все времена. Сапковский понял, что не досчитался не только польских злотых, но и американских долларов, поэтому подал на CDPR в суд.

Писатель сказал, что договор он подписал лишь на первую игру, а о разработке второй, третьей и каких-то там «Гвинтов» он вообще не знал. CDPR пыталась оспорить заявление писателя, пока не поняла — ей же еще The Witcher 4 делать. А без прав будет как-то неудобно. Поэтому студия пошла навстречу пожилому фантасту, выплатила ему роялти и даже заполучила эксклюзивные права на создание видеоигр по вселенной «Ведьмака».


Мы инвестировали в другую игру!

Самое свеженькое дельце в нашей подборке — и вы точно о нем слышали. Cyberpunk 2077 должна была стать хитом на все времена, а превратилась в игру-мем для геймеров и проблемный вклад для инвесторов. На протяжении двух лет CD Projekt рассказывала об удивительном мире Cyberpunk 2077, где «вы можете быть кем угодно». Студия говорила, что проект будет революционным. «Он изменит жанр ролевых игр с открытым миром навсегда», — утверждали разработчики. Возможно, это правда: многие студии наверняка увеличили финансирование отдела качества.

До релиза Cyberpunk 2077 акции CDPR котировались очень высоко. Инвесторы вкладывались в польскую студию, ожидая еще большее увеличение стоимости акций после выхода игры. Но все пошло не так. В общем, если вы следите за индустрией, то знаете: мыльный пузырь Cyberpunk 2077 на релизе лопнул так, что жижей обдало всех. Sony и вовсе до сих пор возвращает всем подряд деньги (даже если вы прошли игру спустя 200 часов), пока игра удалена из PlayStation Store

Сразу четыре инвестиционные группы подали в суд на CDPR, обвиняя ее в сознательном замалчивании качества Cyberpunk 2077. Не так давно стало известно, что все иски объединили в одно дело. Чем оно кончится, пока неизвестно.


Джек Томпсон против видеоигр

Если вы думали, что только российские депутаты видят корень всех проблем в видеоиграх, то вы ошибались. Адвокат и активист Джек Томпсон, например, сражался с игровой индустрией большую часть своей жизни — и эта история так стара, что о ней сейчас вполне можно и не вспомнить.

Как и политики РФ, Томпсон был уверен: видеоигры провоцируют жестокость. За свою карьеру в страшных убийствах, авариях и прочих происшествиях, связанных с подростками, адвокат и активист обвинял: GTA (все ее части), The Getaway, Max Payne, Dead to Rights, Mortal Kombat, DOOM, Wolfenstein, MechWarrior, Resident Evil, Bully, Manhunt и еще десяток видеоигр. Досталось даже DualShock. Томпсон однажды сказал, что «геймпад ободряюще вибрирует, когда игрок совершает убийство».

Больше всех Томпсон не любил Take-Two, подавая иски против компании и ее игр в разные штаты США. В какой-то момент издательству это надоело, и его юристы попросили наложить судебный запрет на деятельность Томпсона. Компания даже договорилась с юристом, что он перестанет порочить ее репутацию постоянными исками. От публичной критики, впрочем, это его не остановило. Активист даже прислал матери Штрауса Зельника, главы Take-Two, письмо, где сравнил ее сына с Гитлером

25 сентября 2008 года решением Верховного суда штата Флорида Томпсона окончательно и безвозвратно лишили адвокатской лицензии. Зато продюсеры ток-шоу его до сих пор очень любят.

Игры в материале:

Комментарии (3)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Iron
7
05.06.2021 22:56
о некоторых и не слышал даже
N3crid
3
05.06.2021 12:09
Киберпанк теперь мало кто переплюнет.
Keith
2
05.06.2021 03:27
Отличная статья, помню эту шляпу с шкурами на великах)

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?