Поколение PlayStation 2 стало во многом определяющим. Если на PS1 и Nintendo 64 закладывались самые основы работы с трехмерным пространством, то для PS2, Xbox и Gamecube использование 3D стало нормой, второй стик стал обязательным атрибутом контролера, графика стала мягче, а некоторые игры до сих пор хорошо смотрятся. В это время вышло множество хитов, на основе которых игры делаются до сих пор, но не всем повезло настолько, чтобы о них помнили и по сей день. Сегодня мы расскажем о десяти забытых жемчужинах, вышедших в поколении самой успешной консоли от Sony.
Full Spectrum Warrior
Тема военных шутеров в современном сеттинге была заезжена еще до приснопамятной Call of Duty 4: Modern Warfare. Разработчики аккуратно заигрывали с темой войны в Ираке, выдавая разного рода поделки, среди которых были и польские шутеры (та же Terrorist Takedown). А вот Full Spectrum Warrior хоть и не блистала оригинальным сеттингом и сюжетом, все равно удивляла: это был гибрид тактического шутера и чего-то вроде point&click-квеста.
Игрок управлял отрядом бойцов (иногда и несколькими поочередно) как единым целым, отдавая приказы занять позиции, передвигаться или атаковать. При этом из-за камеры игру сперва можно было спутать с типичным шутером от третьего лица. Несмотря на то, что игра в итоге вышла и на Xbox Original, и на PC, стартовала серия именно на PS2. К сожалению, из-за недоделанного сиквела Ten Hammers она быстро сгинула.
Серия Dark
Крафтом сейчас никого не удивишь — он есть и в экшенах, и в шутерах, и, конечно же, в survival-играх. В начале двухтысячных было не так. Наоборот, сосредоточенность на механике создания была для игры чем-то необычным, потому-то Dark Cloud и Dark Cloud 2 (в некоторых регионах изданная как Dark Chronicle) могли удивить игроков того времени необычным сочетанием приключенческой игры от третьего лица и симулятором строительства города. Игры концентрировались не на сюжете (он был посредственным, опустим), а на постройке деревни, для чего игрок должен был собирать материалы, строить из них всякое, а также возвращать жителей в поселение и помогать им с решением проблем.
The Mark of Kri
Очень необычный слешер с интересной боевой системой, которая может дать фору тем же God of War на PlayStation 2. Хоть игра и выглядит как мультфильм Disney, это действительно отличный экшен, геймплей которого можно описать как смесь God of War и Kingdom Hearts (как раз к слову о Disney).
Действие происходит в неопределенное время около Средневековья, но стилистику авторы позаимствовали у новозеландского племени Маори. Прямолинейная история о типичном герое так же хорошо подошла бы для диснеевского переложения, но ее основной плюс в том, что она несильно раздражает и отвлекает. В отличие от возможности неуклюжего стелса, который в те годы уже начинали пихать во все игры. Впрочем, он опционален и тоже не слишком отвлекает от боевой системы — именно таких игр сейчас и не хватает.
Tenchu: Wrath of Heaven
Когда выходила Sekiro: Shadows Die Twice, было много разговоров о том, что «было бы здорово получить новую Tenchu от From Software»; дело в том, что будущие звезды soulslike-жанра до этого уже сделали лучшую игру в серии. Wrath of Heaven в вопросе стелса в свое время могла заткнуть за пояс и Metal Gear Solid, и Splinter Cell. Синоби-экшен был достаточно суров, поэтому игроки были вынуждены пользоваться всеми возможностями, которые игра им давала.
Ложкой дегтя выступал сюжет про двойников и путешествия во времени, но, положа руку на сердце, более-менее нормальная история у студии была только в Sekiro — спустя 16 лет после Wrath of Heaven. К сожалению, посредственная Tenchu Z похоронила франшизу.
Suikoden 5
Впрочем, многие серии в те времена могла похоронить одна неудачная игра (несколько примеров можно увидеть выше по тексту), но вот Suikoden смогла пережить катастрофическую Suikoden 4. В пятой игре разработчики вернулись к графическому стилю оригинальных частей, а также предоставили игрокам отличный сюжет, основанный на классическом китайском романе 14-го века «Речные заводи»; фактически, игра является приквелом ко всей серии. Как и вышедшая примерно в то же время Final Fantasy 12, Suikoden 5 сконцентрирована на политических интригах, но все равно представляет собой большое приключение. А вот геймплей довольно типичный для японской RPG: игроки получили на руки стандартную пошаговую боевую систему и команду сопартийцев с разными навыками.
Freedom Fighters
Игра от разработчиков серии Hitman, изданная Electronic Arts. Freedom Fighters — это ядреная клюква про то, как два брата отвоевывают захваченную Советским Союзом Америку. В принципе, угарный сюжет и зашкаливающая дурость происходящего были основной особенностью игры, ведь геймплейно это был обычный шутер от третьего лица с небольшим тактическим элементом (в подчинении у героев был маленький отряд), пусть и сделанный не совсем топорно и не мучавший игрока сверх меры. Можно сравнить игру с первой частью Kane & Lynch, только сделанную по стандартам PS2, а не PS3. К слову, как и серия про психов-уголовников, Freedom Fighters тоже быстро загнулась, но права остались у IO Interactive. В сентябре 2020 года было выпущено переиздание, которое позволяет игре в первозданном виде запускаться на современных машинах.
Maximo: Ghosts to Glory
Многие, многие игры погибли при переходе из 2D в 3D, но серии Ghosts’n’Goblins удалось сохраниться в необычном виде — в свое время на PS2 вышел hack’n’slash-спин-офф. Несмотря на заметные изменения в жанре, по сути это все еще был хардкорный платформер, но теперь щедро сдобренный слешером и трехмерный. Геймплейно игру сравнивают с более продвинутой версией Medievil, которая даже превосходит Sony-эксклюзив в вопросах боевой системы. Впрочем, успеху Maximo помешал другой платформер: игра вышла почти на месяц позже Jack and Daxter: The Precursor Legacy, что напрочь похоронило и продажи, и шансы на продолжение.
Bloody Roar 4
Давайте признаемся: в современном мире не хватает файтингов. У Street Fighter всегда был высокий порог входа, а Tekken в последнее время известен разве что по бесконечным Season Pass. В свое время на PS2 было много интересных файтингов, но вот серия Bloody Roar там так и осталась, в отличие от тех же Soul Calibur, Virtua Fighter и других. Игру отличает несколько важных особенностей: во-первых, там огромный список играбельных персонажей. Среди них не только различные люди-бойцы, но и антропоморфные животные, так что игра даже спустя годы остается актуальной, хотя бы для поклонников фурри. Впрочем, фурри-хейтеры тоже будут довольны — Bloody Roar 4 крайне жестока, что является еще одной ее особенностью. Куда же пропали такие замечательные игры за эти 17 лет?!
Second Sight
Была примерно в то же время такая популярная игра про боевых телепатов с автоматами — Psi-Ops. В ней суровый мужчина взрывал головы телекинезом, жарил врагов пирокинезом и вытворял другие непотребства. Так вот, Second Sight круче по всем параметрам. Несмотря на банальную завязку, в которой главный герой просыпается в военном госпитале с амнезией, основной особенностью игры стал отличный сюжет, наполненный крутыми поворотами (спойлерить их мы конечно же не будем). Геймплейно игра также лучше Psi-Ops — стрелять и баловаться со сверхспособностями в Second Sight интереснее. Впрочем, стоит все равно делать скидку на время: для пирокинеза, телекинеза, стрельбы и всего остального на PS2 были совсем другие стандарты.
Viewtiful Joe
В свое время Viewtiful Joe называли продолжательницей идей Comix Zone, хотя на самом деле это еще одна безумная игра от Хидеки Камии. К сожалению, как и многие проекты Камии, серия быстро загнулась из-за плохих продаж, хоть и успела стать культовой — по игре успело выйти даже аниме. Основу геймплея составляет бодрый beat’em’up, который требует какого-никакого тактического мышления для грамотного использования способностей. Также игроки запомнили Джо по особому дурацкому юмору, который, видимо, достался ему напрямую от создателя. Ну и визуальный стиль, напоминающий прокаченную версию Comix Zone, тоже является довольно заметной особенностью. Остается только надеяться, что Viewtiful Joe ждет хотя бы такой же ремастер, как и Wonderful 101, чтобы познакомиться с игрой могли и современные геймеры.