Dante's
Inferno: Welcome to Hell!
Dante's
Inferno - первая попытка Electronic Arts вступить на чрезвычайно шероховатое поприще современных
слэшеров, но то, с каким изыском эти люди разобрались со всеми предшествующими
релизу проблемами не дает усомниться в многолетнем опыте индустриального
гиганта. В намерении не вызвать праведный гнев самой привередливой публики
(среди которой наверняка есть знатоки «Божественной комедии»), разработчики не
стали заморачиваться с дословным переложением знаменитой поэмы в формат игры, а
попросту сделали продукт «по мотивам». Это было решение первой, не самой
заковыристой проблемы. Помимо всего прочего, выпуская игру с адом, крестами и
Люцифером в центре объектива еще нужно было постараться не снискать
недовольства поборников религии, и тут «Электроники» поступили еще тоньше, заранее
организовав собственный шуточный PR-протест против проекта и тем самым, лишив всех прочих права
на оригинальность. Трюк сработал - возмущений не последовало. Но стоит ли
овчинка выделки?
С одной
стороны, конечно, стоит - число предзаказов и покупок Dante's Inferno в первые
дни после релиза достигли приличной для нового проекта отметки. Все-таки, скандальная тематика, кровь
и голая грудь героини Беатриче в качестве местной символики работают
безотказно. С другой, - нам, то есть простым игрокам, финансовый успех издателя
важен лишь в качестве подспорья для будущего сиквела (и то, если проект окажется хорошим). А действительно
важные геймеру материи находятся лишь глубоко в программном чреве. И вот здесь,
выясняется, что с Dante's Inferno не все так чудесно.
Записки грешника. Том первый.
Некоторые
учебники по психологии труда, которые руководители среднего звена так любят
предлагать своим нерадивым подчиненным, учат нас, что любое дело желательно
начинать с постановки приоритетов. У студии-разработчика Visceral Games с расстановкой акцентов проблем
совершенно не наблюдается: главное, что многие ждали от девелоперов в «Аде
Данте» это, собственно, сам Ад - красочный и кровавый; и именно изображение
Преисподней вышло у создателей самым ярким пятном всей игры. Местное царство
Дьявола насквозь пропитано какими-то органическими мотивами, ржавчиной, кишками
на стенах, гигантскими чугунными механизмами, кольями, шипами, шестеренками, отвратительными
существами и периодически пробирающим до мурашек тягучим саундтреком вкупе с
истошными воплями страдающих грешников.
Отдельная
песня - это местный дизайн. Все, что господин
Алигьери так любовно расписал в своем великом произведении, Dante's Inferno воспроизводит
в современной форме без дураков идеально. Фактически, вся игра - одно бесшовное
путешествие по девяти кругам, почти каждый из которых выглядит уникально и
контрастирует с остальными. Чаще всего атмосфера в локациях гуще чем смоль, а
пред нами то и дело предстают очередные катакомбы с потоками лавы, бурлящими
фонтанами эритроцитов и реками жидкого золота. Порой, проглядываются вкрапления
ярких градиентов. Например, приключения в пустыне сопровождаются
золотисто-бархатными тонами, а забег по лесу смертников окутан настроением
мрачных английских сказок. Но это случается редко. Куда охотнее дизайнеры и
художники выдают нам чисто баркеровские пейзажи, напоминающие то Jericho, то отдельные моменты God of War. В общем, наслаждаться визуальной
часть проекта можно и нужно, даже, несмотря на порядком устаревшую графику.
Сюжетный
зачин представляет собой пятнадцать минут коротких GC роликов чередующихся с первыми
геймплейными сценами. Флорентиец Данте - крестоносец, а совсем не поэт - сражается
за вполне благородные вещи, нашивает на кожу рваный кусок красного гобелена в
виде креста и затем продолжает драться... до тех пор, пока негодяй не вонзает
герою в спину коварный кинжал. Дальше за протагонистом, вполне справедливо
приходит старуха с косой, которую суровый культурист лихо убивает, попутно
забрав оружие. Казалось бы, на этом наше Альтер эго мог бы успокоиться и зажить
счастливой второй жизнью, но не тут-то
было! Скоро дьявольские сводки сообщают Данте о похищении его возлюбленной
Беатриче и крестоносец без особых размышлений отправляется за дамой сердца
прямиком в Ад.
Мозговой штурм, коса и черти
Как в
очередной раз выяснилось, мнение о том, что имея на руках карт-бланш из
замечательных декораций и приличной завязки можно склепать не менее замечательную
игру, в корне ошибочно. Причем главная проблема Dante's Inferno не в
беспросветной унылости миссий (задания здесь, по сути, вообще не нужны, игра -
один большой забег через череду препятствий) и не в несгибаемой шпале истории
(все прохождение - безуспешная гонка за отдаляющейся, словно оазис Беатриче), а
в непосредственно самом слэшере, коем игра является по жанру.
Все, чем нам
предлагают заниматься среди выжженных стен и обветшалых декораций - чистой воды
классика: постоянное движение вперед (лишь один раз за игру приходится надолго
возвращаться на пройденный этап), шинкование адской живности в постоянном
вальсе с прыжками, сбор бонусов и пазлами... Кстати, загадок в Dante's Inferno пруд пруди. Тут игра
напоминает недавний Darksiders - в проекте Virgil Games
ломать голову приходилось едва ли не чаще, чем проламывать. Правда Данте,
в отличие от всадника по имени Война, решает по большей части физические
задачки, где за неудачей непременно следует смерть, а все головоломки
разыгрываются среди сплошных опасностей вроде металлических челюстей (попробуй,
успей проскочить, предварительно повернув рычаг), острых кольев и вращающихся
платформ, сбрасывающих героя в кипящую лаву.
Боевая часть
куда более прозаична. Первый камень преткновения это оружие. Здесь оно
представлено в необычайном ассортименте: у героя есть честно забранная коса...и
всё. Правда стародавний инструмент протагонист, где только не использует,
начиная от убийства утробно-ворчащей нежити, до прыжков через пропасти (тут
коса выступает в качестве тарзанки).
Ситуацию
могла бы худо-бедно выучить магия, которую
Данте последовательно получает по ходу прохождение адских кругов, но ее виды
совсем не изобретательны и потому все колдовство сводится к банальным
применениям огня, льда и пары других стихийных сил. А вот крупное распятие, разящее
негодяев в дальнем бою и выглядит и действует просто прекрасно. Такого в
слэшерах еще точно не было.
Ну и,
наконец, небольшое оптимистическое замечание: сама боевая механика у Visceral Games вышла на удивление приятной и
сбалансированной. Как и свой знаменитый тезка Данте выделывает земные кульбиты,
рубит монстров в молодецком прыжке, умело ставит блоки, делает вызывающие
фаталити, разрубая уродцев на части. Вражеская фауна же, представлена в большом
разнообразии: в программе черти с крыльями, огнедышащие птицы, увеличенные
копии минотавров и рядовые хлипкие зомби. Отдельный смак - это грешники, среди
которых есть развратные девицы (представлены в виде подобия фурий) и даже некрещеные
младенцы (пищащие детишки с ножами
вместо рук). А вот с потенциально самой сладкой частью - боссами, вышел
заметный промах, так как главари хоть и выглядят внушающее, но встречаются
редко. Особенно запоминается огромная царица Клеопатра со странно торчащими
сосками, плюющимися всевозможными существами.
Что и
говорить, геймплей Dantes Dante's Inferno хоть и вышел неплохим
с одной стороны, но по большей части все могло получиться на порядок
интереснее. Например, система апгрейда оружия так и не раскрыла своего
потенциала. За души поверженных супостатов Данте может совершенствовать как
пресловутую косу, так и знаковый крест, но вот разнообразие примочек оставлять
желать лучшего: в двадцатый раз наращивать силу удара или получать очередной
убогий в бою прием, быстро надоедает. Помимо апгрейдов - некоторые сцены
затянуты и неоправданно сложны, другие напротив - поддаются с наскока... Одним
словом, ждем «исправительный» сиквел, благо буквы «to be continue» в финале, всегда на что-то
намекают.