Больше чем игрушка: за что мы любим Bionicle
Спецы и мнения

Больше чем игрушка: за что мы любим Bionicle

Биониклы. У всех, кто рос в начале нулевых, это слово вызывает улыбку и приятное тепло в груди. Тогда каждый мальчишка, а то и девчонка хотели этих сборных киборгов, владеющих силами стихий. Но не каждый родитель мог купить чаду столь дорогую игрушку. К тому же обладать ею было мало, чтобы по-настоящему проникнуться вселенной и оценить задумки авторов. Даже больше: если вы живете в России или других странах СНГ, то упустили львиную долю того, чем так хороши Bionicle.

Биологические хроники

Конструктор метил в аудиторию от 8 до 16 лет и впервые появился в Австралии и Европе в 2000 году. Спустя год, когда игрушка доказала свою жизнеспособность, ее выпустили на самом желанном рынке: Северной Америке. Именно тогда LEGO повернула ключ зажигания в машине по заработку денег и принялась заправлять ее каждые полгода, выпуская как крупные наборы (фигурки, транспорт, декорации), так и маленькие (маски и снаряды, которыми стреляли «Биониклы»).

Для нас и наших родителей эти «Биониклы» стали нарицательным словом, обозначающим Тоа, шестерых воинов стихий, и их врагов. На самом же деле Bionicle — это сплав двух слов: biological chronicle. Что переводится как «биологические хроники», иными словами летопись мира киборгов, эпос о борьбе добра со злом и трех добродетелях: единстве, долге и предназначении.

Голь на выдумку хитра

Bionicle обладает историей с богатейшей мифологией, полной драмы и неожиданных поворотов. Как ни странно, все три добродетели шли вразрез с идеей LEGO, где воображение — царь и бог. Мол, ребенок сам собирает игрушку и придумывает ей приключения. Поэтому, когда в 1999 году боссам датской компании предложили обратное, те настроились скептически и даже враждебно. За последнее стоит благодарить еще и военную тему Bionicle: мечи, щиты и прочее оружие тоже не сочетались с миролюбивостью LEGO.

Так как же «Биониклам» дали зеленый свет? Все просто: в 1998 году LEGO находилась в серьезном кризисе. Датская компания впервые пережила финансовые потери, а уже в следующем январе заявила о недополученных 1,4 миллиарда крон, что равнялось 140 миллионам евро. Чтобы продержаться на плаву, корпорация сперва уволила тысячу сотрудников, а затем — еще пятьсот. Думается, обиднее всего боссам LEGO было то, что сам рынок игрушек чувствовал себя прекрасно и рос по 4% в год. Проблема явно крылась в консервативности датчан.

Вспомнив поговорку про отчаянные времена, LEGO забывает о принципах и выпускает сюжетные наборы по «Звездным Войнам». Тогда далекая-далекая галактика вернулась на большие экраны в виде фильмов-приквелов. Их популярность передалась коробочкам со сборными джедаями и ситхами и обернулась большими продажами. Правда, они не сильно помогли LEGO, ведь та платила авторские отчисления Джорджу Лукасу и его империи. Что же это значит? К черту лицензии, нужна своя фантастическая сага, которая будет печатать деньги годами.

Поняв это, корпорация объявила мозговой штурм: «Предлагайте свои истории — мы выберем самую лучшую и воплотим ее». Таковая пришла в голову британскому сценаристу и продюсеру Аластеру Суиннертону. Впоследствии он станет больше всего известен как соавтор Bionicle, вместе с Бобом Томпсоном и Мартином Андерсеном из LEGO и Кристианом Фэйбом из датского рекламного агентства Advance.

Их труды воплотились в игрушки, которые за первый год принесли компании 100 миллионов фунтов стерлигов. Успех пришел не только в денежном эквиваленте, но и признании: в 2001 году Bionicle победила в номинации «Самая инновационная игрушка» от Toy Association — американской торговой ассоциации игрушек. Эти и другие профессионалы восторженно скажут, что Bionicle изменили то, как дети развлекаются с LEGO. «Биологические хроники» вобрали самое лучшее от двух миров: сборку, свойственную конструктору, и приключения в духе GI Joe, Transformers и других экшен-фигурок.

Троецарствие для детей

Авторы сюжетов для многих игрушек словно работают по принципу: зачем стараться? Какой смысл заморачиваться над историей, если имеешь дело с самой неискушенной публикой — детьми? Сценаристы Bionicle явно думали по-другому, раз создали этакое «Путешествие на Запад» или «Троецарствие» для подростков. Если вы не поняли сравнение одними из самых многостраничных романов, поясним: сюжет «Биониклов» очень обширен. Чтобы изложить его, понадобится десять таких статей. А то и больше, если вдаваться в подробности. Дабы не писать энциклопедию, изложим лишь часть эпоса, по которой можно судить об остальных «биологических хрониках». И то мы остановимся на самых основных моментах, многое упростим и местами пожертвуем точностью. Да простят нас хардкорные фанаты Bionicle

Сюжет начинается на острове Мата-Нуи, который населяет раса киборгов маторан, разделенных на деревни под предводительством мудрых старейшин — Турага. К их берегам прибиваются канистры, из которых выбираются шесть легендарных героев Тоа. Они, как и остальные киборги, живут благодаря маскам Канохи: сними их, и робот долго не протянет. Тоа отправляются искать больше Канохи и встречаются с Макутой — древним злом, желающим властвовать над маторанами. Герои проигрывают первый бой и капитулируют через телепорт.

Макута отправляет в догонку Борроков — этакий рой больших, сворачивающихся в шары, насекомых. Сперва кажется, что они инопланетяне, но на деле войском управляют две королевы, находящиеся под землей. Тоа выслеживают и побеждают их, объединив силы стихий и заточив монархов в субстанцию под названием протодермис. Подобное отношение к голубой крови не нравится элитному отряду Борок-кал: они воруют артефакты, без которых Тоа не могут управлять стихиями. При помощи тех же агрегатов Борок-калы хотят освободить королев, но бравая шестерка идет на хитрость: направляет в злодеев энергию, от переизбытка которой тех коротит.

Маторане праздуют победу над Борроками, а заодно и местный День Имени. И так радостное событие становится еще торжественней, когда обыкновенный киборг Такуа находит маску Света. Она принадлежит седьмому Тоа, которого еще предстоит найти. На поиски отправляют Такуа вместе с его закадычным другом. Макута не желает, чтобы они преуспели и отправляет на перехват своих шестерых сыновей — Ракши. Да, те самые горбатые игрушки с вращающимися торсами! Ракши уничтожают деревню огня и даже отравляют местного Тоа: он становится токсичным и атакует своих. Те же гады убивают друга Такуи: тот преисполнен скорби, но еще больше — чувства долга. До сих пор Такуа не осознавал свою избранность, но теперь он надевает маску и становится Тоа Света. Собрав машину из трупов Ракши, он выслеживает Макуту, сражается с ней, но не побеждает: оба противника падают в озеро протодермиса. Объединившись, они становятся единым существом Таканува. Оно поднимает гигатскую глыбу, гибнет под ее весом, зато открывает путь в Метру-нуи — древний город под Мата-Нуи.

О нем нам рассказывает шестерка Турага: оказывается, старейшины не просто жили в Метру-нуи тысячу лет назад, но и были его героями — Тоа. Они раскрыли план Макуты, которая притворилась властителем Метру-нуи и под его видом заставила маторан залезть в криокапсулы. В них жители провели столько бы времени, сколько им потребовалось, чтобы потерять память и принять Макуту за повелителя. Но Тоа раскрыли планы злодея, объединили силы и заточили его в протодермис. А задно спасли часть маторан от сна, перевезя их на остров Мата-Нуи. Вернувшись за оставшимися, Турага попадают в по-настоящему мрачный круговорот событий: команду превращают в звероподобных существ Хордика, отчего они потихоньку начинают сходить с ума. Красный Тоа даже переходит на сторону зла и обращается против бывших товарищей. В итоге дружба все же берет верх и команда объединяется, чтобы свергнуть императрицу паукообразных Висорак. Злодейка получает в грудь заряд из шести стихий: луч попадает прямо в кулон, который был связан с Макутой. В результате императрица побеждена, оставшиеся маторане перевезены на Мата-нуи, а Макута вырвалась на волю, благодаря своей многоходовочке.

Чувствуем, что вы начинаете зевать — оставшуюся историю расскажем еще быстрее. Тоа находят еще одну легендарную канохи — Маску Жизни. Она обретает разум и наращивает организм (вставьте дежурную шутку про It’s alive! и Франкенштейна) в виде еще одного Тоа. Он жертвует собой и пробуждает Мата-нуи — древнего духа, в честь которого назван остров. Того самого, который рассказал маторанам о трех добродетелях: единстве, судьбе и долге. 

Тоа думали, что вызовут дух, а на деле пробудили гигантского робота. Он дремал (вернее умирал, пока к нему не подключили живительную маску) так долго, что его тело покрылось лесами, пустынями и горами, где поселились маторане. В общем, поворот в духе Шьямалана, а за ним еще один — еще в древности один из Макут саботировал гиганта, погрузил его в кому и перехватил управление, чтобы завладеть телом при пробуждении. Злодейская многоходовочка сделала его всесильным тираном. Он сразу избавляется от конкурента: выстреливает в космос маску Света с заточенным Мата-нуи.

Изгнанник приземляется на Бара-Магме. Оказывается, это родной мир Мата-Нуи и маторан, где их создали и отправили исследовать планеты да бороздить космос. В отсутствии странников Бара-Магма пережила землетрясение: оно превратило поверхность в пустоши и отделило два гигантских осколка, ставших лунами Бары-Магмы. На одной из них впервые и вырубился Мата-Нуи.

Вернувшись домой во второй раз, в виде маски, Мата-Нуи наращивает себе тело Тоа, становится освободителем местного угнетенного народа. В благодарность ему построили новое тело титана, которое пригодилось, когда Макута нагрянула на Бара-Магну. Она выстреливает гравитационным лучом, чтобы разрушить планету, но Мата-Нуи отражает его в луны, притягивая их. Одна из них впоследствии прилетела Макуте в голову и повергла злодея. Потратив почти все силы в бою, Мата-Нуи тратит оставшиеся, чтобы вдохнуть жизнь в Бара-Магну.

Видишь сюжет? А он есть…

Как вы поняли, история Bionicle слишком обширна для обычной пластмассовой игрушки. По запутанности и графомании она превзойдет любой лор. Да в мифологии Metal Gear Solid разобраться проще, чем здесь! Придумать столь масштабную вселенную для LEGO так же странно, как написать «Унесенные Ветром» про любовь Барби и Кена. 

Тем не менее, именно сюжет, рассказанный посредством книг, комиксов, веб-роликов и прочего делал Bionicle уникальными. История вдохнула жизнь в игрушку, превратив ее в настоящий феномен. К сожалению, российские дети не имели доступа к нему. Максимум, что мы получили — это полнометражные фильмы, довольно средние сами по себе и не передающие масштабы «Биологических Хроник». Не удивительно, что многие из нас забросили любимый конструктор в 14 лет, а то и раньше, не увидев в нем смысла.

А он был, но мы это поняли, только когда повзрослели, дорвались до Интернета и фанатских википедий о Bionicle. Оттуда мы узнали об эпосе, стоявшем за пластмассовыми фигурками. Да, он далеко не образчик хорошей литературы, зато здорово обыгрывает особенности LEGO. История начинается с того, что Тоа собираются, вынимая себя из тех же самых канистр, в которых их продавали. Или другой пример: сценаристы объяснили, чем же так ценны маски Канохи, докупавшиеся отдельно, и почему мы должны «собрать их все!».

Инновации в цифре и не только

Вместе с Bionicle LEGO открыла для себя не только прелести повествования, но и цифрового века. Дети, родившиеся в нем, привыкли к чатам, компьютерным играм и другим подобным забавам и уже не представляли жизнь без них. Конструкторы LEGO, напротив, все больше воспринимались как нечто отсталое и архаичное.

«Биологические хроники» ставили цель — искоренить это предубеждение. Поэтому наборы с киборгами приглашали зайти на официальный сайт Bionicle. Там можно было потратить местную валюту «Очки Канока», которая копилась при покупке наборов и открывала все новые мини-игры. Последние были простейшими браузерками: сейчас ими никого не удивишь, но на заре «нулевых» они взрывали мозг! Тогдашние дети изумлялись: «Как это так: играть по сети, ничего не устанавливая? Черная магия, не иначе!».

Все это принесло сайту дикую популярность: в августе 2006-го его посетили более миллиона уникальных пользователей. LEGO не просто оседлала волну Интернет-трафика, но и перенаправила ее в магазины: портал рекламировал все новые игрушки. Те же упоминали сайт — и так по кругу!

Разумеется, на одном сайте далеко не уедешь: он лишь компаньон для игрушки, которая должна быть хороша сама по себе. Здесь Bionicle перевыполнили план, став просто изумительными: в первую очередь, благодаря шарнирам и прочим подвижным деталям, изобретенным еще в наборах Slizer/Throwbots и RoboRiders. Пластичность возносила «Лего» на ранее недоступный ей пантеон экшен-фигурок. Только в отличие от каких-нибудь «Трансформеров», этих киборгов можно свободно разбирать, а, значит, кастомизировать как-угодно.

Дорогая любовь

Вообще, можно долго перечислять, за что дети любили Bionicle. Нас цепляла каждая деталь на телах киборгов, которых хотелось купить, просто потому что они были сплавом брутальности и крутизны. Где обе черты раскрывались по полной, так это в Борроках, Ракши и прочих злодеях. Играть ими было чуть ли не интереснее, чем командой героев!

С годами дизайн добрых и плохих парней становился более комплексным: Тоа уже не выглядели одинаково — их тела отличались формами и конечностями. Та же история со злодеями. Только разнообразие поздних фигурок шло вразрез с эстетикой, а то и вовсе убивало ее. Фанаты Bionicle раскололись на два лагеря, один из которых вовсю ругает творческие выкрутасы дизайнеров.

Но как бы Тоа ни менялись внешне, они оставались гостями из загадочного мира. Как он выглядел, мы могли лишь гадать, и это разжигало наше воображение! Фантазию подогревали местные названия: все эти Мата-Нуи, Макуты, Копаки, позаимствованные из языков Новой Зеландии, звучали ни на что непохоже и услаждали слух.

Все, что мы видели и слышали о Bionicle, заставляло хотеть их. Мы выпрашивали «биониклов» у родителей при первой удобной возможности. Мольбы, слезы, угрозы срабатывали не всегда, ведь даже самые базовые фигурки стоили 300 рублей. Иными словами, немаленьких денег для страны, которая только отходила от дефолта 1998 года. Если перевести тогдашнюю сумму с учетом инфляции, то на май 2019-го один Тоа из детства обошелся бы в 1349 рублей. За более крупные наборы, Макуту например, пришлось бы расстаться с 4048 рублями. Прямо-таки цена диска для консоли, причем в премиальной версии!

Хотя автор этих строк ловко сотрясал с родителей деньги на наборы (ей богу, мне бы такую настырность с дамами), для многих «Биониклы» были недоступной роскошью. Чтобы получить одну фигурку, приходилось исхитриться. «Моего первого и единственного [Бионикла] заработал летом, таская раствор и кирпичи», — улыбаясь, вспоминает 28-летний Александр. Чуть более счастливой историей поделился его одногодка Шэн: «У меня был красный и зеленый, причем красного я выиграл у Dirol Kids, отправив пять фантиков от жвачки по почте»

«О, мне всегда хотелось [Биониклов], — вспоминает Альберт. — Но мне купили только парочку из разных сетов». Сейчас мужчине 28 годиков, но он помнит детскую обиду от того, что он не мог получить больше биониклов и масок к ним, на коллекционирование которых делался упор. Тогда помощь к нему пришла сублимация. «В июне, на день защиты детей, у метро была площадка, где можно было прийти, пособирать лего и получить нишятки. — рассказывает Альберт, — как-то удалось урвать картонную маску бионикла (не для фигурки, а на свое лицо) вот это было детское счастье!».


Bionicle были во всех смыслах дорогой игрушкой и столь же важным воспоминанием. Причем, не только для детей «нулевых», но и самой LEGO. «Биологические Хроники» спасли датскую корпорацию и чуть ли не заново научили ее вести бизнес.

Тогда казалось, что Bionicle будут с нами всегда — ну или как минимум 20 лет, на которые расписали сюжет. Но не сложилось: уже в 2009-м LEGO объявила, что прекратит выпускать линейку уже в следующем году. «Биологические Хроники» не пользовались былым спросом, а виной тому была та самая история. Эпос стал слишком запутанным и отпугивал новых детей, в то время как старые вырастали и обзаводились новыми интересами. В 2014 году Bionicle попытались возродить, уже с более простым сюжетом и конструктором, но безуспешно.

Тем не менее, Bionicle не забыты: как когда-то они стояли на наших полках, воспоминания о них хранятся в наших сердцах. К ним приятно возвращаться, как к альбому со старыми фотографиями, особенно когда взрослая жизнь кажется тяжелой и невыносимой. Образ отважных Тоа не только не только ласкает душу ностальгией, но и вдохновляет быть таким же храбрым. Героем своих хроник — стойким и могучим.

А вы коллекционировали Bionicle?

Комментарии (2)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Пророк
6
22.01.2020 20:32
Если не ошибаюсь, такая статья уже была на Gameguru. Грамотно написано, поэтому запомнилось, что уже читал ее. Откопал на днях парочку с антресоли и такая ностальгия нахлынула.
За их стоимость.

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?