За все семь лет существования студия Obsidian Entertiment не сделала ни
одной оригинальной игры. Только представьте себе, выходцы из знаменитой
Interplay, сделавшие такие легендарные ролевые сериалы как Fallout и Icewind Dale, все это время занимаются созданием
сиквелов и дополнений для игр BioWare! На их боевом счету Star Wars: Knights of the Old Republic 2 - The Sith
Lords, вторая часть Neverwinter Nights 2, а также пара к ней дополнений. Возможно, именно поэтому к первому оригинальному
проекту Obsidian под названием Alpha Protocol приковано внимание игроков и
прессы с самого анонса.
Откровенно говоря, два года назад, когда состоялась презентация игры, не
слишком-то верилось, что амбициозным планам разработчиков суждено сбыться.
Очень невероятной казалось их затея - создать шпионскую RPG, где кроме
очевидных вещей вроде прокачки персонажа и захватывающего сюжета будет
полноценный стелс в духе Tom Clancy's Splinter Cell, рукопашные схватки и
яростные перестрелки в лучших традициях Gears of War. Как все это можно
соединить в одной игре не создав уродливого чудовища доктора Франкенштейна было
ровным счетом непонятно, но вот буквально на днях мы получили ответы на все
вопросы: в редакцию GameGuru поступила сверхсекретная пресс-версия Alpha Protocol с
которой было проведено несколько десятков часов, и теперь мы спешим поделиться
впечатлениями.
Начинается игра как любой боевик средней руки. Некие арабские террористы
сбивают американский гражданский самолет с пассажирами на борту. Мировая
общественность, понятное дело, паникует, а правительство США лично берет под
контроль расследование страшного преступления. Между тем на секретной военной
базе в себя приходит главный герой игры Майкл Тортон, а миловидная девушка
сразу же ему сообщает, что-де Майкл похищен какими-то злодеями и теперь он
должен самостоятельно выбраться из плена. Надо сказать, что наш герой человек
серьезный, так что приступает к делу с душей и размахом: бьет окно в палате,
оглушает нескольких охранников, кого-то расстреливает в упор - в общем, работает.
Потом, правда, выяснится, что все это не более чем спектакль, такое суровое
испытание для новых агентов конторы под названием Alpha и Protocol, куда нашего
героя в итоге и вербуют. А потом события разворачиваются стремительно: Майкла
отправляют в Саудовскую Аравию изловить подбивших самолет террористов, но
операция заканчивается печально - Майкла подставляют, за ним начинают охоту
бывшие коллеги, ну а он, в свою очередь, уходит в подполье и пытается выяснить,
что за нездоровая фигня происходит.
Казалось бы, на таком банальном фундаменте просто невозможно выстроить
действительно захватывающую историю. Оказалась - возможно. Разработчики
виртуозно написали сценарий, наполнив его настоящей шпионской атмосферой, так
что получилась то ли «Миссия не выполнима», то ли «Идентификация Борна». На
пути к истине Майкл познакомится с десятком самых разнообразных личностей: тут
и международные шпионы, и агенты ЦРУ, и русские мафиози с олигархами. Беседы,
разумеется, пропитаны исключительной секретностью, а в них регулярно мелькают
имена президентов, тайных организаций и тому подобное. Неожиданных сюжетных
поворотов тоже хватает. Здесь с завидной регулярностью друзья оказываются
врагами, а мир помогают спасать отъявленные бандиты.
Впрочем, с кем водить дружбу предлагается решать игроку, так как
разработчики явно вдохновившись Mass Effect создали весьма разветвленную
систему диалогов, ну разве что в нашем случае выбирать реплики вообще не нужно,
а надо задавать общий тон беседы: пошутить, поорать на собеседника или провести
сугубо профессиональный диалог. Вариантов, на самом деле, куда больше, а от
линии поведения Майкла зависит отношение к нему других персонажей: кто-то
оценить хорошую шутку, другой предпочитает разговаривать «на бровях». Кроме
того, частенько необходимо принимать конкретные решения, которые повлияют на
финал игры. Например, однажды надо выбрать вызволять боевую подругу из лап
убийцы или отправиться обезвреживать бомбу, которая уничтожит сотни людей. Или
другая дилемма - убить террориста, сдать властям или вообще отпустить за взятку
в несколько тысяч долларов. Разговорно-сюжетная часть, вообще говоря, удалась:
диалоги написано толково, вариантов ответов полно, ну и свобода действий
радует.
В начале, как и в любой нормальной RPG, позволяется создать персонажа по
вкусу: поколдовать над внешностью, изменить
специализацию, а вот вписать другое имя или сменить голос не дают.
Неприятно, но это, видимо, потому, что вся игра озвучена, а записывать четыре
или пять вариантов столь объемного материала никто не станет. Самое интересное,
конечно, начинается, когда нужно распределять очки навыков. Систему развития
персонажа разработчики, похоже, тоже подсмотрели в Mass Effect, так что она
основывается не на показателях силы или выносливости, а на многочисленных
перках. Отметим, что создатели не пожалели сил, так что развивать героя можно в
самых разных направлениях: прокачать навыки Stealth, и тогда герой сможет
выставлять врагов клоунами не хуже Сэма Фишера,
позволяется развивать навыки владения штурмовыми винтовками, пистолетами
или дробовиками, что самым положительным образом скажется на использовании этих
видов оружия. Можно освоить и рукопашный бой или превратить героя в
натурального хакера и «медвежатника», который без труда взломает любой сейф и
компьютер.
Но, пожалуй, главное то, что все эти навыки действительно необходимы
непосредственно в игре, так как разработчикам удалось соорудить удивительно
гибкий геймплей, который каждый игрок легко сможет подогнать под свой стиль.
Тем, кто предпочитает прохождение в духе старого Splinter Cell - полное
раздолье. Главный герой умеет незаметно передвигаться, тихо ломать шеи
противникам, может навинтить на пистолет глушитель, чтобы бесшумно разбираться
со злодеями на расстоянии. Уровни тоже, что называется, заточены под скрытные
операции: к услугам шпиона множество тайных проходов, обходных путей и так
далее. Для тех, кто не собирается отсиживаться по закоулкам тоже свобода:
Майкл ловко прячется за укрытиями, может
вести оттуда прицельный огонь, умеет вышибать двери ногами и забрасывать группы
врагов гранатами. Каждый вариант прохождения имеет свои плюсы и минусы, так что
никто не запрещает играть комбинировано, хотя опыта за бесшумные убийства,
все-таки, выдают чуть больше.
Перед выходом на задание стоит не забыть экипировать героя сообразно
плану. Дело в том, что каждая миссия начинается в штаб-квартире, где можно не
только просмотреть электронную почту, но и снарядить Тортона. Выбор пушек,
гаджетов и модификаций для оружия и брони огромен, правда новинки стоят весьма
немало, а деньги на покупки предлагается находить на уровнях, вскрывая сейфы и
обчищая карманы убитых врагов. Но уж если «зелень» шуршит, то можно легко
прикупить себе последние достижения мирового военпрома.
Как мы убедились разработчикам из Obsidian вполне успешно удалось
сделать полноценную шпионскую RPG. Тут приходиться и стрелять, и заниматься
тихими операциями, ну и конечно развивать персонажа и учувствовать в
многочисленных беседах. Огорчила только графика. Персонажи скверно анимированы,
их лица пугают кособокостью, уровни встречаются однотипные, а интерактивность
стремится к нулю. Но, безусловно, это всего лишь пре-релизная версия и можно надеяться, что до конца месяца Obsidian успеют это исправить. Несмотря на это Alpha Protocol захватывает. За сюжетом
действительно интересно следить, а геймплей понравится и тем, кто предпочитает
стелс, и тем, кто любит активные боевые действия. До выхода игры осталось
совсем мало времени, так что и ждать осталось совсем недолго.