Порой один лишь анонс чего-либо публика уже воспринимает в штыки. Поначалу неприятие вызывала и Pagan Online — диабло-клон от сербских разработчиков из Mad Head Games и издательства Wargaming.net. Слишком уж странный у них дуэт: никому не известная студия и корпорация, прославившаяся боевиками про танки, самолеты и корабли. Разве могут они родить достойную Action RPG?
Как минимум, они выпустили брутальное фэнтези в славянской мифологии, о чем мечтают многие отечественные игроки. Конечно, местный мир совсем непохож на Древнюю Русь, зато сильно вдохновлялся ее легендами. Так Pagan Online предлагает отправиться на поиски Даждьбога, Велеса и других небожителей. Те пропали в самый неподходящий момент, когда демоны напали на мир людей.
По ходу дела выяснится, что пропажа богов-защитников и вторжение связаны друг с другом. Вот это поворот, кто бы мог подумать?! Такую саркастическую реакцию вызывает вся история Pagan Online: она не оригинальная и не увлекательная. Даже наоборот: сюжет воспринимается как филлер — нечто, что должно заполнить пустоту и худо-бедно связать миссии. Дать игроку иллюзию, что он не просто зачищает «подземелья», а занимается важным делом.
Вторичный сюжет — небольшая беда: кто вообще ждет оригинальную, проработанную историю от Diablo-клона? Другое дело, что в игре по славянской мифологии хочешь увидеть что-то свое, родное, знакомое глазу. Иными словами, персонажей и мир, которые бы ассоциировались с верованиями предков.
Здесь-то Pagan Online разочаровывает в первую очередь. Местные модельки, может, и называются Машами, Моранами и прочими знакомыми именами, но выглядят как типичное фэнтези. Его сварили из бульона на основе Diablo, добавив League of Legends и другие заморские приправы, но забыв про русские черты. Не подумайте, я не хочу, чтобы герои ходили в вышиванках и давили врагов на маунте-печке. В то же время странно видеть знакомые имена, которые носят существа без капли славянского колорита. Это как взять негра с дредами и назвать его князем Владимиром. Как тут не почувствовать неприятный диссонанс? По крайней мере, публике из СНГ.
Вообще, проблема дизайна Pagan Online лежит намного глубже. Игра походит на что-угодно, кроме самой себя. Ее актерам и декорациям катастрофически не хватает уникальности, какой-то «самости». Без последней они воспринимаются как что-то явно понадерганное из других игр, как заимствование, которое и не пытались скрыть. Опрятная графика и проработанные анимации, коих здесь с лихвой, пытаются компенсировать эту вторичность, но тщетно.
К счастью, с той же задачей справляется геймплей. В отличие от художественной части, он не просто хорош, а даже оригинален! Вы, конечно, возразите — это же типичная Diablo! И будете по-своему правы. Pagan Online предлагает убивать рядовых врагов и боссов, чтобы прокачивать героя и выбивать ему все новые шмотки, дабы противостоять монстрам посильнее. Разработчики тщетно старались разбавить до боли знакомый коктейль чем-то своим, теми же необязательными задачами: например, успей добежать с начала уровня до сундука, пока тот не закрылся навсегда. Но подобные ивенты — это как авторский макияж, нанесенный поверх старой-доброй Diablo. Сути он не меняет.
А вот что действительно выделяет Pagan Online на фоне прародителя, так это экшен. Думаете, местные бои можно лениво прокликать? Как бы не так! Во-первых, здесь нужно хоть немного, но целиться во врагов, чтобы попасть по ним. Это применимо не только к специальным «абилкам», которые надо прожимать сразу после перезарядки, но и стандартным атакам. Вражеские же выпады надо избегать всеми силами, в особенности — долго заряжающиеся, смертельные приемы.
Проще говоря, сражения Pagan Online ближе к моба-играм, нежели Diablo. Мало приодеть и прокачать своего «перса». Нужно проявить скилл: небольшой, но ощутимый. Только благодаря этому Pagan Online выделяется на фоне конкурентов.
И без того бодрые бои становятся еще лучше, благодаря коротким сессиями и разнообразным героям. Первые заботятся о том, чтобы миссии длились не более двух минут и потому не надоедали. А ростер вынуждает подольше посидеть за Pagan Online, чтобы распробовать всех героев. Последние радуют разнообразием: тот же Гектор, стреляющий из дробовика, жгущий огнеметом и превращающийся в зенитку, отличается от Дамира — мальчика, во всем полагающегося на боевого медведя.
Только какой бы бодрой ни была Pagan Online, игру сложно рекомендовать. Ее предлагают купить за 650 рублей в Steam. Вроде бы и недорого, но... ощущается проект скорее как мобильный. Настоящую платформу выдает многое: упомянутые коротенькие сессии, заточенный под экраны планшетов интерфейс, небольшой хаб, где мы тусим между миссиями, крафтим новые вещи, продаем старые и открываем навыки в специальном древе.
Но где Pagan Online спалилась по-настоящему, так это в лавке с героями. Разработчики не дают играть всеми бойцами и сразу: их нужно открывать по ходу пьесы. Пользователь отдает не реальные деньги, а лишь внутриигровые, но неприятный осадок остается: если продукт не условно-бесплатный, почему мне не дают весь ростер разом? Более того, раз передо мной премиумная ARPG для ПК, почему мне предлагают открывать новые скины за кристаллики, которые копятся целую вечность?
Тем же холодком мобильных игр веет и от компактных, быстро приедающихся локаций, которые игрок раз за разом пробегает на бис. Тот же злобный призрак не дает Pagan Online достаточно быстро обновлять состав врагов: пока появятся новые мобы, ты 300 раз устанешь от старых. По-настоящему же эпичные недруги, в виде стоящих боссов, приходят по праздникам.
Геймплей, комментарии разработчиков и многое другое можно найти в нашем репортаже из Сербии.
Что еще обиднее, очевидно мобильная игра плохо идет даже на довольно мощном ПК. Мой справляется с Battlefield 5 на «ультрах», но Pagan Online периодически подтормаживает, стоит зайти на новую локацию или появиться толпе врагов. И это не только моя проблема: с ней столкнулись и другие рецензенты, собранные в общем «дискорде». Техническое несовершенство постигло и локализацию: на русский переведена лишь часть текста. Остается надеяться, что к релизу выйдет патч, который поправит обе проблемы. Только ни одна заплатка не изменит ощущение, что Pagan Online — это полумобилка, которую выпустили на ПК.
Пускай в основе игры лежит вполне себе крепкий геймплей, да и сам проект достаточно увлекателен, нас не покидала мысль: зачем он на вышел PC? Тут полно других клонов Diablo и есть сама Diablo. А вот среди карманных «диабл» Pagan Online выглядела бы просто неотразимо.