Рождение
легенды
Ровно двадцать лет назад, 16 июля 1993 года, консоль
Amiga
CD32
поступила в магазины Великобритании, а в сентябре появилась в Европе. Система примечательна
по следующим причинам. Во-первых, она считается первой 32-разрядной домашней
консолью. Во-вторых, несмотря на скорый закат, на ней вышли ставшие культовыми
игры. Двадцать лет - солидный срок, и в этом материале мы вспоминаем саму
приставку и ее ключевые проекты.
Современные консоли предназначены исключительно для видеоигр.
Они имеют браузеры, к ним подключаются клавиатуры с мышками, а на Playstation 3 можно даже
установить Linux
- вот только нужно это все, как корове седло. Но Amiga CD32 при определенном дооснащении
вполне могла выполнять и функции персонального компьютера. Она позволяла
присоединить клавиатуру, мышь, дисковод и жесткий диск. Положительную роль
сыграли и близкие с РС Amiga
1200 характеристики. Получался гибрид компьютера и консоли, что по тем временам
было довольно круто.
Приставка быстро провалилась в продаже, в том числе
и из-за слабого распространения. Собственно, продавалась она только в Канаде,
Европе, Австралии и Бразилии - не густо. Возможно, Соединенные Штаты исправили
бы ситуацию, но продажи были запрещены на территории главной демократической
страны планеты по решению федерального судьи. Разработчик Amiga CD32, компания Commodore, банально просрочила
роялти за патент Cad
Track,
и американский суд вынес не лучшее для новой приставки решение. В итоге, в США
так никогда и не продавалась Amiga
CD32.
Конечно, «серые» консоли все равно привозили из Канады, но о популярности,
конечно, речи уже не шло.
Технические характеристики в наши дни вызывают лишь
ностальгическую улыбку: процессор с частотой 14,3 МГц (Motorola 68020), 2 Мб системной
памяти, 1 Кб энергозависимой памяти для сохранений, двухскоростной CD-ROM, слоты для основных на то время
модулей и джойстиков, операционная система Amiga OS 3.1.
Компании, выпускающие приставки, теперь стараются
представить максимально широкую стартовую линейку. В памяти жив японский запуск
Playstation
3, когда вместе со свежей консолью на полках лежало четыре откровенно слабые
игры - понятно, что ситуация со временем изменилась к лучшему, но неприятный
осадок остался. Тогда же, в 1993 году, все было еще прозаичнее. К моменту
выхода Amiga
CD32
было доступно целых два проекта. Это
Diggers (разработка Millenium Interactive) и Oscar (разработка Flair Software). К
счастью, система поддерживала многие игры с Amiga CDTV, но не все. Впрочем, тогда для
начала было достаточно и этих проектов - игроки еще не зажрались и не воротили
нос от хитов ААА-класса.
Пять
главных игр Amiga CD32
Diggers -
стратегия, напоминающая популярную Lemmings. Четыре расы на планете Зарг (Zarg) соревнуются за ценные ресурсы -
драгоценные камни и металлы. Каждая сторона обладает своими особенностями.
Хеббиши (Habbish)
- выносливые и хорошие копатели, но они непоседливы и часто уходят в самоволку
- а в игре прямого контроля над юнитами, по сути, нет, что сулит небольшие
трудности. Греблинсы (Grablins)
слабы на поле битвы, зато их КПД впечатляет. Куорриоры (Quarriors) - противоположность
греблинсам: отличные вояки, но копают слабо. И, наконец, Ф'Теги (F'Tags) - ничем не выделяются, но крайне
быстро восстанавливают здоровье. В распоряжении игрока оказываются пять работяг
одной расы. Геймплей за каждую отличается настолько, насколько это было
возможно двадцать лет назад. В начале доступно две области, всего их 34. Для
открытия каждой последующей нужна определенная сумма денег. Кто первый - вы или
ИИ - разблокирует всю территорию, тот и победил. Управление подчиненными не
было прямым. Можно только отдавать приказы вида «копать», «прыгать», «идти
влево/вправо». Сейчас тоже встречаются игры с такой системой: например,
недавняя Impire.
Через два года, в 1995, последовал сиквел - Diggers 2: Extractors для DOS.
Oscar представляет собой
классический платформер в лучших традициях неугомонного Mario. Бегаем по уровням, собираем
бонусы, убегаем от противников, проходим дальше - больше и объяснять ничего не
требуется.
Хоррор-квест Darkseed
начинается вполне традиционно. Майк Доусон переезжает в старый дом в надежде на
появление Музы. Рекламщику надоела скучная жизнь и он решил написать роман, а
смена обстановки должна вдохновить как следует. В первую же ночь герою снится
кошмар: инопланетяне запихивают что-то Майку в голову. Как выяснилось, это
«семя», которое прорастет через три дня. Что будет, когда это случится,
незадачливый писатель проверять не хочет. Особенность игры - действие происходит
независимо от решений игрока. Не сняли трубку разрывающегося от звонка
телефона, пропустили стук в дверь - и все, конец. Благо, сохраняться можно было
довольно часто. Со временем Майк попадет в другой мир - мир пришельцев, который
создавался при участии известного (в узких кругах) художника Ханса Руди
Гайгера. Он же был приглашен Риддли Скоттом к работе над «Чужим». Небольшая
пасхалка: главный герой выглядит точно как дизайнер Darkseed по имени Майк Доусон.
Simon
the
Sorcerer - еще один квест, но
уже не хоррор. Паренек Саймон попадает в сказочный мир из-за своей собаки
Чиппи. Пес находит сундук, в котором лежит «Старая книга заклинаний».
Естественно, Саймон берет ее в руки, роняет на пол, и тем самым открывает
портал в другой мир, куда, недолго думая, прыгает собака. Нашему герою
приходится идти вслед за питомцем. А дальше разворачивается классический сюжет
о магии, хороших и плохих волшебниках. Конечно же, подростку отводится главная
роль во всей истории. Серия Simon
the
Sorcerer
дожила и до наших дней: в 2009 году на РС вышла пятая часть с подзаголовком Who'd Even Want Contact ?! В локализации от 1С
игра называлась «Simon
the
Sorcerer.
Тупые пришельцы».
Super
Stardust - космический тир.
Небольшой корабль оказывается посреди астероидов и вражеских посудин. Нужно
перестрелять все и набрать максимум очков. Причем булыжники порой не
рассыпаются, а дробятся на мелкие, что усложняет задачу. Игра подогревала в
человеке спортивный интерес и всерьез затягивала. В 2007 году вышел HD-ремейк для Playstation 3, а в 2012 году
появилась Super
Stardust
Delta
для PS
Vita.
Несмотря на скоропостижную кончину Amiga CD32 (поддержка прекратилась в апреле 1994), консоль подарила миру известные и культовые игры, которые выходят в виде продолжений и переизданий даже теперь. Двадцать лет назад эти проекты считались передовыми. Какие игры нас ждут спустя еще двадцать лет, в 2033?