Берегите природу! Обзор Civilization VI: Gathering Storm

Цивилизация шесть с половиной
Поделиться
Отправить
Поделиться
12.02

Sid Meier’s Civilization, она же «Цыва» — наверное, самая легендарная серия пошаговых стратегий. Даже если вы в нее никогда не играли, то все равно краем уха что-нибудь да слышали. Есть поверье, что полноценно каждая часть серии раскрывается лишь с выходом нескольких дополнений, и Civilization 6 не стала исключением.

Года до 2013-го я относился, скорее, ко второй категории, имея давний неудачный опыт вникнуть в UX третьей части, но однажды решился дать ей еще один шанс. И вот, начиная с Civilization V: Brave New World, я, наконец, распробовал все ее прелести, с тех пор наиграв в пятую и шестую части сотни часов.

Да, Civilization 6 довольно радикально поменяла как геймплей, так и визуальный компонент, но кор-механики и романтичное чувство исследования новых земель никуда не делись, продолжая дарить игрокам бессонные ночные марафоны. А дополнение Gathering Storm не просто добавило новых лидеров и юнитов, но существенно изменило геймплей, сделав его более привычным для фанатов «пятерки», расширив его за счет уникальных механик и исправив существовавшие проблемы.

С выходом Gathering Storm игровой мир перестает быть статичным, теперь он живой и нестабильный, причем как благодаря технологическому прогрессу, так и параллельно ему. Природные катаклизмы всех мастей, полностью меняющие подход к выбору места для поселения, Инженерные проекты, разделение ресурсов на «топливные» и «потребляемые», новая дипломатическая система с соответствующим типом победы и возвращение Мирового Конгресса — вот список главных новшеств, которые серьезно меняют ощущение от игры. Разумеется, вносят разнообразия и новые технологии будущего, восемь дополнительных цивилизаций и сопряженные с этим расширением юниты, районы, постройки и чудеса.

Берегите природу, мать вашу

С началом игры вы практически сразу почувствуете присутствие на карте совершенно нового ИИ-контролируемого игрока — силы природы. Даже на основание вашего первого города теперь влияют дополнительные условия: поселитесь на берегу моря, да еще и у устья реки — готовьте защитные постройки против наводнений, приблизитесь к вулкану — и его внезапное извержение может стереть все бережно возведенные районы и улучшения, да еще и «парочку» жителей с собой унесет. 

Разумеется, есть у подобных рисков и бонусы: усиленное плодородие, буст к науке и так далее. Полный список «катаклизмов» делится на два типа и выглядит так.

Природного происхождения:

  • вулканы
  • наводнения
  • засухи
  • ураганы
  • геотермальные источники (гейзеры)
  • бури

Техногенного происхождения:

  • повышение уровня моря
  • таяние ледников
  • истощение ресурсов

Как вы можете догадаться, первые начинают влиять на мету сразу, тогда как вторые проявляются ближе к концу игры. Некоторым можно сопротивляться, например, строя дамбы, от других же единственное спасение — бегство. А чтобы избежать техногенных катастроф, как и «спрогнозировать погоду», есть целая система глобального наблюдения за мировым климатом.

Джованни де Медичи будет доволен

Ресурсы теперь не только делятся на два типа, но и расходуются по-разному. Те, которые требуются для постройки определенных юнитов, накапливаются и тратятся намного прозрачнее: например, одна Железная шахта принесет вам два железа за ход, а постройка Рыцаря или Мечника — отнимет сразу десяток. Если вы не «качаете» оборонку, захватывать ресурсы и торговать ими теперь намного интереснее.

Городским постройкам для работы на переделе эффективности теперь нужна энергия, и на поздних стадиях игры стратегические ресурсы можно «прожигать» как топливо, но это непременно приведет к ухудшению экологии из-за выбросов углекислого газа, а там и до катастроф недалеко. Правда, к поздним эпохам откроются альтернативные способы, более гуманные к окружающей среде — гидроэлектростанции, геотермальные станции, ветряки, солнечные батареи и так далее, так что экологическая ситуация полностью в ваших руках.

Если тебе моя внешняя политика не нравится, ты выйди со мной раз на раз!

Если коротко — дипломатия теперь работает (не зря же ей посвятили отдельную победу), и абсурдных ситуаций в отношениях с другими игроками стало значительно меньше. Просто так объявить войну из-за несовпадений каких-то взглядов ИИ не спешит, ведь для избежания серьезных штрафов теперь нужны очки претензий. Их можно «подарить» противнику довольно предсказуемо — нарушить данные обещания, объявить войну его союзнику или городу-государству и так далее.

Если раньше на агрессоров другие ИИ-игроки смотрели снисходительно, и только заинтересованные могли встать на защиту слабых, то теперь к воинствующим империалистам отношение будет портиться практически у всех, чему способствует и отсутствие штрафов за начало ответных военных действий, даже если вы не прямой потерпевший. Но и тут увлекаться не стоит — везде нужно соблюдать баланс и «справедливость».

При особо разрушительных катаклизмах можно просить помощи у других цивилизаций, внепланово созывая Мировой Конгресс, который вернулся из пятой части в довольно переработанном виде и теперь является частью большой дипломатической системы. Теперь голоса, называемые очками влияния, накапливаются довольно комплексно, и ими даже можно торговать как обычным ресурсом.

Процесс голосования также претерпел логические метаморфозы: каждый созыв решает сразу два вопроса, причем участники могут предложить «положительный» и «отрицательный» исход. Например, можно удвоить бонусы от добычи алмазов, а можно их полностью ликвидировать. Первый «голос» будет бесплатным, второй обойдется в 10 очков влияния, третий — в 20… Думаю, логика понятна. После того, как каждый отправил свои предложения, игра проводит некий аукцион, и в действие приводится самый «популярный» вариант. В общем, о своих действиях стоит думать дважды, ведь гнева мирового сообщества избежать теперь куда сложнее, зато можно усиленно извлекать из союзов выгоду. Кстати, если лидер не сдержит данное вам обещание, то вы не только получите свои очки влияния назад, но и накопите очки претензий, чтобы наказать обманщика.

Больше лидеров, хороших и разных

Что касается новых предводителей и цивилизаций, список довольно богат, как и список присущих уникальных юнитов, строений и чудес. Вот новички ростера:

  • Канада (Уилфрид Лорье)
  • Венгрия (Матьяш I Корвин)
  • Инки (Пачакутек Юпанки)
  • Мали (Манса Муса)
  • Маори (Купе)
  • Финикия (Дидона)
  • Швеция (Королева Кристина)
  • Османская Империя (Сулейман I Великолепный)
  • Англия/Франция (Алиенора Аквитанская)

Да, впервые в серии одна правительница может представлять на выбор сразу две фракции, в зависимости от ваших предпочтений. Обусловлено это строго исторически: герцогиня Аквитании и Гаскони сперва была королевой Франции (1137-1152), а затем — Англии (1154-1189) и была, как полагается, одной из богатейших и влиятельнейших женщин Высокого средневековья.

Новыми чудесами природы стали Шоколадные холмы (филиппинское геологическое образование), Башня дьявола (вулканический монолит в США), азербайджанский заповедник Гобустан, Ик-Киль («подземное озеро» в Мексике), термальные источники в Памуккале (Турция), легендарный вулкан Везувий (Италия) и Белая пустыня (меловая пустыня в Сахаре близ оазиса Фарафра).

Не такая уж эта Башня дьявола устрашающая Не такая уж эта Башня дьявола устрашающая

Новые рукотворные чудеса тоже любопытны: мост Золотые Ворота (США), Большая баня (руины древней цивилизации долины Инда в Пакистане), Мачу-Пикчу (горный город инков, сохранившийся на территории Перу), индуистский Храм Минакши (Индия), Орсагхаз (здание венгерского парламента), Панамский канал (соединяет Атлантику с Тихим океаном, если вдруг вы плохо учили географию) и Университет Санкоре (мусульманское учебное заведение в Мали).

А вот Баня и вправду «большая» А вот Баня и вправду «большая»

Среди новых юнитов хочется отметить Застрельщиков, в которых теперь апгрейдятся скауты, и Рок-группы, современный юнит, без которого, согласитесь, развитие современной культуры не представляется возможным и в реальном мире.

Бесконечность не предел!

В ветках исследований добавилась целая новая эра будущего — 21 век. В ней технологии перемешиваются случайным образом, как бы намекая, что будущее всегда непредсказуемо. Развивать можно кибернетику, искусственный интеллект, «плавучие» поселения и даже исследовательские миссии к другим звездным системам. Есть даже новые формы правления и огромные боевые роботы, но давайте будем откровенны: чтобы доиграть «катку» до таких продвинутых стадий, нужно обладать неистовым терпением. Или это у меня одного его не хватает?

Да, чуть не забыл еще одно важнейшее нововведение, о котором фанаты молили с момента релиза — возможность поставить производство зданий и юнитов в очередь аж до восьми айтемов! Лично я предпочитаю всегда держать руку на пульсе и реагировать на происходящее в игре «в реальном времени», но отлично знаю людей, которые в подобных играх обожают забить всю линейку постройки, а потом сидеть и раздраженно перетыкивать все туда-сюда при первых же непредвиденных обстоятельствах.

Главный градостроительный симулятор года докажет, что вы зря не играете в стратегии

В общем, как и предполагалось, это огромное дополнение меняет игру до неузнаваемости, исправляя многие недочеты оригинала, даруя фанатам интригующие челленджи и новые бессонные ночи. 

Вердикт: для всех поклонников жанра — мастхэв!
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
13 февраля 2019 07:11
Очень интересные изменения, но, как известно, во многом отношение к проекту определяют не глобальные вещи, а мелочи, которые дико раздражают. По поводу такой мелочи у меня и вопрос- в новом дополнении рыцари до сих пор напрямую превращаются в танки, пропустив многие сотни лет развития человечества?
Ответить
Написать комментарий
Горячие обсуждения