Пока все поклонники RPG ждали неоднозначную The Outer Worlds, из Эстонии незаметно подкралась уникальная, своеобразная и бесконечно стильная игра о горемычном полицейском инспекторе, нравах большого города, о силе слова и мысли. Сейчас расскажем, почему Disco Elysium — главная чистокровная RPG этого года. А может, и не только этого.
Во времена гибридизации и тотального подражания Хидетаке Миядзаки с его Dark Souls, прибалтийские разработчики выпустили игру, которую совершенно оправданно сравнивают с культовой Planescape: Torment. С учетом того, что с конца прошлого века сменилось уже два поколения геймеров, стоит хотя бы одной фразой обозначить суть этого цифрового шедевра.
Planescape: Torment — это причудливая вселенная, незабываемые персонажи, море философии в прекрасном сюжете и особая важность бесконечных, нелинейных диалогов. Почти все из этого представлено в лучшем виде и в Disco Elysium.
Мы попадаем в сложный отрезок жизни полицейского инспектора, который пытается раскрыть очередное дело о повешенном бедолаге, попутно продираясь сквозь алкоголизм, депрессию и подступающее безумие. Хитросплетенный сюжет разворачивается во второй половине прошлого века с налетом альтернативной истории. Здесь, к примеру, нет места двигателям внутреннего сгорания, но вовсю пыхтят паровые машины. Горожане различной степени законопослушности превращают декорации в убедительный урбанистический сеттинг. Немного нуара, тоски и социального напряжения создают очень правильную атмосферу для RPG-детектива. Чем-то Disco Elysium напоминает книги братьев Стругацких, но не космический цикл о прогрессорах, а более приземленные вещи вроде романов «Отель «У погибшего альпиниста» или «Хромая судьба».
При этом Disco Elysium мгновенно отсеивает посторонних. Юноши со взором горящим бросятся обратно в какую-нибудь новомодную экшен-RPG вроде Fallout 4, напуганные количеством букв и слов. Искушенные игроки, повидавшие всего на своем геймерском веку, погрузятся в этот мир быстро и по-настоящему глубоко. Совершенно очевидно, что команда разработчиков ZA/UM неравнодушна к настолкам. Основная механика Disco Elysium — это тщательный выбор реплик и броски шестигранных кубиков. Такими бросками определяется успех многих действий, от каскадерских прыжков до кулачных потасовок.
Главное помнить, что помимо удачи вам понадобится учесть показатели своих характеристик и всяческие модификаторы, упрощающие жизнь. На подобной механике основана знаменитая настолка Dungeons and Dragons и россыпь культовых компьютерных RPG: Baldur's Gate, Neverwinter Nights или все та же Planescape: Torment.
Отсутствие привычного экшена и очень неторопливый темп Disco Elysium может ввести вас в заблуждение. Может даже показаться, что на самом деле это хитроумно поданный квест. Но это не так. Да, здесь есть задачки. Они в меру сложные, сплошь интересно поданные и действительно неординарные. Достать труп из петли, подавив приступы тошноты. Найти и, главное, тщательно изучить улики. Активировать игровую статистику — тоже отдельный квест с расшифровкой своих полицейских заметок. Поправить здоровье после вчерашней попойки (славянский зал аплодирует, это квест про похмелье). Но глупых головоломок с пиксельхантингом или перебором предметов в инвентаре здесь не найти.
Ролевая система собрана в Disco Elysium на самом достойном уровне. Нелинейность происходящего и вариативность действий дают возможность отыгрыша любой роли, от симпатяги-интеллигента до хамоватого брутала. Мир игры невелик, но постепенно открывается для свободного исследования, и этот процесс увлекателен сам по себе, в отрыве от прочих достоинств проекта. Набор драгоценного опыта — никаких крыс в подвале и мелких гоблинов для прокачки — происходит через решение интересных квестов, приносит массу радости и открывает новые таланты.
К примеру, у сыщика появляются дополнительные ячейки для активных мыслей в голове. Некоторое время обдумывая мысль по пути к дому, он повышает уровень знаний. Другая завершенная мысль откроет новые опции в списке действий и проверок навыков. Мыслей в бедовую голову копа попадет огромное количество, и все они так или иначе влияют на геймплей. Да, именно так в Disco Elysium главный герой прогрессирует, и это как минимум свежо и интересно.
Но главное достоинство Disco Elysium — потрясающие диалоги, монологи и описания. Сарказм, ирония, юмор различных оттенков, живая речь и действительно глубокие мысли о людском обществе, политике, морали и этике — и все это отлично вплетено в геймплей, правильные фразы двигают сюжет вперед, приносят неожиданные бонусы и просто развлекают. А неосторожные слова могут привести к экрану Game Over. В коротких беседах оживают и обретают индивидуальность даже эпизодические персонажи вроде уличных торговцев или дорожных рабочих. Без сомнений, лучшая работа с выбором реплик и с разговорной речью со времен той самой Planescape. Глобализация в действии: эстонские разработчики рассеивают миф о бедности английского языка.
Имейте в виду, что русской локализации не предвидится, и выход фанатского перевода под большим вопросом: объем работ очень велик. А знание английского языка для Disco Elysium понадобится. Отличная, к слову, возможность пополнить словарный запас и подтянуть английский в целом.
26 минут геймплея Disco Elysium. Источник: IGN
В конце концов, Disco Elysium выглядит довольно симпатично: двухмерные локации тщательно отрисованы, а на моделях персонажей можно рассмотреть самые мелкие детали с максимальным приближением камеры. На фоне нередко звучит идеально подходящая музыка. По понятным причинам озвучить всю массу диалогов разработчики не смогли, такого бюджета нет, пожалуй, у всей Эстонии. Но та часть из разговоров, что все-таки получила озвучку, действительно радует актерской игрой: все персонажи говорят очень искренне, Станиславский не дал бы соврать. Отдельно хочется отметить удобное управление, освоить его можно за считанные секунды. Интерфейс лаконичен и аккуратно сведен к нескольким закладкам. После чудовищно громоздкого интерфейса последних блокбастеров от французского гиганта Ubisoft, играть в эстонский хит особенно приятно.
Disco Elysium предъявит к геймеру определенные требования. Но если он примет условия игры, то окажется втянут в полицейскую историю всерьез и надолго. Без преувеличений: это прорыв в жанре, откровение на взрослые темы без пошлости и клубнички. Поклонникам RPG без модных элементов экшена играть в обязательном порядке.