Ты летящий вдаль... Обзор Days Gone

Достойна ли «Жизнь после» других эксклюзивов Sony?
Поделиться
Отправить
Поделиться
27.04

В одной из лучших российских комедий современности звучал вопрос: «Интересно, как бы я смог понять, что это великое искусство, если бы ты меня об этом не предупредил?» Так вот — невозможно понять, почему Days Gone эксклюзив от Sony, если вы не знаете об этом заранее. 

За последние года два эта игра стала первой темной лошадкой особо крупных размеров, продуктом, который нельзя назвать ни трэшем, ни шедевром. Это парад компромиссов и рассадник контрастов, в тесном теремке которого уживаются бездарная постановка в стиле телесериала «Улица разбитых фонарей» и нетривиальные драматические сцены едва ли не уровня The Last of Us. Здесь адреналиновый экшен соседствует с сонным стори-пейсингом: на одной чаше весов захватывающее выживание в боях с ордами врагов, а на другой — монотонные перегоны мотоцикла от точки до точки без достойной мотивации и цели. 

Это кавер на все жанровые зомби-выживалки. В игре мало оригинальных идей, но те что есть — дают повод любить историю, которая по какой-то случайности оказалась под давлением ярлыка «эксклюзив PlayStation». 

Первое, за что следует ругать — это начало. Оно без интриги, переживания, без причины продолжать и вникать в происходящее — это пример неграмотного геймдизайна. Игрок начинает одиссею в мире, который поглотила пандемия: коммуникации разрушены, дороги заросли травой, не выходят новые серии «Игры престолов», большая часть населения планеты погибла или превратилась во фриков — это местные зомби, только создатели игры их так не называют, потому что по мнению разработчиков — зомби мертвые, а их фрики живые. 

В текущем виде этот мир разменивает свои последние деньки, а немногочисленные выжившие поделены на социальные касты: есть охотники, фермеры, сталкеры, байкеры и простые люди, которые собираются поднять падший орден человечества с разодранных колен. Чтобы это сделать, нужно во-первых, избавиться от всех фриков, а во-вторых — очистить города и починить коммуникации. Этим и занимается главный герой игры по имени Дикон Сент-Джон.

Если вам вдруг покажется, что протагонист Дикон — это самый невзрачный, нехаризматичный и безынтересный персонаж в современных видеоиграх, то можете поздравить своего окулиста: ваше зрение идеально острое, вам не показалось. Из-за долгих загрузочных экранов между сценами, из-за невнятных диалогов и бедных эмоций, из-за аморфного вступления и душного первого часа игры складывается впечатление явной халтуры, самого громкого провала сезона, или проще — никому не нужной игры вроде сиквела State of Decay, и это тоже заслуга бестолкового геймдизайна. 

Понимание масштаба, взрослая драма и самобытные игровые механики — все это приходит через 10 часов после старта. И там, где большинство современных игр уже радуют финальными титрами, сильная и независимая Days Gone только начинает прогревать резину, разгоняя по хайвею хоть какой-то интерес для игрока. В какой-то момент злость от позорных багов, примитивного и неработающего искусственного интеллекта противников, от серого и немощного арт-дирекшена переменится на милость: вы перестанете злиться на качество игры и проникнитесь созиданием минорных провинциальных пейзажей северо-западного Орегона. 

И когда американская одноэтажность в антураже лесопилок и домиков из Твин-Пикса вам наскучит, игра начнет заходить с козырей, а именно: кастомизация мотоцикла, в которую вы точно влюбитесь; живая экосистема открытого мира со своими правилами, которые, к счастью, неплохо работают; и самое главное — взрослый нарратив. 

Именно на него нужно потратить половину всего времени, чтобы понять: эта игра не скучная, просто она слишком серьезная. Вот это слово «слишком» хорошо работало в The Last of Us и Red Dead Redemption 2, здесь же случай опасного баланса между унылой непотребщиной и местечковым артхаусом, который чтобы понять — нужно сначала раскусить, тщательно пережевать, проглотить и только потом просить добавки. В начале пути и не поверишь, что два колеса байка главного героя однажды докатятся до семейной драмы, социальной философии, религиозных конфликтов и проблем бренного бытия — все это в игре есть, но она не раскрывается перед игроками с порога, предлагая в качестве аперитива развлечения в стиле Dead Rising.

Создатели Days Gone из Bend Studio, дочерней компании Sony, за почти 20 лет работы отличились всего двумя знаменательными событиями — разработка Syphon Filter в 1999 году и создание портативной Uncharted: Golden Abyss в 2011 году. Конечно, это не повод называть новинку про зомби-апокалипсис игрой со сложной творческой судьбой, а потому разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления, безопасно подмешивая в проект стопроцентно работающие штуки: забота о поселении, поиск новых жителей и сбор ингредиентов как в State of Decay; оружейный крафтинг и толпы врагов как в Dead Rising; идеология афтерлайфа из Fallout — здесь есть секты, подземные бункеры и даже радио как в Пустоши; а вот главным склеивающим материалом послужило мрачное настроение как в The Last of Us. Перемешали, встряхнули, добавили колотый лед — получили итог. 

Играбельный, местами интересный, но технически несовершенный и неоправданно затянутый. Поверьте, если вырезать из игры первые 5 часов и вдвое сократить хронометраж третьего игрового акта — она лишь приобретет в динамике, позволив игрокам не уставать от однообразности и ощущения, что это событийное болото из «принеси-подай-найди-ушатай-квестов» не закончится никогда. К сожалению, это противное чувство сопровождает всю дорогу: бесконечность не предел, и это плохо, потому что во всем должна быть мера — это прописные истины.

Отдельно стоит похвалить экосистему: мир живет в строгих рамках взаимодействия между флорой, фауной и группировками.

Фрики гоняются за оленями, убивают и едят друг друга, на них охотятся наемники-номады, а их ловят сектанты, которые при этом не трогают фриков. Игрок получает возможность стравливать между собой все категории противников, добивая тех их них, кто выползет из потасовки живым. Стоит отметить кастомизацию мотоцикла: это бесподобно, это подробно, это круто и вещизм такой дотошной настройки кажется на фоне остальной игры какой-то совершенно напрасной железячной гиковщиной. Если честно, не будь в игре такого флагманского элемента, как тонкая настройка байка — можно было бы подумать, что Days Gone сочиняли спустив рукава, без души и энтузиазма.

За что стоит дать игре шанс — это за ощущение неизведанности. Настолько сильное и яркое чувство непонимания законов этого мира, что будь нечто подобное в Mass Effect: Andromeda — игра тотчас стала бы на порядок лучше. Нельзя спокойно ездить по дорогам — растянуты ловушки, нельзя безопасно ходить по лесам — раскиданы капканы и расставлены силки. В тесных помещениях Days Gone вообще прикидывается крепким хоррором, и это здорово работает на вовлеченность в игровой процесс. Очень жаль, что разработчики не стали гнуть эту линию — получился бы крутой локаут-экспириенс типа ремейка Resident Evil 2, где буквально каждый поворот за угол предвосхищал вашему сердечку приятное волнение. 

По причине сильной привязки к интригующим событиям в игровом мире, не хочется говорить об уникальной механике зачистки блокпостов, или охоте на жуткие орды фриков и квестах, которые могут закончиться для игрока трагическим исходом. Захватят в плен, будут пытать и отнимут оружие — все это во время необязательных заданий, которые вы отыщите чуть отойдя от основного сюжета.

Возможно, в этом главная прелесть Days Gone: это жизнь после сингловых видеоигр, когда во главе истории стоит генерация каких-то случайных моментов, которые для каждого игрока будут по-своему уникальными. Это жизнь после того, когда мы все пересели с пятичасовых коридорных шутеров на тридцатичасовые экшены в открытом мире с квестами и прокачкой как в многопользовательских ролевых играх. 

Наконец, это жизнь после Red Dead Redemption 2, которая доказала, что сегодняшние игры можно проходить на протяжении года, что бытовуха вещизма важнее драмы, и что размеренный темп игры не нацелен на любителей фастфуда, а подойдет лишь ценителям дзена — когда включаешь консоль и понимаешь, что за ближайшие 2-3 часа продвинешься по сюжету на полтора процента, но зато прокачаешь персонажа, соберешь полезные цветочки в поле, а еще откроешь какой-нибудь нужный навык со странным названием вроде «Заноза в боку» или «За базар ответишь». 

Кстати, играйте в русскую версию аккуратно: здесь мата меньше, чем в локализации третьей части Far Cry, но больше, чем нужно, чтобы он остался незамеченным.

Итоговая оценка Days Gone может быть для каждого своей. Фундаментальные проблемы проекта — в затянутости и в отсутствии позиционирования. Есть чувство, будто Sony специально убрала соломку с того места, куда упадет пользовательский рейтинг этой игры. За неделю до релиза, например, появились скриншоты с якобы красивой и детализированной графикой, которой фактически и близко нет в самой игре даже на PlayStation 4 Pro, даже при игре на 4K-телевизоре и в режиме HDR. Зачем акцентировать внимание на такой примитивной особенности, как графика в современных блокбастерах — непонятно. И вместо этого рекламная кампания могла бы собрать больше предзаказов, сделай издатель ставку на мясном геймплее, байкерских фетишах и крутой драме. Вот это нужно было показывать в трейлерах, а не хвастаться зомби-ордами, которые даже после трех предрелизных патчей на PlayStation 4 Pro высаживают картинку до пятнадцати кадров в секунду.

Не все так плохо: игра увлекает, но не в лоб, не нахрапом и не сразу — тот случай, когда нужно пробовать самостоятельно. Оригинальный ли это продукт? Точно нет. Заслуживает ли он внимание публики? Точно да. Но справедливо ли на игре болтается ярлык консольного эксклюзива, и как жить после релиза Days Gone — решать вам. Пусть это станет запланированной покупкой на ближайшей распродаже по очень хорошей скидке. Тогда и унылый сюжет, и невзрачные герои, и идиотские баги будут не настолько явными.

В конце концов, если вам за полгода надоело гладить шерстку арабского скакуна из Red Dead Redemption 2, то переключитесь на мотоциклетные болты и гайки в Days Gone. Тоже сублимация и эскапизм как-никак, а разве не для этого придумали видеоигры с открытым миром?
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
25 апреля 2019 19:43
Если на Pro 15 фпс при замесе с ордой, то сколько фпс на обычной плойке?
Хотя такие проблемы есть и с GOW в некоторых замесах.
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения