Cyberpunk 2077 и ошибка маркетинга CD Projekt RED

О чем молчит реклама главной игры поколения
Поделиться
Отправить
Поделиться
27.11 2020

Cyberpunk 2077 выходит 10 декабря. Геймеры не только смогут, наконец, поиграть в самый любопытный релиз последней пятилетки, но и избавятся от рекламного рупора, который вещает об игре из каждого угла. Именно о маркетинге ожидаемого проекта Cyberpunk 2077 мы сегодня и поговорим. Кажется, CD Projekt RED допустила несколько серьезных ошибок — как в объеме рекламы, так и в ее стратегии.

Всего за год эмоциональный фон вокруг одного из главных релизов поколения стал напряженнее некуда. Еще зимой Cyberpunk 2077 ждали с нетерпением, а любая критика этой иконы считалась в сети преступлением сродни богохульству. Спустя три переноса и после десятка опубликованных геймплейных роликов многие игроки резко поменяли свой тон ожиданий. Отпускать нелестные эпитеты в адрес CD Projekt RED и ее приключенческого экшена теперь модно, а некоторые и вовсе предрекают игре провал похуже Fallout 76. Кажется, уже не приходится сомневаться, что Cyberpunk 2077 и правда будет не идеальной игрой, а на релизе публика припомнит полякам все сгоревшие отпуска, взятые специально под выход этого эпохального тайтла. До релиза осталось чуть меньше пары недель, и я считаю, что сейчас самое время немного охладить свой пыл и трезво подумать: стоит ли заочно ненавидеть главную игру в истории одной народно любимой польской компании?

Мы обязательно поговорим о проблемах геймплея, но это будет чуть позже. Давайте лучше начнем с обсуждения общей репрезентации проекта. Дело в том, что Cyberpunk 2077 еще не вышла, но, кажется, уже успела всем надоесть. CD Projekt RED допустила огромную ошибку, зарядив масштабную маркетинговую кампанию за полтора года до выхода игры. Ведь агрессивная реклама может стать не только инструментом позитивного окрашивания продукта в публичном поле, но и ровно наоборот — сделать так, что люди начнут испытывать негативные реакции при одном упоминании надоевшего форса. 

Впечатления от демо-билда и анализ презентации игры на Gamescom 2019

Самое обидное в этой истории, на мой взгляд, это живой пример, который был у польских разработчиков перед глазами с осени 2019 года. Хидео Кодзима гремел своим Death Stranding на весь мир, а неординарного японского геймдизайнера величали гением по сотне раз в день — дело дошло даже до консервативного российского федерального ТВ. Однако когда игра вышла, геймеры быстренько сняли с гения его корону, а Death Stranding приравняли к странному проходняку, который вряд ли способен полюбиться широкой публике. От игры Кодзимы ждали многого, на нее изначально смотрели отнюдь не беспристрастно — но вместо грома, который сотрясет всю игровую индустрию, на выходе получился скорее шлепок хлопушки. Можно долго всматриваться в разноцветные конфетти странной формы, искать в них философский подтекст и глубокий символизм, но факт останется фактом: Death Stranding перегрела информационную повестку и жестоко за это поплатилась. Теперь на эти грабли с размахом 314-миллионного бюджета наступает CD Projekt RED.

Ладно, если честно, ситуации получаются совсем неодинаковые. Death Stranding была экспериментальным проектом, арт-хаусом с бюджетом AAA. «Зеленым слоником», который запустили во всех кинотеатрах мира. Cyberpunk 2077 не такая — это вполне себе массовая игра в трендовом жанре экшен-RPG. Еще давно геймеры очень емко охарактеризовали этот проект помесью Deus Ex и GTA. Но чем больше разработчики показывали геймплейных кадров, тем больше сомнений появлялось в умах людей. Тут тормозит, там тупые боты, здесь плохая физика авто, а вот только сюда посмотрите — мир до жути пустой! И вся мировая печаль заключается в том, что эти тезисы отнюдь не лишены зерна истины. Но теперь давайте развернем ситуацию другой стороной.

Cyberpunk 2077 — это первая игра CD Projekt RED с полноценно работающим открытым миром. Да-да, я знаю, о чем вы подумали: разве «Ведьмак 3» был не таким? На самом деле не совсем: легендарная игра поляков, конечно, задала новых индустриальных трендов с распиханными по всей карте вопросительными знаками, но по сути открытый мир в ней был функциональным пространством, где Геральт делал «тыгыдык-тыгыдык» на лошади, разъезжая по сотне разнообразных квестов. Порой в нем появлялись разные хуторки да деревеньки, но на протяжении всех трехста часов геймплея я не мог отделаться от ощущения, что расставлены по карте они были методом «копировать-изменить-вставить». Ну вы просто сравните, к примеру, насколько более детально проработан мир Cyberpunk 2077. Журналисты называли эту игру опенворлдом с детализацией вылизанного сингла, и количество человекочасов, потраченных на создание такого достоверного виртуального пространства сполна даже представить сложно. Структурно мегаполис, по которому расхаживают горожане и разъезжают машины — вещь куда более сложная и системная, чем средневековый ландшафт с живописной природой и снующими туда-сюда утопцами.

А теперь давайте загибать пальцы. Делала ли раньше CD Projekt шутеры от первого лица? Нет. Делала ли эта польская студия физическую модель автомобилей? Тоже нет! А был ли в ее играх полноценный искусственный интеллект NPC, обеспечивающий челленджевый экшен или даже стелс? Я такого не вспомню. В общем, суть мысли, думаю, вы уже уловили. В Cyberpunk 2077 очень много механик, с которыми CD Projekt RED сталкивается впервые. Если авторы Call of Duty делают шутинговые элементы уже больше 15 лет, а Rockstar — еще больше занимается физикой транспорта в открытом мире и созданием достоверных современных мегаполисов, то поляки не имеют в этом ни малейшего опыта. Можно ли сделать что-то идеально с самой первой попытки? Пожалуй, стоит признать, что скорее всего нет. 

Маркетинговая кампания Cyberpunk 2077 как бы заявляет: смотрите, перед вами лучшая игра из всех, что видел этот мир. И в каком-то плане оно будет действительно будет так, но ведь общая картина всегда складывается из десятка, сотни и тысячи самых разнообразных мелочей. Все эти мелочи ни в коей мере не дадут вам права согласиться со смелым заявлением маркетологов. Да, я еще не играл в Cyberpunk 2077, но при этом даже по геймплейным роликам вижу, что она не предоставит вам лучший геймплейный опыт в жанре экшена — то тут, то там обязательно скажется неопытность разработчиков в создании новых для них механик. Но в чем эта игра способна установить абсолютно новые стандарты, так это в проработке истории и методах взаимодействия игрока с этой историей по мере прохождения.

Прямо сейчас я задам вам один вопрос, который подскажет, какое отношение нужно выработать к Cyberpunk 2077, чтобы воспринимать эту игру правильно. За что миллионам геймеров так полюбился третий «Ведьмак»? За историю, квесты, запоминающихся и живых персонажей. За нарративную часть, которая в ролевой игре представляет собой гораздо более важную вещь, нежели голый экшен. За моральные дилеммы, которые заставляли пользователя как следует пораскинуть мозгами. За житейскую драму, в которую сложно не поверить. И вот тут CD Projekt RED заходит с козырей — ведь опыта этой сфере у студии предостаточно. По части райтинга The Witcher 3 даст фору большинству современных игр. Занятно, что пока я писал этот материал, на сайте PC Gamer вышла авторская колонка журналиста Энди Келли. В отличие от меня, зарубежный автор уже поиграл в Cyberpunk 2077. Но наши мысли в чем-то схожи: Келли призывает читателей не верить в маркетинг игры. Вот что он пишет:

«CD Projekt RED не покажет трейлер, где Джуди и Ви сидят на кровати и разговаривают по душам. Но все это есть в игре, это очень воодушевляет. Я тоже переживал, что мы получим мир, где все ругаются матом, гангстеры кричат налево и направо “мазафака”, а герои будут нарочито переигрывать. Но в игре есть душа, много моментов ощущаются очень похоже на квесты в The Witcher».

Иными словами, маркетинговая стратегия Cyberpunk 2077 последовательно выстраивала вокруг игры образ забористого экшена, чтобы привлечь внимание максимальной аудитории. Ирония заключается в том, что люди, жаждущие этого экшена, ждущие свою идеальную игру мечты с лучшей стрельбой, лучшей физикой автомобилей и лучшим искусственным интеллектом из всех существующих, будут очень сильно разочарованы. Если вы хотите получить удовольствие от одного из главных релизов поколения, перестаньте ждать от него идеального всего. Приготовьтесь к багам и косякам реализации конечных механик, приготовьтесь к странной модели поведения автомобилей и, в конце концов, приготовьтесь пережить иммерсивное приключение в невероятно стильном мире, который расскажет вам одну из лучших историй в игровой индустрии.

Пожалуй, материал закончился на весьма высокопарной ноте. Насколько оправдаются эти слова — мы узнаем уже 10 декабря, если игру, конечно, не перенесут еще раз. Тогда мы вернемся к обсуждению эпохального тайтла CD Projekt RED на совершенно новом уровне. А теперь напишите в комментариях, чего ждете от Cyberpunk 2077 лично вы.
Поделиться
Отправить
Поделиться
Скопировать Готово
Комментарии
GPX
27 ноября 2020 18:42
Необычный анализ, спасибо.
Ответить
27 ноября 2020 19:28
Ну не знаю. А как можно построить маркетинг вокруг нарратива, что бы тем самым впечатление не испортить? Яркий пример Bioware, которые частенько пол игры еще до релиза тебе показывали, а ты потом сидишь и как будто уже все это видел. Так что логично, что у Редов много материалов про экшен. Хотя я все равно убежден, что в первую очередь они форсили механику, которая в большей степени завязана на нарративе и ролевом элементе - это вариативность и выборы. Прохождение квестов, происхождение и различные начальные пути, их влияние по ходу игры и т. д. Вот от этого да, справедливо много ожидания.
А вообще Киберпанк ожидают идеальным во всем скорее по инерции после Ведьмака. И началось это еще с тизера хрен знает сколько лет назад. Хотя в геймплейной части Ведьмак как раз был очень лайтовеньким и далеко не идеальным. Просто приятным. От чего подобные ожидания изначально немного неверны.

Лично я многого не жду, и меня как раз интересует та часть, что про персонажей, квесты и сюжет. Короче Ведьмак 3, но в сеттинге киберпанка. И уж точно нахрен не сдалось, что бы это было подобие ГТА с ролевыми элементами. Ну нафиг.
Геймплейно же, судя по тому что я вижу - мне этого более чем достаточно будет. Претензию к тачкам я все еще не понимаю. Если они себя не ведут как в первом Watch Dogs - проблемы для меня нет. Стрельба вроде не плохая, судя по последним видосам, на которых даже вроде как импакт ощущается (что для сеттинга частенько проблема). Мили тоже подтянули. По скромным и ранним подсчетам в игре 150+ скилов/перков в 15 ветках, что обеспечит билдование и реиграбельность. Брейдансы всякие (которых, к счастью, кажется не так много). И как в случае с Ведьмаком - мне этого с головой хватит, и достаточно, что бы это было просто приятным. Изыски не обязательны вот вообще. Лишь бы все это не замещало собой главное. Хотя ничего против замещающего собой вообще все подобия гвинта я бы не отказался :)

В общем лично я уверен, что прекрасно понял что меня ждет, никаких воздушных замков не строил и беспокойства по поводу того, что я получу у меня нет)
Ответить
27 ноября 2020 19:52
Вот по геймплейным роликам, если честно, картина очень сильно первых собак и напоминает. Машины неестественно резко поворачивают, физика столкновений прямо пугает. Но это все надо щупать, конечно. По поводу маркетинга вокруг нарратива — мне кажется, что следовало как-то сбалансировать бабах вау-вау экшен и какие-то душевные сценарные моменты. Конечно, бомбическую презентацию вокруг этого не выстроишь, но могли бы показать какой-то квест с неожиданным поворотом на одном из ваеров, например, или сложную моральную дилемку. Ну хотя бы.

Просто выходит, что сейчас по трейлерам как раз и складывается впечатление, будто CDPR делает GTA с ролевыми элементами, когда на деле это наверняка будет вообще не так. Материал в целом призван, так сказать, развернуть ожидания вот этой группы игроков, которые попались в экшен-ловушку, в правильную сторону. Потому что аура вокруг игры реально какая-то нездоровая сейчас в комьюнити.

Ну а ты, дедуль, парень врубастый и смышленый, так что я уверен, что и так все это прекрасно понимаешь! :)
Ответить
27 ноября 2020 21:15
Может на то и расчет? Ну в смысле они сами делают акцент на экшен составляющей, а про душевные сценарные моменты сми/блогеры расскажут, что вроде бы уже потихоньку начинается. Вот и вы туда же ;) Похоже на план, и лишнего показывать не обязательно. А максимальный охват аудитории имеется :)

По поводу езды - у меня проблемы с определением как оно на глаз. Чисто визуально вроде как езда и езда. С другими механиками как-то попроще в этом плане, по крайней мере у меня. В собаках тоже только на практике "проникся" xD В общем да, надо щупать.

Не, к материалу вопросов нет. Полезно, что бы люди чуть с более холодной головой подходили к игре и не увлекались идеализируя все что они видят. Хотя думаю с такими играми и бэкграундом разработчика это неизбежно, как ты там стратегию маркетинга не выстраивай. Но думается мне, что если нарративная часть действительно сильна - многое простят и не заметят даже. Как с тем же Ведьмаком в общем-то и было.

Да и я такой же как и все. Губа раскатывается сама по себе. Это в себе давить активно приходится :) Из-за этого скучаю по временами с недостатком информации. Да, котов в мешке получаешь, риски больше, но и впечатление зачастую сильно ярче. А сейчас приходится много уворачиваться от информации, что очень не просто из-за ее количества и силы привычки. Из-за чего еще больше бесят эти ваши пресс-копии и необходимость в них >_<
Ответить
28 ноября 2020 01:47
А зачем писать "нарратив" если просто можно сказать "повествование"? И то, что все огрехи можно закрыть хорошим сюжетом вовсе не секрет. Вопрос дотянет ли сюжет до ощущений наподобие Bioshock Infinite или всё будет на уровне просиотра заплесневелого "Бегущий по лезвию" или подражания "Джонни Мнемоник", но с уже лысеющим Киану?
Ни одно чудесное повествование не сделает игру культовой если нет погружения в виртуальный мир сознания реального человека за счёт детально проработанных механик. Иначе как ни старайся будет вышибать. Деньги уже отдал, надеюсь терерь на чудо. Но видимо надеятся не стоит по трём причинам - 1 - слишком вопиющий маркетинг. 2. Три раза переносили, а это о говорит о неготовности создателей и пониманию ими же скандального отсутствия качества продукта (даже у людей заинтересованных в быстрых деньгах). 3. Поляки...
4. Журналисты начинают оправдывать игру.

P.S. Вскрытие покажет.
Ответить
28 ноября 2020 03:01
Нарратив звучит моднявее)
Ответить
28 ноября 2020 14:47
Ты прав! Топорная реализация механик может разрушить погружение. Пожалуй, о таком речи не идет -- все будет сделано как минимум на приемлемом уровне. :)
Ответить
28 ноября 2020 05:25
Ну вы и заморочились конечно.
Ответить
28 ноября 2020 15:51
Я делаю свой не коммерческий проект (в стиле киберпанк) Heracles 2115. И если у ВАС хватит терпения посмотреть ролики этого проекта на ЮТУБЕ - то ВЫ наверное поймете что не все так хорошо у поляков и амеров.
Ответить
28 ноября 2020 17:59
А ещё в игре нет детей.
Дети, это часть нашего мира и от этого никуда не денешься. Я понимаю, что они убраны из этических соображений, но это сильнейший удар по атмосферности. Эта проблема есть во многих играх.
В Ведьмаке кстати были дети, а тут нет.
Город должен кишеть детьми. Этот город будет полу-пустой.
Ответить
28 ноября 2020 18:09
CD Projekt RED - огромный и дорогостоящий "механизм" по производству игрового контента. Что закажут хозяева то и будет. Дети так дети!
Ответить
29 ноября 2020 05:16
Очевидно, что в ходе разработки все поменяли с ног на голову, лишь бы успеть за новыми трендами. Вспомните первый тизер - там киберкоп в упор приставляет ствол к голове женщины-убийцы под "Bullets", нуар и замедленная съемка. Это было 7 лет назад. Посмотрите сейчас - пестрая гамма, посредственная электронщина и меньшинства. Локомотив рекламной компании - Киану Ривз, что в общем-то неплохо, но игра потеряла возможность говорить сама за себя, вынуждая полагаться на авторитет медийной личности. А как и все, что было лишено первоначального замысла и сделанное в угоду сиюминутным веяниям, эта игра рискует стать обычным середняком. Авторам "Ведьмака" такого не простят и правильно сделают.
Ответить
29 ноября 2020 20:20
надеюсь РАЗРАБЫ победили МЕНЕДЖЕРОВ)
Ответить
30 ноября 2020 08:44
Вот именно поэтому я не смотрю рекламные ролики и не читаю почти никакие материалы по КП2077. Я просто знаю, что это будет моя игра года. :)
Ответить
24 декабря 2020 02:19
игра поколения? афтор ты дебил?
Ответить
24 декабря 2020 02:21
как можно по ролика делать вывод о хорошести игры? я вот прошел ее и скажу что игра совсем не торт. по мне фар край 5 намного интересней и лучше сделана
Ответить
Написать комментарий
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ НА GAMEGURU
Горячие обсуждения