Сложная экономическая ситуация после развала СССР наложила большой отпечаток на дистрибуцию видеоигр в России. В то время, как в США, Великобритании или Японии счастливые дети и тинейджеры радовались первой PlayStation, в России основная масса тогдашних геймеров играла в «Денди» и «Сегу», а большинства платформ в нашей стране не было и вовсе. Мы расскажем вам про системы, о которых в лихие девяностые слышали немногие россияне, а играли — единицы.
Семейство PC Engine/TurboGrafx
Желание плюхнуться на два стула — обычное дело среди бизнесменов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компания NEC, удерживающая лидерство на рынке ПК в Японии, решила попытать счастья в сегменте консолей. И PC Engine, вышедшая на родине в октябре 1987 года, стала первой 16-битной системой в истории. Правда, с оговоркой: 16-битным был только видеочип, а процессор и звуковой чип были 8-битными. Тем не менее, техническое превосходство над ближайшим конкурентом в лице NES было очевидно. И благодаря мощной поддержке от таких мастодонтов игропрома, как Namco и Konami, консоли удалось показать отличные продажи в первый год своего существования. Но потом вышла Sega Mega Drive, и интерес к приставке NEC стал стремительно падать. А в США PC Engine, будучи переименованной в TurboGrafx-16, и вовсе оказалась не у дел из-за позднего запуска, состоявшегося уже после появления «Сеги» на прилавках.
Поняв, что биться с Sega на Западе уже бесполезно, NEC не оставляла попыток инвестировать в платформу на родине. Там PC Engine получила множество вариаций, включая портативный вариант. А уже в конце 88-м был выпущен аддон PC Engine CD, работающий в тандеме с оригинальной консолью. Таким образом NEC не только поспособствовала выпуску первой 16-битной игровой платформы, но и первой приставки, использующей компакт-диски в качестве носителя информации. Со временем к ней даже вышла специальная карта, увеличивающая объем ОЗУ и давшая зеленый свет портам с аркад, которые были максимально приближены к ним по качеству графики. Позже NEC выпустит линейку консолей Duo, объединивших оригинальную консоль и CD-аддон к ней в рамках одного корпуса.
Тем не менее, большая часть разработчиков скептически относилась к новому виду носителя, да и провал на Западе дал о себе знать. Это привело к тому, что PC Engine даже на родине лишилась поддержки многих именитых компаний и, как следствие, не могла предложить игрокам столь же богатой библиотеки, которой щеголяла Sega Mega Drive. Не говоря уже о вышедшей в начале 90-х SNES. Финальным аккордом стал выпуск прокаченной версии под названием SuperGrafx. Эта система была обратно совместима со всеми проектами для оригинальной PC Engine, а также имела собственную библиотеку эксклюзивов. Насчитывающую всего 6 игр. Комментарии излишни.
CD-i
Компания Philips всегда позиционировала свое детище как мультимедийный центр и относилась к играм для CD-i как к простому довеску. Причем центр не для бедных — первые модели размером с громоздкий видеомагнитофон стоили более 1000 долларов. Отдавать такие деньги за возможность послушать музыку и посмотреть кино в формате Video CD хотели очень немногие. Провалилась CD-i и как игровая консоль: хоть со временем вышли и удешевленные версии системы, стоила она все равно довольно много, а взамен не могла предложить ничего, кроме обилия FMV-игр сомнительного качества и кривых портов мультиплатформенных проектов.
С другой стороны, если бы не CD-i и злосчастная сделка между Philips и Nintendo, мир никогда не увидел бы мементичных в своей ущербности игр по мотивам вселенной The Legend of Zelda. А возможно, и саму Sony PlayStation.
Neo Geo
В начале 90-х компания SNK, занимавшая большую долю на рынке аркадных систем, решилась на смелый эксперимент — выпустила консоль, аппаратная начинка которой была полностью идентична игровому автомату. Ну кто из тогдашних геймеров не мечтал о возможности наслаждаться передовыми с графической точки зрения проектами дома, перестав, наконец, экономить на завтраках? Здорово, не правда ли? Да, если не брать во внимание ценник, который у Neo Geo был по тем временам поистине неподъемным — 650 баксов. За эти деньги можно было купить Mega Drive вместе со SNES и еще кипой игр в придачу. Неудивительно, что система провалилась даже в родной Японии, где аркадрные автоматы SNK всегда пользовались высоким спросом.
Правда, к середине 90-х в компании «одумались» и выпустили бюджетный аналог — Neo Geo CD, где на смену дорогостоящим картриджам пришли компакт-диски. Вот только до выхода PS1 и Saturn, готовых предложить полигональную графику, оставалось всего несколько месяцев. А интерес аудитории к 2D-играм к тому времени начал стремительно падать. Не обошлось здесь и без технических казусов — первые версии консоли обладали 1-скоростным приводом и маленьким объемом кэша. Из-за этого приходилось мириться с частыми загрузками, длящимися от 30 секунд до полутора минут. Учитывая, что львиную долю библиотеки проектов для Neo Geo CD составляли файтинги, вытерпеть подобное было сложно. Особенно за 400, блин, баксов.
А еще через год вышла улучшенная версия под названием CDZ, сократившая длительность лоадингов примерно в два-три раза. Но толку от нее в условиях оглушительного успеха первой PlayStation было немногим больше, чем от терапии больному раком в четвертой стадии.
Sega CD и 32x
И хотя опыт NEC с CD-аддоном оказался не то чтобы успешным, в Sega решили последовать примеру и уже в конце 1991 года разродились аналогичным аддоном. Из-за того, что в компании очень долго тянули с выпуском средств для разработки, многие фирмы отвернулись от платформы. Высокой оказалась и стоимость привода, который мог работать лишь в связке с Mega Drive, но при этом продавался по цене в 300 долларов, эквивалентной полноценной консоли. При этом в библиотеке проектов для Sega CD можно было обнаружить не так уж и мало хитов и просто очень хороших игр. Но основная их масса банально затерялась на фоне улучшенных портов с картриджей и откровенного FMV-шлака.
В случае со вторым аддоном в лице 32x Sega придерживалась уже другой политики. И данная штука, превращающая Mega Drive в 32-битную систему, стоила вдвое меньше. А вот обеспечить платформу качественными эксклюзивами почему-то опять забыли. Да и растянули сроки выход так сильно, что дождались запуска Sega Saturn. Хотя изначально планировали скрасить ожидание именно за счет более раннего релиза 32x. В итоге платформа просто спасовала перед величием более мощного наследника, и основная масса пользователей предпочла переплатить за «Сатурн» вместо того, чтобы покупать дополнение с сомнительным набором игр.
FM Towns Marty
Компьютеры FM Towns, производимые компания Fujitsu, никогда не пользовались спросом в Японии, где правила бал NEC с ее PC-98. Тем не менее, в 1993-м на свет появилась первая в истории 32-битная консоль FM Towns Marty — по сути, тот же самый ПК, но в компактном корпусе а ля PC Engine Duo и со своим кастомным биосом. Из-за того, что аппаратная начинка была позаимствована не у самой топовой конфигурации FM Towns, не все игры из довольно обширной библиотеки запускались корректно или запускались вообще. Да и 70 процентов библиотеки составляли RPG и визуальные новеллы хентайного содержания.
Впрочем, на душу Marty также выпало около двух десятков первоклассных портов с аркад, не уступающих им по части графики. Отдельного внимания заслуживают прекрасные версии Flashback, две Prince of Persia и квесты от Sierra. Отметим, что игры для системы выпускались в двух форматах — на 3,5-дюймовых дискетах и CD. Некоторые проекты требовали одновременно запуска с двух носителей, в других же дискета использовалась для сохранения данных.
Несмотря на впечатляющую для консоли 1993 года аппаратную начинку, Marty не получила должного спроса по причине феноменально высокой стоимости, превысившей отметку в 700 долларов. На сегодняшний день система является одной из наиболее редких и, соответственно, дорогих. Особенно это касается Car Marty — специальной версии, встраиваемой в приборную панель авто и оснащенную системой навигации.
Amiga CD32
Если отбросить в сторону страну восходящего солнца, то звание первой 32-битной системы отойдет Amiga CD32. Несмотря на то, что компьютеры, выпускаемые Commodore под брендом Amiga, пользовались большим спросом на Западе, в первой половине 90-х у компании наметились большие финансовые трудности. И попытка выйти на консольный рынок обернулась для Commodore вовсе не рукой помощи, а добиванием лежачего.
Игровая библиотека была очень скудной и лучшими проектами для CD32 стали мультиплатформенные версии таких хитов, как Cannon Fodder, Theme Park, Syndicate и еще нескольких. Качество эксклюзивов, по большему счету, металось из стороны в сторону — от кринжа к чему-то тривиальному. Не самый маленький ценник в 400 долларов тоже не прибавил энтузиазма к покупке. А сама консоль потерпела полнейшее фиаско, заставив Commodore свернуть производство спустя восемь месяцев с момента выхода Amiga CD32 и признать себя банкротом.
Что любопытно — приставка и по сей день остается востребованной среди энтузиастов. В частности, существуют неофициальные модули расширения, позволяющие подключить к системе флоппи-дисковод, винчестер и клавиатуру, тем самым превратив ее в полный аналог ПК. Позже была создана специальная программная оболочка, позволяющая запускать игры от компьютеров Amiga на CD32, просто записав их на болванку.
Atari Jaguar
Несмотря на провал Atari 7800 и Atari XEGS, в компании не оставляли попыток вернуть себе лидерство на рынке консолей. Последняя была предпринята в первой половине 90-х, когда на свет появилась Jaguar — первая 64-битная консоль. Запуск новой системы сопровождался довольно агрессивной рекламной кампанией, в рамках которой пиарщики Atari выстебали Mega Drive и Super Nintendo за их 16-разрядность.
В действительности же сработало золотое правило «Смеется тот, кто смеется последним». И так называемая 64-битность консоли была таковой лишь на бумаге. На практике же многочисленные разработчики попросту отвернулись от Jaguar из-за ее мудренной архитектуры и использования картриджей в качестве носителя информации. Тем не менее, на Atari Jaguar вышло приличное количество хитов — правда, с немаловажной оговоркой, что это была лишь мультиплатформа. «Графика чуть получше, чем у 16-биток» — не тот аргумент, который заставил бы игроков массово побежать в магазины за новой системой. Качество же проектов, разработанных эксклюзивно для консоли, было сплошь кошмарным. Отдельного упоминания заслуживал и феноменальный в своем неудобстве геймпад, смахивающий на распухшую от сахарного диабета телефонную трубку.
Спустя два года после выхода Jaguar компания Atari выпустила CD-привод для консоли, однако толку от него было еще меньше, чем от оригинального устройства. Причина все та же — засилье мультиплатформы и откровенно порожняковых эксклюзивов, играть в которые не захотелось бы и бесплатно.
Sega Saturn
Доверие к японскому гиганту было изрядно подорвано провальными аддонами для Mega Drive. Но вместо работы над ошибками в Sega пробили дно еще сильнее, допустив ряд серьезных маркетинговых ошибок. И еще и напортачили с архитектурой. История с Jaguar повторилась в полной мере — система была настолько мудренной, что разбираться с этим мракобесием хотелось далеко не всем. Из-за этого Saturn заметно проигрывала качеством графики PS1, в том числе и в мультиплатформенных проектах.
Можно было компенсировать это обилием сиквелов к играм, полюбившимся аудитории со времен Mega Drive. Но вместо этого Sega сделала ставку на новых тайтлах, большая часть которых не имела должного спроса. Зато в родной Японии консоль долгое время продавалась очень хорошо — во многом этому поспособствовало засилье разного рода хардкорщины вроде скролл-шутеров и 2D-файтингов. И хотя эмуляция «Сатурна» уже давно отлажена, эта система по-прежнему широко востребована среди ретро-геймеров и коллекционеров, предпочитающих настоящую консоль программной имитации.
NEC PC-FX
Кто там смеялся над неказистым дизайном нового Xbox? А как вам такое чудо в перьях родом из 90-х? И нет, это не системный блок и не ИБП, а консоль PC-FX и, по совместительству, последняя попытка компании NEC укрепиться на рынке видеоигр. Попытка заведомо провальная, поскольку система не умела в 3D-графику и вышла бок о бок с PS1 и Saturn. Зато у нее был крутой декодер, позволяющий выдавать видео с качеством уровня MPEG-1. Правда, в условиях библиотеки из 62 игр проку от этого было немного. К тому же, большая часть относилась к жанру симуляторов свиданий и визуальных новелл, и по одной только этой причине консоль априори не могла иметь хоть какого-то веса за пределами Японии. Да и на родине ей, мягко говоря, не повезло. 400 тысяч проданных юнитов — это фиаско.
Единственное, о чем хочется еще упомянуть — это о наличии специального и безумно редкого модуля для ПК, позволяющего играть в проекты от PC-FX. Аналогичную штуку в свое время выпускала и компания 3DO, давая ПК-боярам наслаждаться проектами для одноименной консоли.
Virtual Boy
И хотя с момента выхода консоли прошло уже 25 лет, она по-прежнему удерживает звание самой упоротой игровой системы. Виртуальная реальность стала одной из самых распространенных тем в фантастических лентах конца 80-х и начала 90-х. Видимо, на фоне зародившейся моды в голову Гумпэя Екои (автора мегауспешных портативок Game & Watch и Game Boy) и пришла идея о создании консоли, способной стереть грань между геймером и игрой. Руководство Nintendo отнеслось к этому довольно прохладно и всячески форсировало процесс запуска Virtual Boy, желая как можно быстрее сконцентрироваться на разработке Nintendo 64. Как позже признавал сам Екои, он не хотел выпускать систему в том виде, в каком она вышла на рынок. Но, как говорится, имеем то, что имеем.
Virtual Boy хоть и была 32-битной системой, но в действительности выдавала лишь черно-красное изображение с графикой уровня NES. Если не считать пары примитивных 3D-игр. Консоль позиционировалась в качестве портативной, о чем вы бы точно никогда не догадались, глядя на громоздкий шлем с треногой. Изображение формировалось с помощью двух встроенных дисплеев, а 3D-эффект достигался благодаря параллаксу. Но, как верно подметил небезызвестный Angry Video Game Nerd, система называлась Virtual Boy, а не 3D Boy. И игр с видом от первого лица, создающих вожделенный эффект погружения в виртуальную реальность, было всего ничего. Кроме того, из-за особенностей графики игроки очень быстро уставали от процесса, а некоторые даже испытывали мигрень и тошноту.
В общем, Virtual Boy с треском провалился на японском и американском рынке, поэтому в Европе систему так и не выпустили. Nintendo полностью возложила вину на создателя, тем самым вынудив Екои покинуть стены компании в 1996-м. Годом позже он погиб в результате ДТП.
Nintendo 64
Можно долго гадать над тем, насколько забористым оказался яд из жала той пчелы, что укусила Nintendo в процессе проектирования N64. Опасаясь пиратства, компания решила не изменять традициям и по-прежнему использовать картриджи в качестве носителей. Вот только полигональным играм, мягко говоря, было тесно ощущать себя в условиях объема, лишь в редких случаях достигавшего отметки в 64 мегабайта данных. Из-за этого вопиющего ограничения под нож отправлялось буквально все — качество текстур, видеозаставки, а также качество и количество музыкальных треков.
Огрехи в аппаратной начинке также свели на нет многочисленные технические преимущества над конкурентами — наслаждаться билинейной фильтрацией (в ту пору доступной лишь обладателям дорогих 3D-ускорителей для PC) в условиях низкого разрешения картинки, и мыльных текстур и проблем с фреймрейтом, коснувшихся каждой третьей игры, было сложно. Глядя на это, многие разработчики повернулись к Nintendo спиной и отказались выпускать для N64 не то, что эксклюзивы, а даже мультиплатформенные проекты. Поэтому ценна консоль была по большей части именно играми, выпущенными по ее собственным франшизам.
Впрочем, будем честны — на фоне прочих консолей из материала Nintendo 64 удалось выступить лучше всех. И цифра в около 33 миллионов проданных консолей априори не может считаться провальной. Разве что по отношению к оглушительному успеху прошлых систем — NES и SNES. Ну и, конечно же, конкуренту в лице PS1. Как можно было проиграть новичку на рынке видеоигр, обладая выдающимся опытом — один большой вопрос.
Apple Pippin
В первой половине 90-х компания Apple начала подумывать о выходе на консольный рынок, задействовав для этого производственные мощности других компаний. Так возникло партнерство с Bandai, вылившееся в устройство под названием Pippin. Занятно, что идея заключалась в выпуске бюджетной версии компьютера от Apple, заточенного по гейминг. Вот только цену в 600 долларов для реалий 1996 года дешевой уже никак не назовешь. Тем более, что по своим возможностям приставка была скорее на уровне ранних 32-битных систем и, простите за грубость, в подметки не годилась не то что первой PlayStaion, а даже Saturn.
Из всего мизерного количества игр, доступных на платформе, упоминания заслуживают разве что две части научно-фантастического шутера Marathon от Bungie — эдакого предвестника будущей Halo. А еще Pippin поставлялась в комплекте с модемом и веб-браузером, позволяя бороздить просторы интернета. Bandai даже не поленилась выпустить для обреченной на провал системы несколько видов клавиатур, дабы писать матерные послания в тогдашних чатиках было проще и быстрее.
Довелось ли вам живьем играть хотя бы на одной из вышеперечисленных игровых платформ?