Женщины в индустрии видеоигр всегда оставались гендерным меньшинством. Исследования показывают, что женской аудитории около половины? Пффф, наверняка они все сидят в Sims и «соцсеточных» три-в-ряд. Хотя в каждой шутке есть доля правды: не просто так Sims с этими бесконечными продолжениями и дополнениями уже добрую декаду удерживают пальму первенства в чарте продаж на ПК, а King (студия-автор казуальных хитов вроде Candy Crush и прочих — прим. ред) разрослась просто до неприличных размеров. Для рядовых геймеров подобная ситуация остается поводом для гордости: они-то по-настоящему разбираются играх, не то что эти бабы!
А вот для трансатлантических корпораций пришло время задуматься, почему огромный рынок фактически пустует, и только ЕА со зловещим хохотом склоняет поклонниц Sims к покупкам Dragon Age. И потом продает им же наборы костюмчиков по тысяче рублей.
Традиционные геймеры возмущены разнообразием ориентаций в проектах BioWare, но видели бы вы мою шведскую семью вампиров в Форготн Холлоу! Таков запрос современного общества, и медиамагнаты ему следуют. Возможно, их реакция не всегда честна и открыта, и уж точно насквозь меркантильна, но по выпускаемым продуктам можно оценить глубину изменений.
Activision Blizzard, например, не ограничилась покупкой King. Overwatch бьет все рекорды по демонстрируемой лояльности: тут тебе и все расы и континенты, и женские персонажи, и возрастные, и протезы, и проблемы людей с расстройствами аутического спектра. Есть даже бодибилдерша и пухляшка, а в некоторых текстах на официальном сайте используются феминитивы. Прорыв!
Несомненно, Blizzard таким образом решает множество задач: делает комплимент общественному мнению, завлекает новую аудиторию и представляет уже имеющейся полный набор сексуальных фетишей – от «красивой геймерши» до «суровой леди». Будь то «фитоняшка» или полная неловкая барышня в очках — на каждую найдется поклонник. Впрочем, женской аудитории подобное разнообразие тоже пришлось по вкусу. К примеру, феминистическая организация геймерш Южной Кореи подняла на свои флаги символ D.Va. Это признание.
Мы, кстати, делали подборку косплея по игре — жми сюда, чтобы заценить!
Трудно оценить, насколько велик реальный процент геймерш среди аудитории Overwatch — как минимум, потому что пол при регистрации указывать не обязательно. Но женское влияние в сообществе проступает неумолимо: романтические фанатские комиксы собирают просмотры наравне с дельными руководствами, отношения между братьями Шимада осложнены яойным акцентом, а в голосовании за лучшую задницу часто побеждает Гендзи. Драматичная сюжетная линия и яркие персонажи сделали то, что никогда не сделает ввод сильной героини. На крупнейшем сайте фанатского творчества рассказов про Overwatch в семь раз больше, чем рассказов про Лару Крофт. А ведь у нее фора по времени.
И вот интересный вопрос, если Overwatch создавалась комфортной игрой «для всех», то станет ли таковой Overwatch League? Сможет ли новоявленная женская аудитория попасть в большой киберспорт?
Несомненно, в публичном пространстве девушек немало. Они стримят, комментируют, рисуют и модерируют сообщества — не скрываются, в общем. Но на чемпионат мира 2016 года попал только один игрок женского пола... И тот оказался трансгендером. Очень неловко. Получается, что пока увеличение числа геймерш не привело к их культивации в армию киберспортсменок. Отдельные представительницы все же есть, но известность им приносят скандалы, а не громкие победы. И ладно бы просто потому что руки кривые, нет, жизнь любой осложняется иррациональной недоброжелательностью. Стоило кореянке Geguru показать класс, как ее тут же обвинили в читерстве. Комментаторам статьи, впрочем, и до этого дела мало: их больше интересует, не слишком ли она страшная. Эй, да мы же любим киберспортсменов за то, что они бывают толстые и тощие, прыщавые и лохматые, но все равно достигают высот!
Ждешь Думфиста? Мы уже наигрались: аналитика героя по ссылке!
В некоторых дисциплинах вопрос решают путем проведения отдельных женских соревнований. Вроде неплохо. Комфортная обстановка и возможность удовлетворить личные амбиции званием чемпионки мира. Но сегрегационные загончики — тупиковый путь. Как и в обычном спорте, общий уровень соревнований оказывается ниже: матчи менее зрелищны, денег меньше, освещение турниров оставляет желать лучшего. Ежедневные тренировки просто не окупаются.
И Overwatch League предоставляет единые требования для всех желающих, ограничивая игроков рейтингом и соревновательной активностью, а не полом или возрастом. Для взращивания киберспортсменок применяется более тонкий поход. В женском колледже открываются киберспортивные программы. Среди организаторов и ведущих мелькают женские лица. Blizzard пытается создать среду, располагающую к росту, а не форсировать события.
И возможно именно в Overwatch появится сильная школа женского киберспорта. Время покажет, смогут ли девушки выступать в общем зачете или нам потребуются генетическое программирование и импланты.
От редакции добавим: нам все равно, девушка ли за клавиатурой или парень — главное, чтобы играли хорошо. Но для запредельных результатов в первую очередь необходимо быть очарованным игрой и уделять ей все свободное время. Среди парней, как нам кажется, такое явление происходит гораздо чаще — мужчина ведь, по сути своей, вечный ребенок. А вот дамы зачастую взрослеют рано и на всю жизнь. А вы что думаете?