Железный четверг: ПиСи Хистори. Часть первая
Спецы и мнения

Железный четверг: ПиСи Хистори. Часть первая





В настоящее время практически все люди, которые пользуются
персональными компьютерами, обязательно играют на ПК в те или иные игры. Даже
на сверхсекретном предприятии с ужесточенной политикой безопасности обязательно
найдется этакий бухгалтер, который с упоением раскладывает в обеденное время
встроенный в операционную систему пасьянс-косынку. Без компьютерных игр сегодня
никуда не деться - только они помогают расслабиться от тяжелого трудового
процесса.



А ведь были времена, когда компьютер был сугубо рабочим
инструментом на крупном предприятии, час машинного времени которого обходился в
огромную сумму денег. Именно машинное время получали сотрудники в свое
распоряжение - некоторое время работы на некоторой машине. И за это время  необходимо было выжать из компьютера все
необходимое для работы - составить расчет, проанализировать данные и все в том
же духе. Ни о каких играх и речи быть не могло, слишком уж велик был риск
увольнения за использование компьютера не по назначению. Потом, когда компьютеры
стали персональными, "машинное время" забылось, речь шла уже о получении
нужного количества компьютеров, а не часов.



Компьютеры прошлого



И вот, наконец, в далеком шестьдесят первом году двадцатого
века в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of
Technology) на одном из мэйнфреймов (Мейнфре́йм - высокопроизводительный
компьютер со значительным объёмом оперативной и внешней памяти), впервые,
родилась компьютерная аркадная игра под названием SpaceWar. Это событие
осталось практически никому не известным, поскольку компьютеры тех времен, как сказано
выше, были дороговаты для того, чтобы на них играть. Но, само собой, это ничуть
не мешало программистам, работавшим на них, делать для себя игры и играть в
них. Правда, имелся значительный риск получить за это выговор от вышестоящего
начальства.



Вот как выглядела эта примечательная игра SpaceWar:



 



insertLinkedImg



Из всего этого следует, что  в основном компьютерные игры писались в
достаточном количестве для удовлетворения собственных нужд программистов, но на
носителях они не распространялись. Их уделом было существование на
одном-единственном университетском суперкомпьютере или перенос на игровые
автоматы.



Благодаря стараниям производителей компьютерной техники,
разработки компьютерных игр давали свои результаты, и в 1971 году Нолан Башнелл
создал и начал продавать первую коммерческую аркадную игру: Computer Space. В
основе - все та же Space War, с той же векторной графикой и тем же сюжетом,
только вместо суперкомпьютера - вполне разумный по размерам и почти доступный
по цене железный ящик, своего рода первый игровой компьютер.


insertLinkedImg


А пятого июля 1977 года выходит в свет Apple II, и  появляются первые графические игры для
домашних компьютеров. Однако, лишь в 1981 году произошло не слишком заметное
поначалу, зато впоследствии полностью перевернувшее мир, событие - IBM впервые
представила публике IBM PC с их невысокой ценой и открытой платформой, что
способствовало продвижению персональных компьютеров в массы. В 1984 году Apple,
впервые представила народу Macintosh, и за первые шесть месяцев продала сто
тысяч штук. Были и другие персональные компьютеры, такие как Amiga, выпущенная
фирмой Commodore, но, к сожалении, они не осилили дорогу в широкие массы.



insertLinkedImg



Практически сразу после этакого компьютерного бума стали
образовываться фирмы, ориентированные на производство компьютерных программ и
игр для домашних компьютеров: Sierra On-Line, Broderbund, BudgeCo, Electronic
Arts
.



Время шло, и компьютеры потихоньку становились все мощнее,
игры все красивее и лучше. Примерно с 1987 на IBM PC стали появляться игры, чем-то
похожие на сегодняшние. Это связано с тем, что как раз тогда начали широко использоваться
видеоадаптеры VGA, а потом и SVGA, которые сильно изменили качество графики в
лучшую сторону.



В связи с этим требования пользователя к компьютерным играм
начали возрастать, и вместо интересности игр стала востребована зрелищность. Так,
например, Тетрис (придуманный в 1988 году) стал уступать первые позиции таким
играм как Will Wright's SimCity, MechWarrior и Warlords, выпущенные уже в 1989
году, которые практически сразу обрели популярность.



Носители информации



Естественно, что для распространения компьютерных игр нужен
был носитель информации, более дешевый и удобный чем жесткий диск. Да и жесткий
диск не часто устанавливали в компьютеры того времени из-за его дороговизны,
поэтому многие компьютеры были вообще бездисковые - операционная система
грузилась с 8-ми дюймовой дискеты или магнитной ленты.



Вот что представляла собой восьмидюймовая дискета:



insertLinkedImg



Над созданием удобного и дешевого носителя информации трудились
уже давно, однако лишь в 1976 году появился первый носитель, неплохо использовавшийся
для распространения игр - mini-floppy или, более привычное его название -
5,25-дюймовая дискета. Новый формат практически сразу же вытеснил с лидирующих
позиций 8-дюймовые диски и упростил перенос данных с одного компьютера на
другой в силу своей большей мобильности, нежели огромные 8-дюймовые дискеты.
Производители компьютерных игр не заставили долго ждать, и 1 января 1982 года вышла
игра Wizard and the Princess, первый компьютерный проект, поступивший в продажу
на дискетах формата 5,25".



insertLinkedImg



Следующий шаг по минимизации носителей информации был сделан
в 1981 году - корпорация Sony представляет на рынке дискету диаметром 3,5 дюйма (90 мм).



В первой версии этого формата (DD) объём дискеты составляет
720 килобайт. А более поздняя версия (HD) имеет объём 1440 килобайт или 1,40
мегабайт, что вполне подходит для ежедневного использования при переносе
информации. В 1987 HD накопитель появился в компьютерных системах PS/2 фирмы
IBM и становится стандартом для массовых ПК. И, наконец, замечательным июньским
днем 1987 года, на свет появилась первая игра на дискете 3,5" HD под
названием Leisure Suit Larry in the Land of the Lounge Lizards.



insertLinkedImg



Конечно же, применять дискеты для хранения и переноса
информации было очень неудобно. В первую очередь из-за того, что рабочий
материал дискеты, гибкий диск, покрытый ферромагнитным слоем, имел слишком
малую надежность хранения информации. Дискеты приходилось хранить так, чтобы не
размагнитить их и не повредить магнитную поверхность. Да и со временем, объема
дискет стало не хватать. Так, например, дистрибутив Windows 3.1 занимал шесть
дискет, а Windows NT 3.1 - двадцать две.



Поэтому, уже в 1979 году корпорации Philips и Sony выпустили
самое популярное и самое дешёвое средство для распространения программного
обеспечения, компьютерных игр, мультимедиа и прочих данных - компакт диск (CD-ROM). CD-ROM - доработанная версия CD-DA
(диска для хранения аудиозаписей), позволяющая хранить на нём прочие цифровые
данные (физически от первого ничем не отличается, изменён только формат
записываемых данных). В 1982 году началось массовое производство
компакт-дисков, на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером, в Германии.



Позже были разработаны версии с возможностью как однократной
записи (CD-R), так и многократной перезаписи (CD-RW) информации на диск.
Дальнейшим развитием CD-ROM-дисков стали, как вы знаете, диски DVD-ROM.



insertLinkedImg



Благодаря CD и DVD дискам появилась возможность переносить огромное количество
информации, а стоимость этих носителей постепенно снизилась до вполне
приемлемого уровня. Наверно немногие помнят, как у добрых пиратов на радиорынке
можно было купить сборник из более 500 игр под MS-DOS на одном компакте за не очень большие
деньги.



Все эти технологические прорывы и новаторские решения
позволили игровой индустрии шагнуть далеко вперед, и сделать компьютерные игры
легкодоступными, красивыми и интересными. В следующей части статьи мы рассмотрим
исторические моменты нашего десятилетия, увидим, с какими проблемами пришлось
столкнуться производителям компьютерных игр, и немного заглянем в будущее.



Комментарии (38)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Drago2909
1
26.02.2011 17:57
у меня такой же CD-ROM как на рисунке дома валяется))
Santisimon
1
22.02.2011 08:10
Я, помню, еще с аудио кассет игры запускал...
Бобби Котик
1
18.02.2011 04:56
У кого то на фотке ногти как у эльфа 49 лвл....
NiceMaster
1
17.02.2011 13:57
отличная статья P.S. у меня даже сохранилась парочка 5.25 дюймовых дискет)))))
Аккаунт деактивирован
Легенда GameGuru
1
16.02.2011 22:54
даааа... я помню эти 5-дюймовые флоппики xP
в эти шедевры не играл. но в гоблинов,двойного дракона и другой мир на 286 компе целыми днями рубился) гоблинс насколько помню аж на трех дискетах умещался) и винды ещо небыло,с нортона запускал. на компакты перешли тоже только в 95г.
Cittenn
1
14.02.2011 17:58
Мне чета название не нравится... Подозрительное... Писи хистори... Как я понял переводить надо только второе слово
Kelevra
1
14.02.2011 14:53
Помню игры на дискетах, дос потом вин 3.1 эх времена...
R.N.
1
12.02.2011 22:03
"SpaceWar" чем-то напомнили мне мас эфект)))
Yluyt
1
12.02.2011 21:39
Спасибо!

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?