Роль игр жанра "хоррор" за последние восемь лет существенно изменилась. Если раньше их лучшей качественной характеристикой была "хорошо, но мало", то теперь это, конечно, "много, но плохо". Именно поэтому игр ужастиков в нашей сегодняшней подборке всего шесть. Три из них появились на прилавках не раньше 2007 года (current-gen), три других ожидают нас в ближайшем будущем (next-gen). Мы начинаем, а вы - не расплещите колу.
Resident Evil 4: Wii Edition
Признаемся сразу: вписав четыре слова с цифрой в заголовок этой части текста, мы немного слукавили - просто не смогли отказать себе в удовольствии еще раз рассказать про эталон, икону, лучшую игру великой хоррор-серии. Wii-издание RE4, формально вышедшей шесть лет назад, появилось в магазинах как раз на жизненной заре современных консолей. А значит, подошло для наших целей как нельзя лучше.
Хотя и за рамками фанатизма игнорировать игру было бы сложно. Вид из-за плеча героя, точеные декорации, шикарные cut-сцены, будто снятые в кинопавильонах... Все это было и в многострадальной версии для PC. Wii-коробке, тем временем, досталась лучшая широкоформатная картинка (на компьютерах подобного эффекта удалось добиться намного позже, с помощью увесистых патчей), россыпь бонусов и, конечно, оригинальное управление. Только владельцам последней домашней системы Nintendo посчастливилось вдоволь полюбоваться хмурыми видами загаженной испанской деревушки и зловещего озера. Только им довелось с наслаждением (а не с гримасой а-ля "первоклассник у дантиста") целиться, бить и кувыркаться. Ну и, конечно, пожалуй, только им было по-настоящему страшно.
Siren: Blood Curse
Игры серии Siren постигла неоднозначная участь: это одни из немногих более-менее современных хорроров, способных вывернуть душу наизнанку, в причине успеха которых никто не стал разбираться. Их никто не копировал, на них никто не молился. Разве что дешевое кино по мотивам сняли. И все.
На наш взгляд, все дело в актуальных интересах потребителей. Рождение "Сирены" пришлось на пик успеха PS2, когда в копилке консоли уже значились Clock Tower 3 и Fatal Frame 2, а выход сиквела - на время "золотого заката", когда появилась блестящая Haunting Ground. Триквел случился в 2008 и моментально стал событием.
Blood Curse - истинный формализатор узкого жанра J-Horror, а одновременно с этим - предатель, перебежчик и дезертир. С одной стороны, здесь решительно невозможно никого толком убить (ударенные чем-нибудь тяжелым, зомби Шибито падают навзничь, а спустя время кряхтят, поднимаются, мычат под нос и идут себе дальше), совсем нет саспенса, а персонажи, благодаря дубовому управлению, постоянно спотыкаются - все по заветам родного жанра Хидео Накаты.
Зато в Blood Curse напрочь отсутствует слащавая романтизация отношения японских обывателей к смерти (несколько главных героев так вообще американцы), почти нет требующих джедайского азиатского терпения пазлов, а сама игра разделена на эпизоды-серии, постепенно выходившие в PSN.
Идеальная японская игра для игроков всего мира. А по совместительству - самый жуткий и нервный хоррор этого поколения с учетом всех поблизости представленных.
Alan Wake
Один из решающих элементов современной хоррор-культуры - вдохновение авторов. Игровая ее часть не исключение. Сделанная совершенно другими людьми, Dead Space 2 отпечаталась на подкорке миллионов киноманов планеты где-то рядом с именем Ридли Скотта, а Left 4 Dead - Дэни Бойла. Игр, инспирированных чем-то (или кем-то) великим - бесчисленное множество и, стало быть, однажды они схлестнутся в странном конкурсе, где на сцену вместо подуставших разработчиков выйдут кланяться их драгоценные источники вдохновения.
Прогнозируем, что Alan Wake на сим мероприятии моментально окажется в дамках. Это тихий "провинциальный" триллер ("Твин Пикс"), в котором уставший-от-работы-герой-писатель ("Сияние", а также все остальное у Кинга) с типичной финской внешностью и повадками (тут сценарист Сэм Лейк, очевидно, упивался собой, хотя на роль позвал актера Илькки Вилли) на протяжении нескольких неторопливых серий сражается с чем-то неведомым в лесу (X-Files). Попутно он, конечно, регулярно попадает в кучу надуманных ситуаций CG-формата, которые любой нормальный человек без известного гуманитарного образования скромно обзовет "дикой иррациональщиной" (почти вся фильмография Линча).
Все это, безусловно, любопытно, однако не отменяет того факта, что Alan Wake, вопреки всем стараниям, постигла участь плохого винегрета. Местами игра откровенно нелепа, скучна, примитивна и, к тому же, полна довольно пошлых контрастов: тихие провинциальные деньки предпраздничного Брайт-Фоллс сменяются зловещей луной и ревом бензопил, открытые цитаты Хичкока и Кинга чередуются макабрическим безумием в духе "интересно, но не понятно".
Хотя, чего уж там, на концерте придурковатых "скандинавских богов" нам всем было весело, а серьезных хорроров, способных не на шутку увлечь разжиганием сигнальных огней мы с тех пор так и не встретили.
Dead Island
Сегодня, благодаря ряду популярных профильных изданий и сайтов, выражение "игра про зомби" прочно закрепило позиции где-то между словами "избыток" и "надоели", однако анонс Dead Island относится к тем временам, когда отдать 20 долларов за "редкость" уровня Dead Nation казалось самой замечательной идеей на свете.
В 2007 году Left 4 Dead мало кто ждал по вполне объективным причинам. В проект видных польских монополистов Techland был заложен полумифический движок Chrone Engine 5 (его мы не увидели и в последней вышедшей Call of Juarez), позволяющий им подробно и на полном серьезе осветить животрепещущий вопрос расслоения гнилой человеческой головы. Другая достопримечательность - поразительно легкий, солнечный, позитивный антураж - легко оправдывает место Dead Island в этом тексте: наблюдать за зомби-беспредельщиной в тропических декорациях не только экзотично, но и, должно быть, довольно жутко (воображение рисует метры кишков, медленно сползающих с пальмовых листьев и заляпанные кровью гамаки). Какой уж тут, в самом деле, Source!
Сегодня, правда, знаменитый бренд Valve успешно преодолел рубеж в десять миллионов проданных копий, а Dead Island только-только вылез из тесной криогенной камеры (его, наряду с шутером Warhound, Techland заморозили несколько лет назад), что, впрочем, ничуть не сбавляет наших ожиданий. Фишки-то старые. И если кровь, зомби, открытый мир, интерактивность и драма вряд ли выйдут из индустриальной моды в ближайшие несколько месяцев, то шансов разлюбить эту игру у нас еще меньше.
Shadow of the Damned
Писать что-либо конкретное о еще не вышедших играх формата Shadow of the Damned - все равно что прогнозировать содержание свежего выпуска взрывного кроссовер-комикса. В лучшем случае можно достоверно описать некоторые отдельные детали, но будет ли конечный продукт будоражить кровь или станет какой-то сумасбродной ерундой - вопрос, требующий максимального терпения.
По ранней (и единственной) информации, Shadow of the Damned - нечто среднее между консольным шедевром The Darkness, No More Heroes и недавней Splatterhouse. Молодой человек в обвешанной металлом кожанке по имени Гарсиа отправляется в Ад, чтобы поездить на мотоцикле и послушать рок в экстремальных условиях. Среди демонов, огня и оружия. Попутно герой, напоминающий в особо брутальные моменты моложавую версию Дэни Трехо с безупречным японским, спасает подружку Паулу и стреляет из дробовика. Пока все.
Обратить внимание на игру в рамках нашего материала имело смысл по причине почти идеального авторского состава. Руководит процессом разработки Гоичи Суда, персональный Тарантино игровой индустрии, вот уже седьмой год старательно возводящий виртуальное кровопролитие в ранг высокого искусства. Сумрачный гений Синдзи Миками исполняет роль креативного продюсера. А саундтрек - дело рук Акиры Ямаоки, композитора Silent Hill.
В номинации "самого страшного" хоррор явно будет чувствовать себя не очень уютно (взгляните хотя бы восковые трейлеры с неестественной анимацией), зато в категорию с пометкой "выдающийся" его с чистой совестью можно законсервировать прямо сейчас.
Silent Hill: Downpour
К пятой части выдающаяся компьютерная мистика Silent Hill стала напоминать плохие товарные весы: разработчики рьяно смещают акценты и искусственно "утяжеляют" привычные жанровые элементы (см. появление в боевой системе нелепых перекатов), но все дальше уходят от заветного баланса. Так вот, продолжая метафорическое сравнение, Downpour для серии - это покупка новых, электронных весов.
Хотя на первый взгляд все опять довольно сложно. Начиная производственным статусом сменившего Double Helix Games разработчика (малоизвестные чехи, замеченные в любви к игровому ретро) и заканчивая обновленным композитором (признанный мэтр Ямаока уступил место за синтезатором крепкому ремесленнику Дэниелу Лихту).
С другой стороны, как раз такая смелая обособленность от старых традиций делает игру по-настоящему свежей и интересной. Завязка частично цитирует кинофильм "Беглец" с Харрисоном Фордом: приговоренный к лишению свободы герой по имени Мерфи Пенделтон становится жертвой ДТП с участием тюремного автобуса, в результате чего попадает в затерянный город с одноименным названием. Изучать в основном предстоит совершенно новый район (натуральный Твин-Пикс - без сов, но с туманом), а в остальном все более-менее привычно. Даже боевую систему и типы головоломок решили позаимствовать из первых частей.
В заключение мы не придумали ничего более умного, чем посоветовать перепройти уже вышедшие игры линейки. Ведь там, помимо классических первых трех частей, существует замечательное переосмысление оригинала под названием Shattered Memories.