Когда-то очень давно, в эпоху
расцвета игровой индустрии, были созданы шедевральные игры, одни названия
которых и по сей день вызывают приступы сладкой ностальгии у бывалых геймеров.
Одним из таких шедевров игрового искусства являлась X-COM: Ufo Defence. Однако
одна и та же игра в разных уголках мира вышла под разными наименованиями:
жители США увидели ее под именем X-COM: Ufo Defence, а вот в Европе она
называлась UFO: Enemy Unknown. Эта разрозненность и стала камнем
преткновения легендарной серии. За оригинальными разработчиками остался бренд X-COM,
тогда
как UFO пошел по рукам. В итоге получилось нечто, напоминающее
ситуацию с не менее легендарной Jagged Alliance: без слез на последующие
«продолжения» серии X-COM, прячущиеся за названием UFO, и
взглянуть нельзя было. Но вот, спустя 19
лет после появления
той самой X-COM, наконец-таки выходит игра, которую можно не кривя душой
поставить на пьедестал почета рядом с лучшими проектами серии.
Концепция игры осталась такой
же совершенной, как и почти два десятка лет назад: на Землю высаживаются
десанты инопланетных войск, вынашивающие самые злобные и коварные планы в
отношении нашей родной планеты. Мировые державы реагируют на серьезную
угрозу мгновенно: по всему миру открываются штабы военного комплекса XCOM,
в который входят самые светлейшие умы и самые большие пушки мировой военной
промышленности. Угрозы нейтрализуются сразу же: на место высадки инопланетных
захватчиков без промедления высылаются отряды перехвата, уничтожающие
агрессоров на корню. Ученые тоже не сидят без дела: с полей сражений регулярно
поступают образцы тканей инопланетных существ, а также их вооружение. Все
это тщательно изучается и используется для создания новейших образцов
оружия и снаряжения, облегчающих выполнение поставленной перед оперативниками
задачи. Но это было давно, во времена, когда не было Call of Duty. Тогда
игроки не боялись сложных проектов, их не отталкивало обилие букв и цифр на
экране.
В нынешнее время эта формула несколько пересмотрена, и сложные
уравнения XCOM: Enemy Unknown облегчаются вездесущими
помощниками-консультантами. Они знают, как работает игра, и с удовольствием
поделятся с вами этим знанием: подскажут, как лучше строить базу, поведают,
почему оперативников лучше не оставлять на открытой местности, а прятать за
укрытиями, и откроют вам множество других тайн и секретов, вводящих в
игровой процесс. Если в 1993 году нас сразу же бросали в пекло и оставляли на
произвол судьбы, то в 2012-м нас сперва обучат азам. И игру нельзя
за это обвинить: она действительно требует введения в себя. Новые игроки смогут
понять, что такое XCOM и с чем его едят, а
старая гвардия вспомнит, как все-таки правильно ездить на велосипеде. Да и надо
отметить справедливости ради, что игре действительно есть чему вас научить.
Привычные очки действия канули в
лету, но тактический режим никуда не делся. Отныне ваши действия ограничены
двумя ходами на каждого оперативника. За эти два хода вы можете переместиться и
выстрелить, выстрелить и перезарядиться или же переместиться на дальнюю
дистанцию, но в таком случае выстрел придется придержать.
Практически на все
ваши действия камера реагирует творчески: то перелетит к плечу бегущего бойца,
то покружит над разорванным в клочья инопланетянином. Древо навыков оперативников
изрядно «постригли», но на замену тонкой настройки пришла классификация бойцов.
Теперь ваш отряд - действительно четко отрегулированная боевая единица:
бронированные пулеметчики прут вперед, снайперы прикрывают отряд с огневых
точек, а медики сидят в укрытиях, перебегая под шквалом огня к раненым бойцам.
Упрощения коснулись и численности вашего отряда: на поле боя отныне нет места
для пары десятков пехотинцев, общее число людей в вашем отряде - четыре
персоны. С помощью исследований в штабе количество перевозимых бойцов можно
увеличить до шести. Однако это нельзя назвать серьезной потерей. В X-COM
образца 1993 года весь бой решался участием 5-6 бойцов, в то время как
остальные скорее играли роль резерва.
Проще ситуация стала и с метанием
гранат. Как вы можете вспомнить, в старом X-COM действие «бросить
гранату», совершенное «непрокачанным» бойцом, было эквивалентно
действию «убить себя и всех бойцов, имеющих неосторожность стать рядом».
Видимо, в 2012 году одним из пунктов приема в элитный отряд по борьбе с
инопланетной угрозой стала минимальная боевая подготовка - гранаты летят на
редкость метко. Но в то же время игра нашла другой способ ограничить вас в
использовании взрывчатых веществ: если граната настигнет инопланетного бойца и
разнесет его на ошметки, об образцах тканей и его вооружении можно будет
забыть. Игра буквально подталкивает вас к нежному обращению с врагами: чем
«чище» вы пройдете миссию, тем больше навороченных гаджетов смогут предоставить
вам ученые в лаборатории. Хотите местный плащ-невидимку или умение подчинять
себе инопланетян? Не разрывайте их в клочья!
Когда закончите вести действия на
поле сражения, вас пустят командовать штабом. Привычный вид сверху ушел в
небытие, уступив место виду в разрез. В целом все осталось так же,
как и 19 лет назад: клетки для подопытных инопланетян, ученые, инженеры.
Построить все, что доступно, не получится - банально не хватит места, однако игра
подталкивает вас проявить смекалку и как следует призадуматься над планировкой базы.
За грамотное построение блоков вас наградят различными бонусами, например,
повышенным производством энергии при грамотном расположении генераторов. В
местной казарме можно уделить внимание своим подопечным: прокачиваем древо
навыков, меняем внешность, настраиваем экипировку. По сравнению с оригиналом арсенал
значительно расширился: появились снайперские винтовки и дробовики, а от тонко
выверенного баланса оружия душа просто поет.
Об XCOM: Enemy Unknown можно
с чистым сердцем сказать: у них все получилось. Это та самая игра 1993 года,
заботливо перенесенная на новейшие технологии и разбавленная поправками на
время. В голову снова невольно лезет окончательно задушенная
неумехами-разработчиками Jagged Alliance, превратившаяся из идеальной
тактической стратегии в посредственную RTS.
После этого ужаса и справедливых опасений в адрес XCOM последняя
выглядит особенно статно и гордо. Если Jagged Alliance за 20 лет
растеряла абсолютно все, за что славилась, то XCOM в этом смысле
потеряла лишь знак дефиса в названии.