Иногда у любителей острых тактических ощущений случаются
приступы ностальгии и тогда они запускают на своих компьютерах DosBox (эмулятор
операционной системы MS-DOS) и
включают на нём X-COM: UFO Defense - старенькую тактику 1993 года, одну из
лучших в своём жанре. Рассказанная в этой игре правдоподобная и неуютная
история о борьбе с космическими интервентами не забыта поклонниками даже
сегодня, спустя столько лет. После гениальной первой части серия развивалась неоднозначно:
спустя три сиквела она попала в руки нерадивых разработчиков из компании
Infrogames, которые из прекрасной пошаговой стратегии сделали неказистый шутер
от третьего лица. Духовным наследником почившего сериала стала серия игр,
объединённых подзаголовком UFO - Aftermath, Aftershock и Afterlight.
Теперь намечается возрождение бренда X-COM. Те из фанатов
полумертвой классики, кто до последнего надеялся на чудо, в этом году могут
облегченно выдохнуть - XCOM (те самые заветные четыре буквы, только теперь без
тире), натерпевшись всякого, попал в производство к людям с прямыми руками и
светлыми умами. В представлении студия 2K Marin, создатели Bioshock 2, не нуждаются,
а вот их новый проект без ремарок объявить невозможно. Встречайте: впервые в
новейшей истории видеоигр XCOM - шутер от первого лица!
Словно поддразнивая ветеранов индустрии, подопечные Кена
Левайна начинают негласный пересчет своих амбиций с предельно заманчивых вещей:
макростратегии и тактики. Скорее всего, эти вещи в игре будут не так важны:
трейлеры пестрят отстрелом черной биомассы людьми, по грубым карикатурным
физиономиям которых легко вспоминать героев Team Fortress. Значительную часть
времени новый XCOM действительно предлагает лихой экшен, другое дело, что порог
вхождения здесь гораздо выше, чем в среднестатистической Call of Duty.
Дело, согласно канонам, начинается с базы. Масштабный
контроль и строительство ушли в прошлое - руководить всем предстоит прямо из
готового центра, вместо быстрой панели задач - пеший ход по докам. Результатом
станут решения, которые вы примите (приказы солдатам, инвестиции в науку и тому
подобные вещи). Роль подобных изысканий пока абсолютно не ясна: одно дело, если
без грамотной возни с раздачей указаний остановится сюжет и совсем другое, если
ее значение останется на уровне микроменеджмента последней части Assasins
Creed.
С деньгами в пределах нового жанра все более традиционно. В
программе гаджеты и апгрейды пушек, плюс расходы на команду, расхлябанность
которой по-прежнему служит однозначным индикатором опасности самого затхлого
сарая. Пока финансовые ресурсы видятся главным аргументом присутствия здесь так
называемой макростратегии, хотя авторы клянутся, что на исход боевой операции
будет влиять многое - от финансирования ученых мужей до выбора объекта помощи
на стратегической карте (игра, конечно, нелинейная).
Собственно шутер тоже обладает некой глубиной - он построен
по умным принципам Bioshock, когда исход битвы целиком определяется по
результатам вашей импровизации. Механика перестрелок идентичная и крутится
вокруг «плазмидов» (проще говоря, гаджетов): пока заявлены источники огня и
электричества, но учитывая в прямом смысле неземное обаяние врагов, количество
средств, позволяющих разделаться с этими визжащими черными тварями, к релизу
обязательно вырастет.
Самое удивительно, впрочем, то, что концепция
интеллигентного шутера с нешуточной вариативностью пришлась очень к лицу
типичным XCOM-сценам, вроде выездов на миссии-операции, зачистки зданий и
громового ухода с места недавних боевых действий (тратя боезапас на оборону
пригородного домика, не забывайте, что на обратном пути придется с боем
добираться до машины!).
Едва мы открыли рот на тему утопии, Айн Рэнд и вообще всего
того, благодаря чему Bioshock из голой механики шестнадцатилетней давности
вырос до гениального произведения интерактивного искусства, разработчики уже
вовсю мягко рассуждали о достоинствах оригинала. X-COM предусматривал свои, ничуть
не менее интеллигентные способы поддержания атмосферы (вспомните, сколько раз
вы вздрагивали, тратя очки действия близ заброшенной фермы ночью), наследник, в
свою очередь, где-то их даже преумножает. Выбранный для развития событий период
- заря пятидесятых, место действия - Америка, в центре внимания (после,
естественно, очередного инопланетного вторжения) - страх и отчаяние людей, едва
очнувшихся после Второй Мировой войны и рискующих оказаться в ещё более
страшном кошмаре.
Обладая волшебным талантом превращать в гротеск будничные
вещи, разработчики готовят фоном для полномасштабных вооруженных действий драму:
свежие клумбы, велосипеды на обочине, глазастые форды и свежая почта в восемь
утра оказались на грани гибели, и чем симпатичнее выглядят эти составные
простого семейного счастья, тем тяжелее будет наблюдать за их постепенным
исчезновением. После этих авторских заявлений претензии к нарочито выпуклой
графике и моделям умильно грубого помола отпадают сами собой. Обещания положить
конец эпохе потребления, спустив с небес инопланетян - дорогого стоят.
Истории региональных масштабов всегда интересовали
разработчиков серии куда больше персональных переживаний какой-то отдельно
взятой букашки с планеты Земля. 2K Marin пока что в этом плане не претендуют на
звание ярых революционеров: да, листы сценария в большинстве своем отведены под
жизнеописание провинившегося фэбээровца, «отбывающего срок» в рамках
пустякового задания, которое обернулось предотвращением глобальной угрозы. Да,
заявлена пара других выдающихся персонажей (а судя по летней Е3 - еще и
приличный юмор). В остальном - размышлять на тему трагизма апокалипсической
интервенции авторам пока явно интереснее всего.
Дата релиза XCOM намечена на эту весну - время, по
количеству грядущих шутеров обещающее стать достойным преемником осени 2007
(для полного комплекта не хватает разве что перенесенной Gears of War 3). В
этих условиях за судьбу новой игры переживать проще всего, но видимых причин мы
все же не находим. Во-первых, боевик, содержащий в себе заветные четыре буквы,
стратегию, тактику и лучшую экшен-концепцию последних лет, даже таким
потенциальным гигантам как Bulletstorm конкурент достойный. А во-вторых,
слишком многое в нашем случае пока неясно или состоит из сплошных недомолвок,
так что весна - явно не окончательная дата «релиза».