World of Tanks вышла больше четырех лет назад. За это время сформировались кланы игроков, которым мало обычных боев. В онлайн-играх вторая по важности задача после привлечения людей — их удержание. Перед разработчиками стоит постоянная задача предлагать что-то новое и для новичков, и для ветеранов сражений, будь то эльф 80 уровня или танкист с автопарком лучшей техники, которой позавидует любой музей Великой Отечественной. Именно с прицелом на второй тип игроков создавался режим «Укрепрайоны».
Во-первых, для доступа к этому режиму необходимо состоять в клане. Это предполагает, что вы уже какое-то время играете в World of Tanks, знакомы с проектом и объединились с единомышленниками в команду. Хотя ничто не мешает с нуля сформировать клан, только смысла в этом особого нет: лучше сначала научиться как следует воевать в случайных боях, а затем уже создавать и развивать свое детище. Во-вторых, «Укрепрайоны» привносит стратегический элемент. Здесь имеется карта, на которой отображены наши постройки: танкодром, военное училище, канцелярия, финансовая, учебная и автотранспортная части, трофейная бригада и интендантская служба. Каждое открывает уникальный бонус, доступный по окончании боя. «Укрепрайон» можно повышать в уровне, что увеличит количество и улучшит качество бонусов. Но чем выше уровень, тем сложнее становится оборона своих сооружений и нападение на чужие.
Доступно три вида вылазок: 7 на 7 человек (техника 1-6 уровня), 10 на 10 (танки 1-8 уровня) и 15 на 15 (машины 1-10 уровня). К боям по приглашению допускаются люди, не состоящие в клане. Это удобно, если нужно проверить умение конкретных игроков в реальных условиях. Максимум может быть пять «легионеров», но выгоды не ждите: игроки не получат никакого награды за участие в вылазках, а промресурс (местная валюта) исчезает, и клану ничего не достанется. Мы поиграли в составе Aces, одного из старейших и сильнейших кланов World of Tanks. Сообщество хорошо развилось благодаря трансляциям, теперь их ресурс TheAces имеет постоянную аудиторию.
Бои 15 на 15 проходят с участием техники разных уровней и типов: есть и средние танки, и тяжелые. Конечно, допускаются любые апгрейды машин и улучшения экипажа. Наконец, заканчиваем приготовления и, пока тикает таймер до начала боя, слушаем наставления капитана. В этом заключается важное отличие клановой игры от случайных матчей — нужно запоминать, что вам говорят, и быть готовым выполнять поручения. «Езжай на холм», «свети тот мост», «стреляй только по средним танкам» — приходится делать не то, что хочется, а то, что нужно. Наблюдая за картой перемещений и грамотной, безошибочной игрой Aces, понимаешь, что залог их стабильных побед именно в слаженной работе. Даже с пятью «легионерами» (журналистами) мы уступили за примерно полтора часа боев всего два матча. Думается, при игре клана с полным составом поражений не было бы вовсе.
Здесь важно умение выполнять отведенную роль и работать на общее дело. Когда сходятся два топовых клана, даже со стороны наблюдать за боями интересно, не говоря уже об участии. Выставленные с точностью до метра танки, повернутые на конкретный угол пушки, высчитывание времени до перезарядки — игра раскрывается совсем иначе по сравнению со случайными боями. В последних каждый сам за себя, и из-за этого часто случаются обидные проигрыши. Уговорили человека остаться в кустах и прикрывать тыл, только разъехались — и тот пошел с вами в атаку, после чего соперники без труда расстреливают всю команду. В «Укрепрайонах» такая ситуация просто немыслима: не умеешь играть в коллективе — вообще не играешь.
По итогам боев клану начисляется опыт. Участники могут получить бонус до +50% кредитов или опыта, либо до 100% опыта экипажа танка. Все сильно разнится в зависимости от уровня «Укрепрайона», развития построек и непосредственно результата матча. По сути, главная причина заниматься «Укрепрайоном» — резервы, которые он дает. Солидные преимущества плюс удовольствие от командной игры многого стоят.
Полутора часов мало, чтобы изучить все тонкости клановых войн. Но достаточно, чтобы прочувствовать совершенно иной уровень по сравнению со случайными боями. Речь идет не о мастерстве танкистов: в обычных матчах попадаются умельцы, способные в одиночку разнести 7-8 машин противника без особого труда. Просто World of Tanks, как и любой сетевой экшен, наверняка задумывался именно таким: с тактикой, слаженной работой и продумыванием каждого шага. Другое дело, что Wargaming не диктует условия, сражайтесь хоть в клане, хоть в случайных матчах. Только учтите, что это будут едва ли не разные игры. Если WoT в свое время не понравилась, попробуйте клановые войны — получите совсем другой опыт.
World of Tanks с клановым режимом «Укрепрайоны» превращается в сложный тактический экшен, где появляется чувство ответственности перед командой. После такого возвращаться в случайные бои совсем не хочется.