Средневековых фентезийных
стратегий в наше время можно взять, если постараться, десяток на 100 рублей, но
далеко не каждая из них способна хоть капельку порадовать истосковавшуюся душу
качественной тактикой, отличной от "zerg rush" и формулой победы иной,
нежели «Сделать Х танков, отправить на базу. Если не удалось - сделать Х+10
танков». Но, к счастью, Украинские игроделы (что-то они разбушевались, к слову,
игры выпускают одну за одной - прим. Редактора) из компании Frogwares еще в прошлом году создали довольно интересный
проект под названием World
of Battles,
который нами удалось пощупать. И, признаться, ощущения довольно приятные.
Итак, что же такое WoB? В общем и целом, суть проста: возьмите Warhammer: Mark
of Chaos, ампутируйте
у него одиночную компанию, осады крепостей, летающие юниты и интересный сюжет,
а вместо этих элементов пришейте лобби, интерактивный сценарий (с живым ГМом,
как обещает нам Акелла) и несколько вариантов выкачивания денег. Представили?
Тогда добро пожаловать на поля сражений!
Ну, общее описание игры
дали, можно выдохнуть, закурить и поразглагольствовать на тему эпического
сюжета, его хитросплетений и перипетий, но... Нет, не сказать, что сюжета ВООБЩЕ
нет - присутствует какая-то нехитрая история о том, как одна банда загнала в
резервацию другую, а так как добро всегда побеждает зло, кто победил - того и
стали называть Добром. В общем, загнали они легионы Зла в эдакое подобие
Мордора, да и недолго думая запечатали единственный проход орконепробиваемой
стеной. Казалось бы, вот и сказочке конец, но глава Темных Эльфов оказался
мужчиной образованным, начитанным и, вероятно, смотревшим Prison Break. В
общем, синелицые организовали подкоп под стеной, вырвались на свободу и пошли
воровать, убивать и радио.
Вот, собственно, и все. Без
эпитетов и словоблудия сюжет World
of Battles можно было бы уместить в полторы
строки размашистым почерком, но, это, слава богам, не jRPG, так что сюжет тут не важен. Акелла, кстати, обещает
сделать весьма интересную штуку - живой ГМ за хлеб, воду и кусочек сахара будет
не только банить нарушителей и крушить юзерские армии, но еще и... придумывать и
проводить сценарии. На словах звучит просто замечательно - сразу вспоминаются
посиделки на кухне с пивом, карандашом и листом бумаги, да модули для Neverwinter Nights с живым ДМом, однако, судить о
реализации мы сможем лишь после релиза.
9 армий World fo Battles условно можно разделить на 3 фракции: Добрые,
Нейтральные и Злые. К первым относятся Рыцари, Эльфы и Гномы. На стороне
нейтралов выступают Варвары, Амазонки и Зверолюди, ну а плохиши представлены
Нежитью, Орками и Темными Эльфами. Из всего бестиария лишь Варвары с Амазонками
могут похвастаться хоть какой-то оригинальностью, остальные же расы начисто
слизаны с Warhammer, вплоть до того, что
боевые знамена и дизайн доспехов Орков и Темных эльфов чуть ли не в точности
повторяют то, что мировая общественность наблюдает вот уже 28 лет. Вероятно,
это даже можно назвать некоторым плюсом - в горячке боя можно забыть, что
играешь не в Ваху и проорать любимое "Waaaagh".
Основным же различием между расами является набор отрядов и командные юниты со
своими собственными фишками. Например, у Амазонок в принципе нет тяжелой
кавалерии, зато присутствует спецюнит - «Дикая Охота». Эти легкие всадницы не
только сами по себе быстрее своих соплеменниц, но и имеют ауру, увеличивающую
скорость перемещения отрядов по полю боя. За другим примером далеко ходить не
надо: у Нежети отсутствуют легкие стрелки, один из командных отрядов может
накладывать на противника дебафф, понижающий защитные свойства, а другой
невосприимчив к тыловым атакам.
Все эти отличия были бы
просто единичками в статистике отрядов, если бы не игровая механика. Стрелки в WoB умеют
накладывать накапливаемый дебафф, снижающий защиту отряда. Кавалерия «проехав»
сквозь вражеский отряд может втоптать в землю добрую половину супостатов, но
натыкаясь на отряд пикейщиков сама оказывается на земле. Тяжелая пехота умеет
становиться в защитную стойку, легкая - бегать, а те же пикейщики стоиться в
каре, защищая себя от фланговых и тыловых маневров которые тут, кстати, дают
весьма немаленькие штрафы к броне пойманного отряда. Что касается командных
юнитов, то их способности и вовсе уникальны - одни лечат, другие накладывают
баффы, третьи могут на короткое время стать неуязвимыми. В общем, с
разнообразием и внутренними калькуляциями у игры все отлично и этого не портит
даже то, что лучники весьма малоэффективны в начале игры, а грамотное
использование кавалерийских налетов может за секунду уничтожить ваш передовой
отряд.
Ну что ж, с вопросом
самоопределения в мире Раксион мы покончили, так что пришло время точить ножи,
кормить коней и целовать на прощанье жен да детишек - впереди нас ждет море
крови, горы трупов и золотая монетка в кармане того наглого лучника. Создавая
заявку на бой вы вольны выбирать из 3х режимов: Битва, Командная арена и Доминирование. Первый режим - это классика,
именуемая в ориинале Deathmatch, с
респауном отрядов после полного их уничтожения и единственной целью - утащить с
собой в могилу как можно большее количество врагов. Режим Арены значительно
более интересен любителям тонкой тактики. Основная мысль все та же, но вот
после смерти ваши отряды так и останутся мертвым грузом в панели управления и
отличными удобрениями на земле. Ну а Доминирование представляет собой ни что
иное, как классическую борьбу за точки влияния. В общем, как и во всей игре,
доля оригинальности, безусловно, присутствует, но запах плагиата куда
отчетливее.Так же есть еще иквестовый режим, но сражения в нем мало отличаются от вышеозначенных архетипов.
Выбрав предпочитаемый стиль
бойни и найдя оппонента, мы попадаем на поле брани, где во время первой фазы
необходимо задать первоначальное положение войск. Логично предположить, что
любой человек, хоть раз в жизни сталкивавшийся с тактическими стратегиями знает
о классической схеме камень-ножницы-бумага, в которой стрелки с легкостью
уничтожают пехоту, та, в свою очередь эффективна против кавалерии, ну а уж
конные всадники являются бичем любого лучника. Казалось бы, что может быть
правильнее, чем расположить основные войска на одном краю карты, а отряд легкой
конницы в другом, что бы те, обойдя по краю карты, смогли ударить в тыл? И вот
тут-то яркая, красочная и красивая World of Battles становится
не такой уж и привлекательной, потому что на боевой карте мы натыкаемся сразу
на два огромнейших недостатка - мини-карта и баланс.
Как вам, к примеру, отряд
тяжелой пехоты, о который насмерть разбивается пара взводов кавалерии, а наша
собственная пехота не может толком даже поцарапать броню? Хотите знать секрет?
Все очень просто - эта кучка терминаторов прокачана до 3го уровня и одета в лучшие
доспехи, которые можно купить за деньги. Реальные деньги, естественно. И делать
что-то с таким юнитом шестью отрядами 2го уровня - дело не только
неблагодарное, но и бессмысленное, хотя, номинально, 2 армии числятся в одной
весовой категории. Благодаря системе Army Points вы всегда можете оценить силу противника. Вот только
банда ценой в 4.000 АП может состоять как из 11 отрядов, так и из 1, а разница
между такими раскладами - земля и небо.
Второй огромнейший
недостаток боевого режима - мини-карта. Работает она вполне логично: что
находится в зоне видимости отряда, то и видит игрок. Только вот складывается
ощущение, что в каждом отряде есть штатный телепат с открытым третьим глазом,
так как обзор у наших бравых вояк круговой. В итоге, подобная техническая
реализация в зародыше убивает любые тактические уловки на маленьких и средних
картах, ведь с самого начала боя все отряды врага как на ладони и кавалерийский
наскок на наши тылы загодя перекрывается отрядом пикейщиков. Вот и получается,
что фланговые маневры становятся возможным не благодаря вашему тактическому
гению, а исключительно из-за невнимательности оппонента.
В заключение хочется сказать, что World of Battles все же удалась.
Да, в ней есть ошибки механики; да, некоторые вещи хотелось бы изменить и
сделать как в том же Warhammer:
Mark of Chaos; да, присутствуют
проблемы с балансом. Но, в конце концов, идеальная расстановка сил получается только
у Blizzard и то
регулярно возникают жалобы. В итоге, WoB
- красивая, умная игра, в которой приятно побеждать и не слишком обидно
проигрывать.