Wolfenstein - самый
честный сиквел среди шутеров за последние годы: никакого дутого «перезапуска
серии» (издатель цифру в заголовке убрал, но сами Raven назвали исполняемый файл wolf2.exe - чтобы не путаться),
никаких заигрываний с другими жанрами, никаких очевидных особенностей, на
которых выстраивается вся игра. Прошло семнадцать лет с тех пор, как id Software сделали Wolfenstein 3D - и теперь, согласившись продюсировать третью
игру, они не придумали ничего лучше, кроме как просто снова вручить Вилли
Блажковичу автомат.
Как это было
Wolfenstein - старомодный шутер, в хорошем смысле этого словосочетания.
Он ничуть не стесняется своего возраста, преспокойно заваливается в гостиную,
где чинно пируют интеллигенты в смокингах (среди приглашенных гостей - Gears of War 2, Call of Duty 4, Crysis),
поправляет потертые подтяжки, покручивает поседевший ус, рассказывает собравшимся
старый анекдот про «нового русского» и, по-деревенски загоготав, закидывает в
рот оливку из коктейля. А все при этом растерянно поправляют пенсне и аккуратно
вытирают уголки губ салфеткой - будто бы сами десять лет назад не пили пиво на
даче.
Причем Wolfenstein не отстает от современных шутеров. Судите сами. Открытый мир
- есть. Сторонние квесты - есть. Апгрейды, менеджмент, спецспособности - есть,
есть, есть. Не придерешься, можно выпускать в 2009-м году.
Вообще спецспособности часто мелькали в пресс-релизах. На
старте главный герой находит загадочный артефакт, при помощи которого во время
игры получает те или иные умения. Сначала Блажкович научится входить в так
называемую пелену - пространство между нашим и потусторонним миром, позволяющее
проходить через невидимые двери. Затем - классическое slo-mo. Потом можно будет усиливать мощность своих патронов, и,
наконец, последнее спецумение - щит вокруг героя. Если вам все это вдруг
напомнило отечественную игру «Восточный Фронт» - не
пугайтесь, случайно получилось.
Все способности можно за деньги прокачивать у торговцев, там
же - улучшать оружие и покупать патроны. Деньги получаем от выполнения миссий и
сбора золота в секретных местах (привет, Return to Castle Wolfenstein!). Такие вот
нехитрые товарно-денежные отношения в Wolfenstein.
Однако сама по себе игра все равно линейна, разница лишь в том, что до старта
миссии тут еще нужно добежать по городу.
Где мои двенадцать
лет?
Но все это так, маска, детали, о которых никак нельзя было
не рассказать. Потому что на самом деле единственное, что следует знать по
поводу Wolfenstein
- в душе это самый классический шутер, выкованный из стали, без лишней мишуры и
прикрас. Вилли Блажкович - один из немногих настоящих «мущин» в шутерах, он не
прячется за укрытиями, не ведет за собой тактическую группу спецназа и не
использует стелс-тактику. Он берет немецкий автомат и, простите, фигачит от
бедра. А все эти способности и умения тут фигурируют в качестве музейных
экспонатов - вот, мол, посмотрите, чего в жанре напридумывали. На контрасте с
пальбой и коридорами они тут выглядят, мягко говоря, странно.
При этом Wolfenstein
демонстрирует не только старую механику, но и проверенный временем гейм-дизайн.
Вы будете сражаться с одним и тем же боссом двадцать раз подряд, заучивать
наизусть, где какой враг сидит, импровизировать и искать интересный подход к
противникам. Тут очень умный AI,
тут порой необычайно много противников, да чего уж там - тут всего много. Wolfenstein дарит те эмоции от экшена, какие вы в последний раз получали
бог знает сколько лет назад.
Беда в том, что если вы начали свое знакомство с шутерами
где-нибудь с Quake 4 (от тех же, к слову,
авторов), то такой подход вы точно не оцените - попросту не поймете. А жаль:
если вы помните, как играли в свой первый FPS, то Raven, очевидно, помнят, как его делали.
*****
Демонстрация достижений шутерного хозяйства последней
семилетки на примере компьютерной игры Wolfenstein.
Насколько вам будет это интересно, напрямую зависит от того, совершали ли вы
когда-нибудь в своей жизни побег из замка «Вольфенштайн». Игра, которая
напоминает вам, сколько лет вы играете (или не играете) в экшены.