Лонгриды

Взлет и падение Final Fantasy — почему серия сдала обороты и растеряла популярность в России

Когда-то Final Fantasy на западе была тем, чем в России середины двухтысячных была GTA. В эти игры играли все, и в то же время они двигали прогресс и расширяли горизонты индустрии. При этом в девяностых на консольное поколение выходило по три «финалки», на PS2 с оговорками наскреблось две, а что же произошло дальше? Из-за чего все смеются над Хаосом и почему при такой популярности Final Fantasy известна в России лишь по паре стареньких игр? Как так вышло, что из двигателя индустрии, которым серия была раньше, уже в поколении PlayStation 2 она превратилась в «ту jRPG с красивыми заставками»? На эти вопросы мы и постараемся ответить в сегодняшнем материале.


В этом декабре Final Fantasy исполнится 34 года, за которые вышло 15 номерных частей, а про количество спин-оффов и говорить страшно. Впрочем, далеко не все они были встречены фанатами тепло. Final Fantasy — это не те игры, о которых у поклонников имеется единое мнение. Всегда находились фанаты, недовольные стагнацией или, наоборот, чрезмерной разницей между частями. Чтобы понять, почему серия оказалась в не самом лучшем состоянии сейчас и почему была великой раньше, начать стоит с того, как она появилась.

Оригинальная Final Fantasy вышла в 1987 году в Японии на Nintendo Famicom — до Западной Nintendo Entertainment System она доберется лишь в 1990-м. Проект был «лебединой песней» компании Squaresoft и ее ведущего разработчика, Хиронобу Сакагучи. Несколько проектов подряд провалились, и Square находилась на грани банкротства. По легенде, Сакагучи понимал, что это, скорее всего, его последний проект. Поэтому и назвал игру «последней фантазией». Чуть позже автор признался, что просто хотел сократить аббревиатуру до FF.

Так выглядит интерфейс Dragon Quest, хотя скорее он ассоциируется именно с Final Fantasy

Достаточно амбициозное название как будто намекает на то, что это будет новаторская игра и новое слово в жанре японских ролевых игр. Но нет, первая FF была во многом похожа на своих собратьев по жанру, а популярная игра Dragon Quest (которая тогда называлась Dragon Warrior) от конкурирующей компании Enix вообще служила ориентиром для разработчиков. Однако создатели «Драконьего Квеста» черпали вдохновение из западных Ultima и Wizardry, поэтому в игре был чудовищно переусложненный (для 8-ми битной консоли) интерфейс. Например, чтобы спуститься по лестнице, игрок был вынужден заходить в меню.

Также не всем нравился и детский тон DQ: это касалось как сюжета, так и визуальной составляющей. Final Fantasy была заметно взрослее — в игре была захватывающая по меркам времени история, красивый арт за авторством бессменного Ёситаки Амано и прекрасная музыка Нобуо Уэмацу. Именно эти три составляющие и стали визитной карточкой серии. Вкупе с большим, доступным для исследования миром и высокой сложностью получился настоящий хит. В дальнейшем в список особенностей добавилось то, что для каждой номерной части создавался свой отдельный мир со своей историей, сеттингом и особенностями. Из игры в игру кочевали лишь небольшие элементы и отсылки вроде чокобо, фирменных музыки и звуков, а также фансервисных персонажей.

Знаменитое вступление Final Fantasy 6

В дальнейшем на NES/Famicom вышло еще две игры, и пусть сейчас фанаты не очень их жалуют, но тогда они были встречены игроками достаточно положительно. На следующем поколении консолей также вышло три игры, и особенно выделить стоит Final Fantasy 6 — графически она использовала все возможности Super NES/Famicom, а также представила интересного злодея и необычный сеттинг, в котором магия переплетается со стимпанком. Если вдруг хотите попробовать двухмерные части Final Fantasy, то начать лучше всего именно с нее.

Что случилось в 1996 году (97-м на Западе) вы знаете: на первой PlayStation вышла Final Fantasy 7, которая стала самой дорогой игрой своего времени. Она повергала в шок масштабом, необычным сеттингом, поворотами сюжета и, самое главное, красивыми пререндеренными «заставками». Смена платформы была обусловлена именно носителем, способным уместить все это: Sony внедрила CD раньше конкурентов. Стоит особо отметить то, что при этом FF7 все еще оставалась отличной игрой и RPG в частности: в ней было множество механик, мини-игр, революционная система прокачки и довольно высокая сложность.

Наглядный пример того, почему в старые игры лучше играть на старом телевизоре

Серия с самого своего появления и на Востоке, и на Западе полюбилась игрокам, но в этот момент она перешла в другую лигу — настолько высокую, что стала первой частью, которой Squaresoft решили посвятить больше одной игры и расширить ее вселенную. Последующие восьмой и девятый выпуски закрепили успех, пусть и не принесли особых революций.

Примерно то же можно сказать и о вышедшей на PS2 Final Fantasy 10. Многие запомнили ее за еще более красивые заставки и графику. Способствовало этому и увлечение Square Enix (в начале двухтысячных конкурирующие Square и Enix объединились в одну компанию) компьютерной графикой, что вылилось в полнометражные фильмы Final Fantasy: Spirits Within и FF7: Advent Children. Прокат первого, к слову, провалился со страшным грохотом.

Впрочем, все это не делает десятую игру плохой, но многие считают, что серия начала «портиться» именно здесь. Частично в этом виновата высокая линейность, хотя сложность, глубина боевой и ролевой систем, а также большое количество загадок и механик в ней все еще имеются.

Мог ли кто-нибудь когда-нибудь представить, что ремейк Final Fantasy 7 будет выглядеть лучше, чем анимационный фильм по ней же?

Строго говоря, за поколение PS2 вышло всего две номерные части: 10 и 12. Одиннадцатая была MMO — она дожила до наших дней, но сохранилась плохо и не представляет сейчас особого интереса. С Final Fantasy 12 тоже не все гладко. Несмотря на то, что это неплохая игра, фанаты до сих пор не могут сойтись во мнениях. Дело в том, что в этой части рассказан на редкость взрослый сюжет, сосредоточенный на политике. Также это первая игра в серии, которая не имеет оригинальной вселенной — действие происходит в мире другой игры Square Enix, Vagrant Story. Также в этой части боевая система сделала резкий шаг в сторону от пошаговости, что было неоднозначно встречено после десяти номерных пошаговых (или почти пошаговых) игр. Впрочем, эти мелочи меркнут на фоне следующего поколения, за которое великая к тому времени серия успела скатиться во мрак.

Тринадцатая часть стала первым крупным провалом. Финансово игра оказалась одной из самых успешных в серии, но игроки оказались ошеломлены новым направлением. К тому же, история Лайтнинг и ее сиквелы «заняли» все места — других больших частей на поколении PS3/X360 не было.

Проблемы начались с движка. Crystal Tools очень плохо справлялся с городами и даже просто большими локациями, поэтому игра вышла до пугающего коридорной. Но в «коридорной» Final Fantasy 10 была сложность, секреты, дополнительные подземелья и множество механик — в FF13 ничего из перечисленного нет. Первые 10 часов игроку для победы было достаточно буквально нажимать одну кнопку в боях, а локации представляли собой «кишку» с редкими закутками, в которых были сундуки с лечебными предметами. В дальнейшем боевая система усложнялась, а в последней четверти игры даже появлялись опциональные задания, но ситуацию это не спасло.

Прямой сиквел 13-2 исправил часть огрехов оригинала, но был мало кому интересен. Экспериментальная Lightning Returns тоже оказалась нужна лишь кучке фанатов, к тому же на момент выхода в 2013 году была чудовищно устаревшей. За годы оккупации больших платформ, на PSP вышло несколько заметных спин-оффов: это и файтинг Dissidia, и приквел седьмой части Crisis Core, и происходящая в одном с FF13 сеттинге Type-0. Две последние игры ругали за неудачные решения в боевой системе и слезливые сюжеты со множеством логических несостыковок. К слову, разработкой обеих руководил один человек, но об этом мы поговорим чуть позже.


Но у Crisis Core есть и свои поклонники: в комментариях к этому видео пользователи вспоминают один из самых трогательных моментов из игры


История культовой Final Fantasy 14 — еще одной MMO в серии — достойна отдельного рассказа. Но сейчас ограничимся тем, что проект до сих пор живет и развивается (недавно игра вышла на PS5), чем обязан удачному перезапуску в 2013-м, а недавно в него начали перебегать игроки из World of Warcraft. Изначальная версия хоть и была амбициозной, но содержала ряд критических для мультиплеерной RPG ошибок.

А вот пятнадцатая полноценная игра в основной серии заслуживает развернутого рассказа здесь и сейчас. Дело в том, что вышедший в 2016-м году проект содержал лишь малую толику того, что разработчики обещали на протяжении почти десятка лет. Виной этому был производственный ад, в который игра попала. Изначально проект назывался Final Fantasy Versus 13 и входил в компиляцию Fabula Nova Crystallis — завязанных на магических кристаллах историях, куда входили и FF13, и упомянутая ранее Type-0. Но что-то пошло не так, и игра пропала с радара на годы, а фанаты так и продолжали пересматривать анонсирующий трейлер и первый геймплей.


Ролик впечатляет до сих пор, жаль только, что в вышедшей в итоге версии этот момент был обставлен во много раз скромнее


В 2013 году игра «всплыла», но уже с новым названием: Final Fantasy 15. И, что не менее важно, с новым руководителем. Во главе разработки встал Хадзиме Табата — тот самый разработчик, который был ответственен за Crisis Core и Type-0. За несколько лет Versus 13 пересобрали в 15 — в итоге от обещанного и показанного в ранних роликах не осталось практически ничего, кроме общих черт.

К игре вышло множество патчей, но большую часть проблем решили в прорве DLC из двух (!) сезонных пропусков. Самым известным нововведением стала масштабная переделка одной из финальных глав, которую постарались сделать менее коридорной. Да, это тот случай, когда вышедшая в ноябре 2016-го версия 1.0 и Royal Edition отличаются друг от друга, как оригинал от сиквела.

Роадмап дополнений для FF15 спустя два года после релиза. Чего-то такого мы ждем от CD Projekt Red!

Несмотря на хорошие продажи, фанаты серии остались в смешанных чувствах. Многие считают, что 15-я часть предала свои японские корни и превратилась в кальку западных игр с открытым миром. Не меньше игроков обвиняют тайтл в нелогичном сюжете, где у антагониста просто отсутствует нормальная мотивация. А уж говорить про вырезанный контент и совершенно лживые рекламные ролики излишне — это совсем на поверхности.

Как и любая большая корпорация, Square Enix мыслит категориями денег. Final Fantasy 13 быстро заработала много денег и получила два сиквела. Final Fantasy 15 зарабатывала деньги, но как только финансовые показатели показались издателю недостаточно высокими, оставшиеся DLC отменили. Поэтому с точки зрения зарабатывания денег франшиза не стоит на месте, а только развивается. А вот неудачные проекты, решения и недовольство игроков здесь зачастую остаются за скобками — и это делает крайние релизы такими спорными.

Даже за последний год компания успела выпустить как успешную Final Fantasy 7 Remake, так и анонсировать странный спин-офф Strangers in Paradise: Final Fantasy Origins, который уже критикуют как за обилие «хаоса», так и устаревшую графику, невнятный геймплей и странную историю. Ну и еще публичная демоверсия игры не запускалась, что тоже является интересным показателем.

Каждая новая из последних Final Fantasy становилась поводом для раскола сообщества. Для примера давайте рассмотрим последний крупней релиз серии. FF7 Remake это красивая и динамичная 40-часовая сюжетная игра, которая подойдет как фанатам оригинала, так и незнакомым с серией игрокам. Но с другой стороны, поклонники недовольны эпизодической структурой игры, недовольны изменением сюжета, недовольны боевой системой, имеющей мало сходства с оригиналом, и недовольны другими вещами.

Это не новость, что игры нравятся не всем, но в случае с Final Fantasy количество недовольных голосов действительно велико, поскольку у серии множество поклонников, следящих за ней с ранних выпусков. Впрочем, даже будучи недовольными, они продолжают покупать новые части и играть в них.

Под конец поговорим о том, почему при такой популярности на Западе, в России «финалка» стала известна лишь ближе к нулевым. Дело ведь не в том, что на постсоветском пространстве не было консолей: про копию NES (на самом деле это были копии Famicom) под названием Dendy вы наверняка слышали.

Проблема лежит немного в иной плоскости — дело в технологиях и объеме. Без преувеличения, любая часть FF может занять сотню часов в прохождении, и первые три игры в этом плане не исключение. Но сохранений в привычном сейчас понимании на тех консолях не было, а ведь пройти за один присест такую игру не получится! В свою очередь, комплексность игрового процесса (четыре героя со своими именами, профессиями, снаряжением, прокачкой, сюжетным прогрессом) не позволяла использовать распространенную тогда систему сохранений по паролю.

Squaresoft в свое время решила эту проблему изящно — вставила в картридж батарейку, которая помогала держать в памяти данные даже без питания консоли. Именно сложность и дороговизна копирования такой схемы привели к тому, что фирма Steepler решила не экспериментировать. К этому же подтолкнул и представленный в игре объем текста, который, по-хорошему, нуждался в переводе. А ведь выйди первая часть в России девяностых, для огромного количества россиян она стала бы культовой!..

Зато к поколению PlayStation 1 перевод был единственной проблемой для желавших познакомиться со знаменитой серией. Final Fantasy 7 в России распространялась уже вполне успешно, правда, кривой пиратский русификатор ломал многим и прохождение, и погружение. С другой стороны, 7-9 части не прошли незамеченными на постсоветском пространстве и нашли здесь множество поклонников. А вот уже десятая часть такой популярности не сыскала — видимо, виновато подросшее качество графики, обнажившее «анимешную» сущность, а также дороговизна PS2 на момент выхода.

Про Final Fantasy 13 и ее сиквелы и говорить нечего, учитывая стоимость PS3 и игр для нее, а также отсутствие перевода. Final Fantasy 15 была первой номерной частью, которую для релиза в России перевели на русский язык и даже озвучили (перевод субтитров был и в файтинге Dissidia на PSP). Но судя по тому, что FF7R вышла в России без какого-либо перевода, цифры продаж издателя не впечатлили.

Несмотря на кажущиеся неудачи, массу расстроенных игроков и индифферентное отношение со стороны российского комьюнити, по финансовым показателям Final Fantasy сейчас очень стабильна. Вопрос репутации и удовлетворенности аудитории это совсем другое — видимо, при таком количестве поклонников, которые к тому же разбалованы свежими идеями в каждой номерной части, ублажить большую часть игроков просто невозможно. Впрочем, факт остается фактом: на последних двух поколениях консолей серия крепко «сдала», в том числе и по количеству игр. Сколько хороших проектов по франшизе выйдет в девятом поколении? Узнаем в ближайшие годы.

Комментарии (6)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Grob 
08.07.2021 10:35
Помню как давно очень хотел PS2 ради десятки. Перехотел потом. А в итоге и в ремастер не поиграл.
DedushkaZedd 
08.07.2021 04:30
С фул локализации 15 и последующее ее отсутствие в ремейке 7 - это комедия. На что они вообще рассчитывали? Они с этой франшизой тупо едут по инерции, которая задалась еще на культовых частях. А тут они решили расщедрится на локализацию спустя цать игр, в стране, где массовый игрок о серии, благодаря полностью забитому болту издателя, знает лишь то, что там дохрена игр, они специфические и без рюмки во всем этом хрен разберешься. И номер игры тут не помогает. Большинство до сих пор не знает, что для многих частей серии не нужно знает весь предыдущий десяток+ игр. К тому же это была не самая лучшая номерная часть, да еще с типичной котовасией в плане релизов на пк и консолях. Ясен хрен о топовых продажах в регионе и речи быть не могло (хотя я уверен, там было не все так плохо). И вместо того, что бы начать окучивать потихоньку регион (а Россия и СНГ - это нормальный уже кусок), давать рекламу, позволить ее делать ютуберам (а политика скворцов на ютубе кошмарит инфлюенсеров знатно, особенно раньше), подкидывать сабы в своих играх (что в сущности копейки) и в целом поддержать имеющиеся сообщество в стране, да и дать ему развитие, как это делают ЕА, Юбики, Активижн, да и те же CDPR, которым это было долгое время довольно обременительно. Скворцы же нос воротят от рынка, который растет, потому что он еще не соответствует Китаю или Западу. С таким подходом для Скворцов этого никогда не будет. Какой-то бред.
Сколько слежу за Скорвцами, а творят они какую-то дичь. Их в общем-то Финалка с ее неимоверной базой пока только и спасает. Но доколе?
Спасибо за развернутый комментарий! Я после него призадумался, а хоть какие-то японские компании с нашей гайдзинской точки зрения не творят дичь?
Сложно сказать. Ну вообще обычно да, все более менее понятно и ничего особого зашкварного не происходит. Те же Скворцы до недавнего времени вполне в почете ходили. Ну или те жe 6andai, которые в этом плане как-то понятнее пожалуй, и на мой взгляд они уже как издатель выглядят даже поинтереснее Скворцов. Впрочем, я тут не совсем объективен. У меня на Скворцов много обидок накопилось. Тут и Деус, и этот бзик на дрочильнях, кидок с Финалками и т. д. Но пригорело у меня скорее не поэтому. Слегка обидно, что jrpg как жанр мимо нашего народа проходит. Японские игры специфические, но я более чем уверен, что чуточку терпения, усилий по популяризации и он отлично зайдет в массы. Сейчас это уже даже без особых усилий само по себе происходит. Взять хоть Персону ту же самую, да и Финалку, которая несмотря и вопреки у нас более чем известная франшиза. В отличии например от той же серии Tales. От этого еще страннее Скворцы поступили с ремейком 7 Финалки. В тот самый момент, когда казалось бы можно привлечь к серии и жанру больше народу, она на диком хайпе из-за ажиотажа фанатов, познакомились уже с той же 15, а они берут и кидают казуалов которые могли проникнутся. Гениально, особенно на фоне прессы, которая у ремейка была :)
Посмотрим. Там вон даже Сега для Yakuza внезапно текстовую локализацию родила. Про ту же новую Tales чуток, но все же рассказывают. А благодаря всяким Code Vein или Scarlet Nexus может и интереса будет побольше. Так что определенные позитивные тенденции все таки есть)

P.S. Ребят, вы бы подумали о выпиливании нафиг цензурирования. Бесячая штука)
Gxpx
07.07.2021 20:58
После десятки забил хрен на серию. Недавно ремастер попробовал - чот не торкает ужо(
Да там самая пертурбация пошла после нее. Но 10-ка меня действительно удивляет - прямая как коридор, но в ней много маленьких механик, нелинейностей (я прошел игру без чокобо, потому что провалил одну битву!) и секретов
Комментарии на сайте