Такое явление как артхаус, «Игры не для всех», в мире компьютерных
развлечений пока что не очень заметно, однако, подвижки в этом направлении
есть. Мы как-то привыкли, что в артхаусе на первом месте сюжет - трагическая
история о хождении по мукам героя, страдающего особенно тяжелой степенью
рефлексии. Однако же, немаловажной чертой артхауса всегда были эксперименты с
«языком кино», в играх этому соответствуют эксперименты с геймплейем: World of
Goo, Braid, The Path, Мор: Утопия - все эти игры предлагают по-новому взглянуть
на жанровые рамки, пересмотреть клише. Ну а серия Victoria - апофеоз системного подхода в стратегиях, не создаст напряжения для
спинного мозга, зато даст пищи для ума. Такой игрой, в перерывах между
гениальными открытиями, развлекались бы младшие научные сотрудники НИИЧАВО.
Это удивительно, но в Victoria 2 нет вообще никакого сюжета, разработчики
лишь задали нам временные рамки: 1836 - 1936 года. Но отсутствие сюжета - далеко
не недостаток, игра от этого не страдает, так же, как не страдали Lines и
Tetris. На самом деле, именно благодаря отсутствию сюжета, разработчикам
удалось добиться заветного желания всех авторов ролевых игр - абсолютной
свободы: мы не ограничены рамками
сюжета, а уж найти границы местного геймплея так же непросто, как найти конец
вселенной. Поэтому приготовьтесь, сразу после запуска игры придется ответить на
несколько философских вопросов: чем заниматься, куда идти, в чем смысл жизни?
Удалось найти ответ - карты вам в руки. Мучаетесь сомнениями - что ж,
разработчики никого за ручку тянуть не собираются, в Victoria 2 игрок
развлекает себя сам, а тем, кто к этому не готов, остается только
деинсталлировать игру.
Безусловно, глубина этой игры поражает: перед нами огроменная машина, в
которой смешано невообразимое количество разнообразных компонентов, образующих
целостную систему. Поначалу к Victoria 2 даже подступиться страшно:
запредельное количество графиков, разнообразных ползунков - такое количество
индикаторов и настроек характерно для 3D-редактора, но никак не для игры. Дело
в том, что в Victoria 2 любой, даже, казалось бы, незначительный компонент
влияет на десятки других. Лучшим доказательством этому служит режим обучения. Он
состоит из 25 мини-разделов, каждый из которых рассказывает об определенных
компонентах игры: производстве,
торговле, исследованиях... На то, чтобы освоить все возможности Victoria 2,
человеку, не игравшему в первую часть или хотя бы в Europa Universalis, или
Hearts of Iron, придется потратить не меньше трех часов своей жизни. Думаете
тяжело в учении - легко в бою? В синглплейере все еще сложнее.
Описать геймплей игры в рамках короткого ревью - столь же невыполнимая
задача, как попытаться изложить курс ядерной физики на трех страничках крупным
шрифтом да с картинками. Например, рассмотрим простейшую ситуацию: возникло у
Британии желание показать Кузькину мать своим ближайшим соседям. В обычной
стратегии достаточно было бы скопить необходимое количество ресурсов и
потратить их на самые сильные войска. В Victoria 2 все гораздо сложнее:
Во-первых, надо убедиться в том, что население довольно вашим политическим
курсом и желает в эту самую армию вступить. Забудьте про примитивное разделение
на рабочих и ученых из «Цивилизации» - здесь аж 12 типов человечков,
разделенных на низший класс, средний класс и буржуазию. Естественно, налоги
настраиваются отдельно для каждого класса, а графики расскажут о том, насколько
неудовлетворены потребности, а неудовлетворенные потребности, как вы помните,
по дядюшке Фрейду, приводят к психологическим проблемам, может быть, даже
бунтам. К тому же, большая часть населения, конечно же, имеет свои взгляды на
то, как должно быть устроено государство, так что если ваш политический курс
противоречит взглядам общества (пацифисты сражаться не пойдут), то придется
забыть про военные кампании и амбиции полководца.
Во-вторых, нужно обеспечить снабжение для армии - палки и камни больше не в
моде. Производить еду и оружие будут простые работяги, но нам придется
обеспечить условия труда, всячески поощряя развитие промышленности и железных
дорог.
В-третьих, не забываем, что военная сила зависит от развития науки - пока
одни бегают с бумерангами, другие уже осваивают ядерное оружие. А развивать
науку дело непростое - надо увеличить бюджет на образование, для этого придется
поднять налоги. Возвращаемся к первой проблеме.
Вот примерный алгоритм постройки армии. Казалось бы, что может быть проще,
чем объявить войну соседу? Так нет, ваши планы на войну (например, унизить
противника или захватить провинции) зависят от рейтингов государства.
Разработчики учили в школе историю и они помнят о том, насколько важна
взаимосвязь политики, социума и экономики - именно этот принцип лег в основу
игры. Но не спешите отчаиваться, даже сам Стивен Хоукинг вряд ли смог бы уследить
за всеми аспектами игры, при том, что каждая провинция требует пристального
внимания, поэтому часть управления Victoria 2 берет на себя. Например, при
помощи системы национальных фокусов можно поощрять развитие определенных
областей хозяйства.
Студия Paradox Interactive никогда не ставила графическое исполнение во
главу угла: графика в подобных играх абсолютно вторична, так же, как на научных
конференциях вторичны поэтические таланты докладчика. Главное то, что игра не
вызывает отторжения, а ее интерфейс продуман - разобраться в каждом графике не
составит труда. Музыка в Victoria 2 очень хороша, классические мелодии помогают
сосредоточиться.
Глобальные стратегии от разработчиков из Paradox Interactive - уникальное
явление. Фанаты каждую игру ждут с нетерпением, так что они уже наверняка
сбегали и обзавелись собственной копией игры. Ну а тем, кто колеблется, стоит
ответить на простой вопрос: «Любите ли вы сложные игры, в которых главное
цифры, а не бездумное клацанье мышкой?» Если да, то эта, на данный момент,
самая качественная глобальная стратегия придется вам по вкусу.