GameGuru (GG):
Привет. Возможно, кто-то из наших читателей не в курсе, что NaVi - одна из
крупнейших мультигейминговых организаций СНГ, поэтому давай немного углубимся в
прошлое. Расскажи, с чего все начиналось и какова в этом твоя роль.
Александр Кохановский (А.К.): История NaVi уходит
корнями в 2009 год. В декабре мы стартовали как команда по Counter-Strike при поддержке мецената Жумашевича
(Мурат Жумашевич занимался организацией киберспортивных турниров "ArbaletCup" - прим. ред.). В
2011 году мы основали юридическое лицо - можно сказать, что стали официальным
мультигеймингом. Взяли команду по Dota, взяли команду по FIFA - с этого началось наше развитие. Я
на данный момент являюсь генеральным директором проекта, в мои функции входит
все, что можно себе представить - NaVi я уделяю все свое время.
GG: Окей.
Сейчас в составе NaVi команды по CS,
Dota 2, FIFA, WoT... что я забыл?
А.К.: StarCraft II. Dota 2 female.
GG: Даже
женская команда по Доте есть! Последний (не последний, а крайний, конечно)
образовавшийся коллектив это танки, так?
А.К.: Да
GG: Почему
приняли решение пойти в сторону WoT и как искали этих людей?
А.К.: Ну, лично я танками не особо интересовался поначалу. А
потом появилась лига Wargaming,
разнообразные фанатские сайты, большое комьюнити... Стало ясно, что это перспективное
направление и нам нужно было найти команду, которая соответствует нашему
уровню. Мы целились на Топ-1 (Топ-3 минимум). Так и выбирали.
GG: И
как, нашли лучших?
А.К.: На данный момент у нас лучшая команда в мире. Это
бывший коллектив RED Rush.
У этих ребят за плечами феноменальный успех и мы сообща можем преумножить его.
Коллектив был принят в полном составе.
GG: Замены,
резервы?
А.К.: Мы стараемся не лезть во внутреннюю политику команд.
Конечно, если есть какие-то проблемы, мы сообща пытаемся их решить, но если
команда выигрывает - не нужно чинить то, что не сломано. Люди прекрасно
понимают, что они делают и, если честно, я был приятно удивлен когда увидел,
что в танки играют очень разносторонне развитые ребята, с которыми мне приятно
работать. В некоторых моментах, возможно, они даже превосходят наши другие
коллективы.
GG: А
если взять последний турнир International
по Dota 2, на котором
ваши ребята заняли второе место? Как вы оцениваете - это победа или поражение?
А.К.: Ну, это было печально. В прошлом году мы не могли
выиграть, в этот раз все тоже получилось не очень - тут нечего сказать.
GG: Вы
как-то поддерживаете команду в такие минуты?
А.К.: В такие минуты мы молчим. Кто-то доволен вторым
местом, кто-то разочарован, но лично я считаю, что такое упускать из рук
нельзя. Это все равно, что карабкаться на Эверест и уже остался последний шаг -
и ты срываешься. Нужно всегда идти до конца. Но команда, которая не умеет
проигрывать, выигрывать тоже не умеет. Это факт. Проигрывать нужно правильно. Если
вы после проигрыша делаете правильные выводы - по сути, вы выиграли. В этом
ключе NaVi выиграли последний International. Мы выработали новую схему - если она оправдается,
коллектив станет куда сильнее. Если мы в чем-то ошиблись - состав будет играть
слабее.
GG: То
есть, команда готова идти вперед и развиваться?
А.К.: Естественно. Мы всегда ставим себе самые высшие цели.
В любой дисциплине. Но всегда очень сложно работать с большим количеством
про-игроков. Им всем нужно внимание, всем нужно время. Поэтому в ближайшее
время мы обзаведемся новым офисом или полноценной базой с тренажерным залом и
бассейном, чтобы кибера могли не только играть, но и всесторонне развиваться и
получать дополнительные знания, работать над своей физической подготовкой.
GG: На
каких ближайших ивентах зрители увидят ваши команды?
А.К.: В ближайшее время планируется огромное количество
крупнейших турниров. Мы уходим от турниров на один день, мы будем работать на
крупнейших ежегодных мероприятиях - мы не хотим дергать игроков по всему
земному шару ради однодневного турнира.
GG: У
игроков должно быть много времени на все это. У вас в коллективе есть
школьники?
А.К.: Нет, школьников нет. Школа - хорошее время для старта
карьеры, но на про-уровень надо выходить после ее окончания. Примеров таких
игроков я лично знаю немало. А мы хотим открыть академию, которая поможет
молодым игрокам понять, могут ли они профессионально играть, найти себе команду
и, возможно, спонсоров. То есть, у нас будут определенные бесплатные сервисы,
которые помогут молодым дарованиям обучиться всему, что нужно для игрока.
Некоторые из таких коллективов станут нашими вторыми составами.
GG: Вторыми
составами на текущие проекты? А расширяться не планируете?
А.К.: Расширяться тяжело в том плане, что увеличивается количество
людей, которые будут управлять процессами внутри компании. А толковых кадров в
киберспорте мало. Это связано с тем, что средний возраст игрока в киберспорте -
18-24. А управлять ими должны люди возраста 26-32. Несостыковочка. Мы
экспериментируем, но время, которое мы тратим на то, чтобы найти и обучить
таких людей, оно колоссально. Это непростые процессы.
GG: Сами
разработчики игр вам как-то помогают в этом?
А.К.: Wargaming и Valve
- самые адекватные компании в этом плане. Из тех, с кем мы общались. Они очень
хорошо работают со своими игроками. Люди прислушиваются к пользователям и
строят свой бизнес для того, чтобы нравиться другим, а не для того, чтобы им
самим нравилось то, что они делают.
GG: А
что скажете о командах-конкурентах? Переманивать людей приходилось?
А.К.: Если у игрока есть контракт - я могу выкупить его.
Если контракта нет, то я его просто заберу. А в целом я хорошо дружу со многими
игроками и менеджерами других команд. Но если мы можем с ними по-дружески выйти
погулять и пообщаться, то на профессиональной арене мы соперники. А так все
друг к другу относятся хорошо. Но это люди - есть, конечно, у некоторых игроков
открытая неприязнь к другим людям.
GG: Понятно.
Ну и будем закругляться. Расскажите нам о своих глобальных планах.
А.К.: Перво-наперво в планах у нас глобальная экспансия - мы
хотим открыть офис в Америке. Второе - тренировочная база здесь, в Киеве, для
всех составов. Третье - запуск нового сайта и нашей академии.
GG: Спасибо
за ответы! Успехов на турнирах!

















