Серия Tomb
Raider
долгое
время задавала тон всему жанру приключенческих игр. Женская версия Индианы Джонс в
коротких шортиках и с внушительным бюстом ловко прыгала, метко стреляла и
неугомонно продолжала искать сокровища. Так было до 2007 года, пока на Playstation 3 не появилась Uncharted: Drake's Fortune, которая
недвусмысленно дала понять - action/adventure должны быть вот
такими. И Tomb
Raider
в
ее тогдашнем виде стала никому не нужна - это была Nokia 1100 по сравнению с iPhone. Crystal Dynamics насупилась
и пропала на несколько лет, чтобы затем громогласно объявить о разработке
совершенно новой Tomb
Raider.
Главное изменение кроется не в геймплее, сюжете или
механике. Основное отличие от предыдущих игр серии - Лара стала жертвой, ее
образ полностью изменен. Это больше не роковая девица с силиконовой грудью,
дочурка богатеев, которая от скуки лазит по гробницам. Крофт теперь - наивная и
мало приспособленная к суровым реалиям девушка, которая просто пытается выжить
и спастись. В движениях Лары нет грации, она с трудом выбирается из передряг,
постоянно напугана и сомневается в своих силах. Ничего общего с предыдущими версиями
героини, раздолбаем Натаном Дрейком или Индианой Джонс.
Остров, куда направлялась Лара с командой, внес свои
корректировки в планы экспедиции: начавшаяся буря разрушила корабль, людей
разбросало по всем уголкам суши. Девушка остается одна в опасном месте, ее
пытаются убить непонятные бандиты, дикие животные, да даже сам остров - все настроено
против. Впрочем, ближе к концу игры Лара будет штабелями укладывать вооруженных
до зубов противников, что сильно портит образ беззащитной Крофт. При этом в
роликах продолжится нытье «я так больше не могу, у меня ничего не получится» - такой
контраст удивляет. В Crystal
Dynamics
будто
бы до конца не определились, какого персонажа они все же показывают: Рэмбо или
хрупкую дамочку.
Если первые несколько часов Лара действительно
беспомощна, что здорово показано, то затем она очень уж быстро превращается в
эдакого Чака Норриса. Спустя сутки (по внутреннему времени) с того момента, как
Лара с наворачивающимися слезами и «прости» запускала стрелу в оленя, она палит
во все живое из дробовика и автомата, забивает противников до смерти ледорубом.
Понятно, что это игровые реалии, но все же Лара слишком быстро становится
сильной, от первоначального образа беззащитной девушки не остается и следа. Бои
проходят динамично, героиню не нужно «приклеивать» к укрытиям, она
автоматически прячется за ними - правильное решение, особенно если учесть, что
противники очень метко бросают гранаты.
Обидно, что нарастание экшена негативно сказывается
на самой игре. В некоторых моментах разработчики просто теряют чувство меры,
взрывая все подряд и откровенно издеваясь над Ларой - даже если бы девушка
физически пережила все падения и раны, у нее, как минимум, случился бы болевой
шок. Crystal
Dynamics
очень хотела сделать свою Uncharted,
но если там каждая сцена идеально поставлена, нет ни одного лишнего врага,
взрыва и выстрела, то здесь все смешано в кучу. Ощущения как от просмотра
высокобюджетного блокбастера, снятого неумелым режиссером: постановщик считает,
что чем больше языков пламени на экране, тем лучше.
Некоторые сцены Tomb Raider действительно приятно удивляют:
например, момент с висящим над пропастью самолетом, когда Лара падает на
трескающееся стекло в кабине и изо всех сил тянется к парашюту. Или очень
жесткая сцена с избиением Лары: здоровые мужики бьют девушку кулаками по лицу -
раньше в Tomb
Raider
такое
было невозможно и представить. Однако здешние вау-моменты - обыденность для Uncharted, на которую
разработчики так заглядывались. Naughty
Dog
в
своей серии выдавала шикарные сцены каждые три-четыре минуты, и особо не
акцентировала на них внимание - мол, еще рано удивляться, дальше будет круче. А
в Tomb
Raider
после каждого интересного момента складывается впечатление, что разработчики
просто выдохлись, достигли своего предела. В некоторых эпизодах кажется, что
разработчики спрашивают: «видели, видели? Мы старались, классно ведь
получилось, да?». И ответ игрока не всегда будет положительным.
Когда разработчики говорили о размерах острова, они
не врали - местность действительно большая. Но все линейно. «Неправильные»
уступы на скалах сформированы так, что Лара до них не допрыгнет, хлипкие ворота
не получится взорвать и гранатометом, если их не положено взрывать, а мелкая
речушка оказывается непреодолимой преградой. Игрока держат на слишком коротком
поводке, не хватает свободы, тем более что здесь хватает довольно интересных
уровней, но все портит тотальная линейность.
Команда Лары - безликие персонажи, которые погибают
быстрее, чем успеваешь их всех запомнить. При этом на отношениях героев вроде
как делается акцент: в сюжетных роликах персонажи время от времени
переругиваются, мирятся и пытаются показывать характер. Но это не работает, действующие
лица даже не шаблонные - они просто никакие.
Человек, не игравший в Uncharted, не поймет основных
претензий к игре в этом тексте. Возможно, и к лучшему: так будет проще получать
удовольствие от TR,
и отчаянные попытки сделать игру «как про Дрейка» останутся незамеченными. Crystal Dynamics постаралась на славу,
и перезапуск серии однозначно пошел франшизе на пользу. Новой Ларе отлично
подходит роль запуганной девчушки, но из нее упорно делают терминатора.
Конечно, бегать всю игру с луком и бояться собственной тени было бы скучно. Однако интересный экшен можно сделать и без десятка взрывающихся бочек, толпы врагов и натянутых кат-сцен. Tomb Raider однозначно удалась, это отличное приключение.