Tomb Raider. История сериала.
Спецы и мнения

Tomb Raider. История сериала.



Едва ли
Тоби Гард (создатель Tomb
Raider)
мог предположить, что спустя несколько месяцев после релиза его творение
возведут в разряд культа. Ведь работа не спорилась с самого начала: от
первоначальной концепции - этакой солдат Джейн, но про археологию и две пушки -
пришлось отказаться. Культурный фон, на котором происходило создание Tomb Raider, также не благоволил его авторам.
На дворе стояли лихие 90-е - время крутых героев и больших пушек. Doom, Duke Nukem, Quake и даже порядком забытый Prince of Persia - такими были кумиры тогдашней
молодежи. Издатели сомневались: купит ли кто-нибудь продукт, главным героем
которого стала женщина? Чуть позже выяснилось, что не только купят, но и
попросят добавки. Так и стартовал сериал, который в нынешнем году переживет
свое третье рождение.



Наша
редакция уже не раз писала, что обновленный Tomb Raider расскажет совсем другую историю.
Из порномодели Лара Крофт превратилась в обычную девчонку, игровой процесс
претерпел ряд значительных изменений, вроде акцента на взаимодействии с
окружающей средой. Но сегодня - время истории.



Веха 1: Tomb Raider оригинальный



insertLinkedImg



Не
секрет, что оригинальная игра появилась в то время, когда любой приключенческий
проект, переехавший ли в 3D,
либо родившийся изначально в трех измерениях, по умолчанию становился хитом,
если стены в нем не проваливались в программное небытие. Между тем, вышедший
немного ранее Prince
of
Persia
3D
наглядно показал, как делать не надо ни в коем случае. Кривая механика, кое-как
приделанные платформенные элементы и непередаваемо ужасное управление поставило
на долгие годы крест на популярном некогда сериале. Новенький Tomb Raider, напротив, предлагал развлечения
совсем иного рада: юная, прыткая аристократка-археолог путешествовала по миру,
собирая всяческие древности. Игровой процесс состоял из двух элементов: стрельбы
и решения многочисленных головоломок, принесших Core Design славу людей, способных делать
безумно увлекательные игры, геймплей которых не сводится к одной лишь зачистке
марсианской базы от зараженных десантников.



Выпуск
дополнительных карт для 32-битных игр цикла - традиция, зародившаяся еще
во времена первого
Tomb
Raider.
Однако карты эти напоминали, скорее, шизофрению Виктора Франкенштейна и Доктора
Джекила вместе взятых. Единственный раз, когда
Crystal Dynamics действительно постаралась,
случился после выхода The Last Revelation. К слову, единственным бонусом к «Хроникам» стал видеоролик
Next-gen версии
Tomb
Raider




К слову
говоря, успех Tomb
Raider
как игры совпал с появлением культа его главной героини. Вопреки чванливым
корпоративным аналитикам, сомневающимся до последнего, а пройдет ли трюк,
геймеры полюбили Лару. Настолько сильно, что  она попала в книгу рекордов Гиннеса и
параллельно - на обложку нескольких мужских журналов.



Увы,
после выхода оригинала и аддона к нему (см.врезку) у Core Design случилось первое несчастье: ряды
студии покинул автор Tomb
Raider
Тоби Гард. Почему мы
так акцентируем на этом внимание? Да потому, что именно с его уходом связана череда
взлетов и падений 32-битных версий игры.



По
признанию критиков и самих игроков, главной бедой Tomb Raider стало желание Eidos как можно больше заработать на
бренде, раз за разом продвигая одни и те же идеи. И если Tomb Raider II
журналисты восприняли в целом благосклонно, то дальше началась стагнация. Да,
уровни стали визуально больше, начиная со второй части появился транспорт, но
вместе с тем сериал утратил ту едва видимую грань, отделяющую его от самых
обычных экшнов образца конца 90-х. В Tomb Raider II женщине-археологу приходилось
больше бороться с бандитами, нежели решать головоломки. И далеко не всем это
пришлось по вкусу. Следует заметить, что в вышедшем спустя год Tomb Raider III авторы попытались учесть
пожелания игроков. Стрельбы поубавилось, но качеством исполнения до оригинала
игра явно не дотягивала. Причиной тому стала целая череда фактов.



insertLinkedImg



В 1998
году движок первого Tomb
Raider
успел значительно
устареть, но авторы упорно продолжали эксплуатировать покрывшийся молью и
плесенью мотор. Но не только технологически Tomb Raider топтался на месте. Core Design не сумела придумать ни одного
по-настоящему нового геймплейного элемента. В результате игроки были вынуждены
довольствоваться сомнительной возможностью перемещения, простите, на карачках.
Этого ли они ждали от Tomb
Raider
III?
Безусловно, фанаты съели такую поделку и даже не подавились, но любители Action/Adventure уже тогда смекнули, что с
сериалом творится что-то неладное. Тем не менее, Tomb Raider III собрал хорошую кассу, поэтому за
продолжением дело не стало.



Tomb
Raider: The Last Revelation появился на рынке в 1999 году и стал с одной
стороны последним классическим Tomb
Raider,
а с другой - громадной работой над ошибками. Несмотря на малый срок разработки
(каждую часть сериала отделяет друг от друга год; привет, Call of Duty!) The Last Revelation не страдал
от проблем баланса. Разработчики наконец-то сумели понять, чего ждут от Tomb Raider геймеры, в результате  количество стрельбы равнялось количеству
загадок. Приятным бонусом обернулся и тренировочный эпизод, где еще совсем юная
Лара обучалась у Вернера Фон Кроя всем премудростям профессии.     



А потом
случилось непредвиденное: после битвы с богом Сетом мисс Крофт не сумела
выбраться из пирамиды и была погребена под обломками. Вместе с этим событием
закончилась эпоха классического Tomb Raider.



insertLinkedImg



Веха 2: Эпоха перемен



Завершив
работу над Tomb
Raider:
The
Last
Revelation,
Core
Design
оказалась на перепутье.
С одной стороны, сотрудники компании понимали, что используют одну и ту же
концепцию, начиная с 1996 года, с другой - наступающий на пятки прогресс в
области игровой графики не позволял использовать уже окончательно устаревший
движок. Решение было найдено довольно быстро: Eidos выделила деньги на разработку
полноценного продолжения для консолей нового поколения, что, впрочем, не
помешало выбросить на прилавки Tomb Raider Chronicles.



Разумеется,
рассказывая про историю
Tomb
Raider,
нельзя обойти стороной и портативные версии. Да, они были. Несколько штук для
портативки
Nintendo,
несколько - для мобильных телефонов + порт оригинала под
Ngage. Стоит ли все это внимания?
Пожалуй, все-таки нет, разве что костюмчик лары в
Ngage версии
забавный. Он из
Angel
of Darkness




 «Хроники» стали своего рода промежуточным
звеном между появившейся в 2003 году Angel of Darkness и The Last Revelation. Они представляли
собой набор эпизодов из жизни Лары Крофт, и с предыдущими частями серии их
связывала исключительно главная героиня. Давайте немного поясним: Tomb Raider
Chronicles - это не полноценная часть цикла, а сборник отдельных уровней на
оригинальном движке. Комплект DLC,
закатанный на диск, если угодно. Ничего примечательного в нем нет, кроме, разве
что, зубодробительной сложности. Настоящее продолжение  появилось в продаже спустя три года, и
качеством... не отличалось от «Хроник».



С самого
начала игры было ясно, что Core
Design
решила сыграть не на
своем поле. В Tomb Raider: The Angel of Darkness (2003 год) компания попыталась
объединить три жанровых направления: экшн, адвенчуру и ролевую игру. Сказать,
что не получилось - не сказать ничего. Механика The Angel of Darkness просто не
работала, заставляя геймеров скрипеть зубами от досады. Где это видано, чтобы
главная героиня не могла висеть на карнизе больше 40 секунд? Да, все навыки со
временем прокачивались, но что это была за прокачка... Ужас и страх! Передвинь
пару ящиков, пока спецназ не ворвался в парижскую парадную.



insertLinkedImg



Сюжет в The
Angel of Darkness также находился за гранью добра и зла. Вся интрига крутилась
вокруг смерти Вернера Фон Кроя - наставника Лары. Местами излишне мрачный, но
вместе с тем - банальный, сценарий обновленного Tomb Raider вызывал легкую ухмылку у
циников, повидавших MGS,
и раздражение -  у поклонников сериала.
Надо ли говорить, что такое кино Eidos не устроило? Растратившей весь
кредит доверия Core
Design
дали отставку, а о
самом Tomb
Raider
забыли практически
на два года, пока на очередной презентации не стало известно: сериал не умер, в
разработке находится Legend
и она не будет похожа
на провального «Ангела тьмы».



Веха 3: презумпция качества



Очнувшаяся
от кошмара Eidos
передала свою дойную
корову в руки Crystal Dynamics
- авторов Legacy
of
Kain:
Soul
Reaver.
Стратегическое решение (все-таки эта контора провальных проектов не выпускала)
обернулось настоящим перерождением когда-то популярного цикла видеоигр. Просто
сами посудите: отчаявшись увидеть по-настоящему хороший Tomb Raider, геймеры вдруг получили не только
достойного наследника всей серии, но и просто хорошую игру. Сюжет, как и прежде,
вертелся, вокруг древних артефактов, но Legend не походил ни на сборник
зубодробительных карт (Chronicles),
ни на неудачную пародию на RPG
(Angel
of
Darkness).
Игровой процесс - отличный. Даже не очень удачный уровень в Казахстане не
портил впечатления от игры в целом.



insertLinkedImg



В Tomb Raider: Legend Crystal Dynamics сыграла ва-банк: расценив, что
современного геймера уже не удивить заставками на движке, а в моду вошли QTE-сценки. Работники студии сняли
целый ворох интерактивных роликов, победа в которых зависела от того, насколько
у игрока развита реакция. Прибавьте к этому шикарно поставленные перестрелки,
интересные уровни и обновленную внешность героини (на этот раз Лара была похожа
на человека, а не куклу или порно-актрису) и вы поймете, почему эта часть
сериала пришлась по душе практически всем, за исключением ортодоксальных
фанатов оригинала. Безусловно, по факту к Legend можно было придраться, однако на
фоне непотребной Angel
of
Darkness перезапуск
от Crystal Dynamics смотрелся
достойно.



В
Tomb
Raider:
Legend
разработчики
во второй раз подряд обновили движок. В результате картинка смотрелась отлично
даже на стремительно устаревающей
PlayStation 2. Чего уж
говорить о
Xbox
360 и топовых
PC.
Даже сегодня
Legend
радует
глаз шикарной картинкой, пусть и не такой технологически совершенной, как
хотелось того хотелось любителям технодемок вроде
Crysis




Следующим
шагом компании стал выпуск в 2007 году Tomb Raider: Anniversary - этакого
авторемейка оригинального Tomb
Raider
2006 года. Пересадив оригинальную игру на обновленную механику, разработчики
сумели угодить всем: и журналистам, и фанатам Legend, и почитателям работы Тоби Гарда.
Однако именно 2007 год стал губительным для обновленного Tomb Raider, поскольку на рынке появился
неожиданный конкурент в лице Uncharted.



При всех
своих достоинствах Legend
и Anniversary были
играми прошлого поколения. Работа же Naughty Dog предлагала геймерам окунуться
в мир Next-Gen-игр. В результате Crystal Dynamics, как и Core Design немногим ранее, оказалась на
перепутье: компании требовалось с одной стороны не ударить в грязь лицом, а с
другой - выпустить что-то, способное конкурировать с приключениями Натана
Дрейка. Кстати, именно грязь стала фишкой Underworld - прямого сиквела Legend.



insertLinkedImg



С
рекламного постера на работников СМИ, приехавших узнать о новом Tomb Raider, смотрела все та же Лара, однако
черт, как известно, таится в деталях. В Crystal Dynamics журналистам рассказали, что в
новой части серии героиня сможет полностью испачкаться, а потом, окунувшись в
водоем, смыть с себя трудовую грязь. Увы, но именно это, а еще возможность
перемещаться по уровню с помощью мотоцикла, отличало Underworld от своих предшественниц. Для
ноября 2008 года - однозначный провал. И хоть в целом Underworld критики восприняли благосклонно,  именно этот проект стал последним привычным Tomb Raider во всем цикле.



Веха 4: наши дни



Скоро
сказка сказывается, но не скоро дело делается. После того, как Square Enix купила Eidos, наступила томительная пауза
длиной в несколько лет. Поклонники ждали: что же станет с Ларой и другими
лицензиями, принадлежащими Eidos?
Сегодня уже ясно, что ничего особенного не произошло: работа идет, игры
выходят. Подробнее об игре читайте в нашем превью. Здесь же скажу, что у руля
снова находится Crystal Dynamics и
на этот раз компания настроена решительно. Underworld'ом не отделаемся.



insertLinkedImg



***



За свою
многолетнюю историю серия Tomb
Raider
стала настоящим
символом игровой индустрии. Появившись в 90-х как «экшн-наоборот» (с главной
героиней в коротких шортиках), в середине нулевых превратившись в недо-RPG, цикл продолжает развиваться и
по сей день. Конечно, случалось всякое, но именно Tomb Raider, наряду с Metal Gear Solid, Super Mario и Half-life, изменил мир видеоигр навсегда.
Что будет дальше? Посмотрим. Ну а на сегодня наша история подошла к концу.



Игры в материале:

Комментарии (21)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
(VECTOR)
1
07.03.2013 07:43
Jack Taylor, давай серьезно
(VECTOR)
1
06.03.2013 23:53
Jack Taylor, вы это сейчас серьезно!?
(VECTOR)
1
06.03.2013 22:43
посоны по братски скажите пойдет ли новая лара видюху ATI radeon HD 5670 оперативка 2 гб процессор pentium D CPU 2.66GHz 2.68ГГц???
Aram333I
1
06.03.2013 21:11
Хорошо статья.
Mirma
1
04.03.2013 03:57
Не скажу за игру, но новая Лара как персонаж нравится мне больше предыдущих.
Тихий
1
01.03.2013 11:31
как по мне на данный момент Underworld лучшая часть в серии и почему в статье ничего несказанно про отлично проработанный подводный мир?
DarkVampire
1
01.03.2013 03:22
Дмитрий Сироватко, конкретно здесь имеется в виду Action/Adventure. Наиболее емкий аналог этому термину в русском языке как раз "приключенческая игра". В тексте, кстати, нет пассажа про "успешно переехавшая в 3D". Есть просто "переехавшая в 3D". Из очевидного сразу вспоминается сериала Pitful, например. Да, и "в то время" конкретно здесь — это годы, когда появились первые четыре части оригинальной серии. Т.е. серидина-конец девяностых.
GoodGamer
1
01.03.2013 00:05
Сиськозапрыгивательнолазательноиследовательский экшн ждет тебя ***!
Мазафакер
1
28.02.2013 23:10
Ща хочу в Underworld поиграть, стоящая игра или нет?)
AlekS СoNNoR
Свидетель невероятного
14
28.02.2013 22:36
Меня преследует чувство дежавю. Разве подобный материал уже не публиковался на GG?

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?