Предыдущая космическая экспедиция Марио, самого знаменитого в мире сантехника, завершилась блистательным триумфом: похищенная принцесса была спасена и возвращена во дворец, межгалактический тиран Боузер – повержен, а само приключение итальянца, Super Mario Galaxy, получило множество наград на специализированных выставках и было признано лучшей игрой 2007-ого года авторитетнейшими игровыми изданиями мира. Теперь, по прошествии трёх лет, злодей снова похищает юную особу королевских кровей и Марио вновь устремляется в погоню – обратно в космос, в неизвестные науке галактики и солнечные системы, на земли причудливых планет, на которые ещё неступала нога водопроводчика.
Идейно, графически и концептуально Super Mario Galaxy 2 – полноправная наследница первой части, потому каких-то революционных преображений от неё ждать не стоит. Основы игровой механики не менялись не то что с первой части – они неизменны на протяжении десятилетий, со времён той самой, всем известной Super Mario Bros. для «Денди»: одолевая врагов прицельными прыжками на голову, собирая золотые монетки и отыскивая секреты, надо пробежать уровень из начала в конец – всё точно так, как и тридцать лет назад. Платформер – жанр старинный и благородный, один из самых важных в игроиндустрии, и его представители почтительно следуют заветам предков. Но не смотря на кажущуюся консервативность, они открыты для новаций, и редкий современный платформер не делает попыток расширить границы жанра. Так, например, каждая новая игра из сериала про Марио – это не повторение уже пройденного, не сиквел в традиционном понимании слова, а яркое, самостоятельное произведение. Это, хотя и в несколько меньшей степени, относится и к Super Mario Galaxy 2 – конечно, это прямое продолжение первой серии, но продолжение столь отличное от оригинала, что даже те, кто прошёл его весь, будут приятно удивлены.
Super Mario Galaxy2, как и её предшественница, – игра космического масштаба: каждый уровень здесь – отдельная галактика, со множеством мелких и крупных планет, полная сюрпризов и секретов. Игра космическая, инопланетная, и делали её как будто инопланетяне– настолько здесь всё не как у всех. Уровней, которые Марио предстоит посетить на своём звездолёте, тут больше шестидесяти (плюс еще столько же дополнительных, в тех же галактиках) – казалось бы, при таком их изобилии почти неминуемы повторы и однообразие. Но нет: игра не перестаёт удивлять вплоть до финальных титров, постоянно подкидывая всё новые сюрпризы и меняя наше представление о гравитации, основах левелдизайна и о пределах возможностей водопроводчика. Планеты и астероиды «Галактики Марио» живут по собственным правилам, напрочь игнорирующим законы физики, гравитация капризничает и выдаёт такие штуки, что роняешь пульт из рук от удивления, от необыкновенно красивых космических панорам и пейзажей неизведанных планет захватывает дух, а камера, неизменно выбирающие самые эффектные, неожиданные и притом весьма удобные ракурсы, довершает ощущение полного восторга.
Стараниями японских мастеров Nintendo идея первой серии и давно уже не новая технология cel-shading засверкали новыми красками. Речь в первую очередь о левелдизайне, то есть архитектуре уровней, лучшей в игростроении за последние лет десять, и об умениях главного героя, которых стало ещё больше. Огненный Марио, метанием файерболлов ловко расправляющийся с противниками; Марио-пчёлка, жужжащий и взмывающий на недосягаемые в обычном костюме высоты; Марио-конькобежец, изящно и быстро скользящий по ледяным этапам; Марио-на-шаре, балансирующий на узких переходах и так преодолевающий опасные места, Марио-пружинка, отталкивающийся от земли на десятки метров, Марио-привиденьице, проходящий сквозь стены – всё это было в оригинальной игре и осталось в продолжении. Помимо этого Марио научился парить верхом на жар-птице, облачаться в костюм облачка и создавать вокруг себя облака, превращаться в большой шипастый шар, крушащий всё на своём пути и даже обзавёлся собственной бурильной установкой, которая помогает ему в исследовании планет и схватках с боссами. Но самым приятным нововведением стало появление в игре Йоши – милого зелёного динозаврика, близкого друга Марио с младенческих лет. Йоши высоко прыгает и немножко парит в воздухе, умеет раздуваться до состояния воздушного шара и светиться в темноте фонарём, длинным языком цепляться за выпуклости ландшафта и жевать врагов, оставляя на их месте звёздочки. А когда он съедает яблоко раскалённо-красного цвета, из ушей у него начинает валить пар, из-под лап стреляют искры, и он разгоняется до такой скорости, что с лёгкостью взбирается по почти отвесным стенам. В эти моменты игра про Марио очень напоминает игру про Соника – молниеносного ежа-талисмана компании Sega, любителя бешеных скоростей и мёртвых петель. Реверанс Марио в сторону давнего конкурента удачно разнообразит его новые приключения.
Совершенно очевидно, что поставить объективную оценку Super Mario Galaxy 2 невозможно, для каждого она будет индивидуальной. Здесь всё зависит от двух принципиальных вопросов: нравится ли вам платформеры вообще и сам Марио в частности. Если ответ хотя бы на один вопрос положителен, то игра, вне всякого сомнения, вам понравится. Если нет – что ж, стоит хотя бы попробовать. Смешно рассказывать об игре по схеме «сюжет-графика-геймплей-звук», но у меня, кажется, нет выбора – я не вижу другого способа аргументировать высокий балл, который был поставлен игре, и предотвратить тем самым возможное возмущение в комментариях. Начать с истории – её исчерпывающее описание укладывается в пять слов: принцесса похищена, Марио её спасает. Примитив – ноль баллов из ста по шкале «объективность». Но только не для тех, кто много лет назад играл в «ту самую» Mario Bros., не для ностальгирующих игроманов: для них такая подача игрового материала – идеальная форма настоящего интерактивного искусства, не нуждающегося в необязательных довесках вроде сюжета. Сто баллов за сюжет или ноль – каждый решает для себя сам.
Графика хороша вне зависимости от точек зрения: первая Super Mario Galaxy была одной из самых красивых игр для Wii, а продолжение сделалось ещё краше: текстуры стали чётче и детализированнее, изображение в целом – ярче и сочнее. До картинки в играх для PS3 и Xbox 360 по-прежнему далеко, но соотносительно с возможностями Wii – идеально: придраться не к чему, а потому тут тоже сотня баллов. Музыкальное сопровождение традиционно замечательное: торжественные оркестровые мелодии и фантастические космические сонаты превосходно гармонируют с происходящим на экране: рука уверенно выводит единичку и два нуля в графе «звук». Остался последний интересующий нас параметр выставления оценки – «геймплей», он же игровой процесс. О нём и говорить нечего – сложно в этом мире найти занятие более интересное, чем собирание золотых монеток в компании с Марио и его братцем Луиджи.
100% Марио. 100% Nintendo. 100% хит.
