В марте этого года на печальной ноте завершилось главное автошоу планеты — Top Gear. Завершилось с некоторыми оговорками: совершенно точно передача будет продолжена через несколько лет, возможна смена концепции. Но без полюбившейся публике тройки ведущих это будет совсем другая передача. Секрет бешеной популярности заключается в том, что это именно шоу, а не автомобильная программа, при этом ведущим удавалось рассказать техническую сторону любой машины так, что даже пенсионерка из Нижневартовска поймет разницу между Lamborghini Aventador и Huracan. После нелепого инцидента — по официальной версии, Джереми Кларксон ударил помощника продюсера Top Gear за не поданный ужин — ведущего отстранили от работы, свежие выпуски шоу перестали выходить. Несколькими неделями позже руководство BBC решило не продлевать контракт с Кларксоном, а вести без него шоу отказались другие ведущие, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй. «Ручной гонщик» Стиг свою позицию не озвучил.
В память о Top Gear мы сделали подборку гонок, которые однозначно понравились бы ведущим шоу. Здесь нет серьезных симуляторов и игр с реалистичной физикой. Зато есть рейсинги с потрясающими авариями, гонками на выживание, автомобилями с пулеметами на крышах — словом, многое из того, что уже мелькало в сюжетах Top Gear.
Финская студия BugBear в 2006 году выпустила гонку, которая фактически стала в один ряд с самой Burnout. Заезды на разваливающихся машинах по живописным трассам оказались невероятно увлекательными. Разработчики перевернули концепцию традиционных рейсингов с ног на голову: если в симуляторах нас штрафуют за неосторожную езду и столкновения, то в FlatOut это лишь поощряется порциями нитро в зависимости от силы удара. А при особо мощной аварии водитель мог вылететь через лобовое стекло.
Во второй части игры появилось разделение машин на классы и несколько дополнительных режимов. Особенно в памяти отложилось соревнование, в котором нужно катапультировать водителя на максимально дальнюю дистанцию. Увы, дальше серия пошла под откос: права на FlatOut оказались в руках другой студии, и третья часть (Chaos and Destruction) получилась кромешным адом.
Эксклюзивная для PlayStation серия выделяется превосходной картинкой и полнейшим безумием на трассе: взять хотя бы факт, что все классы техники соревнуются одновременно. Мотоциклы, бигфуты, гоночные грузовики, раллийные болиды — баланс настроен таким образом, что все находятся в равных условиях. Как разработчики сделали это? Во многом благодаря множеству путей на каждой локации. Например, самый короткий путь — через болото. Байки и легкие машины будут ехать медленнее, а грузовик окажется в выигрыше. При этом есть обходные тропинки вроде узкого горного хребта. Туда уже на грузовике лучше не соваться, а вот мотоцикл окажется в своей тарелке.
С каждой новой частью игра приобретала в масштабе. Сначала это был просто рейсинг по пересеченной местности, в Pacific Rift трассы делились на стихии, а в Apocalypse царил настоящий апокалипсис: рушащиеся небоскребы, ломающиеся тектонические плиты. Велика вероятность появления новой игры Motorstorm на PlayStation 4, но анонса пока что нет.
Игры серии ставят во главу угла аварии. Рассмотреть повреждения можно со всех сторон, а на мнущийся в замедленном времени металл, рассыпающиеся стекла, отрывающиеся элементы подвески можно глазеть бесконечно. Burnout показывает каждое столкновение с помпой, машины бьются просто великолепно. В одной из последних частей серии, Burnout Paradise, нам доставался целый город и прилегающие окрестности, такая свобода пошла только на пользу.
Несмотря на популярность и хорошие продажи, о дальнейшей судьбе серии ничего не известно. Последняя на данный момент часть вышла в 2011 году, но Burnout Crash! делалась как простая аркада для PSN, Xbox Live! и iOS. Будем надеяться, что однажды Burnout вернется.
Проект не получил широкую известность, но среди любителей подобных аркад славу все же снискал. В Crashday ради победы все средства хороши, даже пулеметы и ракетницы. Гонка получилась в меру зрелищной и увлекательной, но чертовски короткой. Одиночную кампанию можно было спокойно пройти буквально за два дня. Интерес продлевали соревновательные режимы наподобие тех, что были в FlatOut.
Разработчики добавили в игру редактор трасс, это помогло продлить жизнь проекту. К сожалению, Crashday не выросла в серию и не поднялась до масштабов, например, Burnout. Рейсинг уже давно забыт и ржавеет на свалке истории.
Перед нами еще одна игра, в которой есть редактор трасс. Более того, серия стала популярной благодаря возможности создавать собственные локации. В нашем распоряжении огромное количество элементов, из которых можно делать мертвые петли, затяжные трамплины и прочие участки, делающие прохождение азартным и веселым.
Болиды носятся на гигантских скоростях по трассам, пролетают сотню-другую метров через пропасть, кувыркаются и сталкивают соперников с дороги. Игровой процесс TrackMania именно так и проходит.
В Split/Second мы основную часть времени занимались тем, что устраивали соперникам козни. По сюжету, игрок участвует в телешоу, и чтобы зрителям было весело, создатели решили добавить перчинки в виде «несчастных случаев». Ими могли быть взрыв моста, падение башенного крана на дорогу, выкатившиеся со стройки рядом металлические трубы и прочее.
Особенность в том, что организовать ловушку может гонщик на любой позиции, кроме первой. Поэтому быть в лидерах совсем не выгодно, это добавляло азарта и хоть небольшую, но тактическую глубину. Компания-разработчик Black Rock Studio была закрыта в 2011 году, о будущем Split/Second ничего не известно.
Легендарная серия появилась двадцать лет назад, в 1995 году на PlayStation One. С тех пор вышло семь проектов серии, последний из которых (для PlayStation 3) оказался, мягко говоря, неудачным.
Завязка следующая: на фестиваль под названием Twisted Metal съезжаются весьма колоритные фигуры. Победитель получит приз — исполнение любого желания. У каждого гонщика была своя мечта, а харизматичные герои могли быть как полными психами, так и вполне обычными людьми, вроде копов и таксистов.
Желаем руководству BBC самим оказаться без ужина после тяжелого рабочего дня, а ведущим Top Gear — успехов на новых проектах. Они еще заявят о себе, не сомневайтесь.