Сегодня уже никого не удивить видеоиграми, которые изначально задумываются как полноценные сериалы. Assassin’s Creed, Call of Duty, Mass Effect, Dragon Age — эти названия уже давно у всех на слуху и пользуются, в целом, заслуженной популярностью. Однако так было далеко не всегда. Если порыться в закоулках игровых магазинов, то можно без труда отыскать множество качественных проектов, которые, вопреки достаточно высоким оценкам в прессе, так и не превратились в маститую франшизу с десятком сиквелов за плечами. Сегодня речь пойдет как раз о таких играх — бриллиантах, оставшихся один на один со временем.
The Saboteur
Игры от компании Pandemic Studios еще в момент их выхода крайне сложно было назвать чем-то по-настоящему выдающимся. Скорее, это продукт собственной эпохи: достаточно качественный, чтобы не отправиться в могильник распродаж спустя первую неделю после старта, но вместе с тем уступающий прямым конкурентам.
Стелс-боевик под названием The Saboteur можно по праву назвать лебединой песнью студии. В этом проекте сотрудники Pandemic выложились по-максимуму. Главное — это, конечно же, великолепный визуальный стиль. Едва ли найдется человек, который не оценит обаяние нуарного Парижа, захваченного нацистскими солдатами. Черно-белая гамма, герой-ирландец, сексуальная британская разведчица в помощниках. Штамп на штампе и штампом погоняет, но КАК эти штампы сделаны! Одним словом — наше почтение. И мы ведь про геймплей еще не говорили, а он здесь очень неплох. Сочетание стелса и боевика, погонь и перестрелок — все это «почти как в GTA», но тоньше и изящней стилистически.
К сожалению, The Saboteur так и не получила продолжения. Причина проста: Pandemic Studios попросту закрыли. Компания стала очередной жертвой EA. А ведь мог выйти очень хороший сериал. Но… не судьба. В любом случае игра про оккупированную Францию по праву вошла в историю как боевик, сумевший показать Вторую мировую с совершенной другой стороны.
Scrapland
С именем Американа МакГи связана одна весьма впечатляющая история. Первый его именной проект — те самые приключения Алисы — получился чертовски хорошим. А вот потом все, мягко говоря, не заладилось. Bad Day L.A., Grimm, спорная Madness Returns — один релиз неоднозначней другого. И где-то посреди этого творческого пути затесалась Scrapland — гениальная пародия на общество потребления.
По сюжету главный герой, робот по имени ДиТритус, становился журналистом на космической станции под названием Химера, сплошь населенной жестянками. Череда событий приводит персонажа к собственному расследованию. И вот тут события начинают нестись со скоростью спортивной машины.
В Scrapland у Американа и студии MercurySteam (позже они создадут две части Castlevania: Lords of the Shadow — прим.ред) получилось прекрасно передать атмосферу происходящего. Нуарные нотки, интересные ситуации, полеты на машинах — все это идеально ложилось в общую канву сюжета. Увы, несмотря на хорошие рейтинги от мировой прессы и геймеров, Scrapland не получила продолжения, так и оставшись авторским проектом. Хотя, может оно и к лучшему. Кто его знает, чем бы все закончилось, переберись игра на конвейерные рельсы.
L.A. Noire
Компания Rockstar Games по праву может гордиться своими творческими начинаниями. Еще в начале века американцы умудрились эпатировать общественность. Кровавая Manhunt, беспредельная Warriors, необычная Red Dead Revolver и просто умопомрачительная Bully. И ни слова о Grand Theft Auto — этот сериал по умолчанию считается живой легендой индустрии развлечений. Но сегодня все софиты будут направлены на L.A. Noire — пожалуй, один из лучших интерактивных детективов, вышедших когда-либо на консолях и PC.
Будучи интереснейшим переосмыслением классических «квестов», L.A. Noire умудрилась рассказать еще и по-настоящему интересную историю. Главный герой игры — полицейский Коул Фелпс — получает значок детектива можно сказать по воле случая. Начав с самых низов (с должности патрульного) он добирается до верхушки карьерной лестницы, расследуя убийства, поджоги и деятельность голливудских воротил. Все это под непосредственным контролем геймера. Фишка игры — режим допросов. Мало кто не слышал про здешнюю лицевую анимацию, которая хороша не только для времен выхода игры, но и даст фору многим современным проектам. Увы, разработка и применение новейших технологий вкупе с множеством видных актеров дали о себе знать: L.A. Noire не окупилась. Сиквела не последовало. Но проект по праву вошел в историю видеоигровой индустрии.
Ninja Blade
Так уж вышло, что сегодня с разработчиками FromSoftware ассоциируется одна жутко популярная серия хардкорных Action/RPG для настоящих ценителей жанра. Будучи безумно сложной, Dark Souls (и Demon’s Souls, и Bloodborne, и даже Sekiro) ставит перед человеком действительно интересные задачи. Выжить в мире, полном монстров, чернухи и упадка — это то еще развлечение для сильных духом. Плюс надпись «вы мертвы» и тотальная безнадега во всем, что касается «легкости понимания и бытия». Команда Миядзаки (не того, что красивые мультики делает для всей семьи) в буквальном смысле сотворила современный феномен, которому на роду было написано увять после самой первой игры.
Однако этого не произошло. Случилось другое. Да, современный геймер знает FromSoftware по Souls-циклу, но на счету этой команды есть просто замечательная… Ninja Blade. Созданная эксклюзивно для платформ Microsoft (Xbox 360 и Windows), она должна была стать настоящим подарком для ценителей ниндзя-боевиков 80-х годов. Ну, вы и сами все прекрасно помните. Затертые до дыр VHS-кассеты, гнусавые переводы, помехи на пленке от того, что ее переписывал буквально весь двор — от великовозрастного дяди-инженера до школьного хулигана.
Ninja Blade те эмоции пытается вернуть, и у нее это в известной степени получается. В отличие от какой-нибудь Ninja Gaiden от Team Ninja, этот проект не пытается довести до чертиков своей сложностью, но дает побывать в шкуре верткого ниндзя. Ходим и уничтожаем противников, смотрим крутые кат-сцены, участвуем в них (QTE) — рецепт известен. Вот только вместо Ninja Blade 2 студия сосредоточилась на совершенно новых проектах. Кажется, что сиквела нам не видать. А хочется.
Bully
Чуть выше мы уже рассказывали об одной из самых удивительных игр, выпущенных Rockstar Games в качестве издателя. Теперь речь пойдет о продукте, который был создан самой командой «рок-звезд» — истории, сумевшей поставить точку в вечной теме «школьного хулиганства». Bully — это повесть о взрослении хулигана по имени Джимми Хопкинс. Попав в закрытую академию для «трудных» подростков, Джимми понимает, что в ближайшие 12 месяцев ему придется в буквальном смысле выживать. Хулиганы притесняют ботаников, а тех — качки-футболисты. В свою очередь, гордые обладатели зеленых жилеток и очков с толстенными диоптриями искренне желают отомстить за унижения. А тут еще учитель по физкультуре просит Джимми пробраться в женское общежитие и своровать нижнее белье школьниц…
В общем, вы поняли. Bully — это социальная сатира, во все поля высмеивающая современную (на момент выхода проекта) школьную систему. Появившись впервые в 2006 году на PlayStation 2, эта игра вызывала бурю негодования со стороны защитников морали и нравственности, которые совсем позабыли, что гневаться надо не на саму сатиру, а на объект, который она высмеивает. Геймплейно же игра представляла собой этакую GTA в миниатюре. Только без убийств и с более компактным миром. Плюс возможность ходить на уроки и порой просто отмороженные задания. Позже Bully портировали на Xbox 360 и другие актуальные платформы, снабдив дополнительными квестами. А совсем недавно приключения хулигана пожаловали на смартфоны. Вот только сиквела не случилось. Почему — тайна, покрытая мраком и по сей день. Ждем. Надеемся. Верим.
Enslaved: Odyssey to the West
Судьбе компании Ninja Theory сложно позавидовать. Все дело в том, что до недавнего времени эти безусловно талантливые разработчики не смогли запустить ни одного продолжения своих игр. Созданная эксклюзивно для PlayStation Heavenly Sword так и осталась висеть «мертвым гусем» в библиотеке платформы. Про отличный перезапуск DmC: Devil May Cry сейчас даже Capcom предпочитает не вспоминать. Проклятье сумела снять игра, представляющая собой по сути технодемку лицевой анимации — Hellblade. Вторая часть станет эксклюзивом нового поколения Xbox.
С другой стороны, в портфеле Ninja Theory нет ни одного провального с точки зрения качества продукта. Enslaved: Odyssey to the West — отличный тому пример. Эта экшен-адвенчура просто обязана была превратиться в выдающейся сериал, но… прошла практически незамеченной на фоне блокбастеров тех лет. В Enslaved было все. Удивительный визуальный ряд, интересные персонажи, нескучный геймплей. Между ее героями происходила «химия» — в них банально хотелось верить. Ninja Theory рассказали очень личную, понятную большинству людей историю, но… просчиталась в главном. В век поп-корна оказалось очень сложно продвинуть классическую консольную видеоигру. На том и погорели.
Murdered: Soul Suspect
Интерактивные адвенчуры жанр не новый, однако на наш субъективный взгляд, очень интересный. В девяностые, например, только ленивый не сходил с ума по компьютерной версии «Бегущего по лезвию». К Murdered просто обязан был прийти успех… вот только жизнь распорядилась совершенно иначе.
Soul Suspect относится к тому редкому типу видеоигр, который либо цепляет сразу целиком и полностью, либо заставляет плеваться от происходящего. С историей бывшего бандита-детектива, который волею судеб вынужден и после смерти искать правду, иначе и быть не может. Либо пан, либо пропал. Последнее, к сожалению, и приключилось со студией, создавшей Murdered.
Подкачала даже не реализация — просто современному геймеру стали неинтересны игры, чей темп нельзя назвать быстрым. Возможно, именно по этой причине в той же L.A. Noire появились перестрелки и другие экшен-элементы. В Soul Suspect разработчики также попробовали включить свои фишки. Вот только бег от демонов оказался настолько скучен, что его в минусы занесли все критики и добрая половина геймеров. В любом случае, Murdered — это один из тех примеров, когда сиквел хочется увидеть. Пусть с другим героем. Это неважно. Уж больно концепция хороша.
Конечно же, мы перебрали не все подобные проекты: если этим заняться всерьез, потребуется целый цикл материалов. Предлагаем вам заняться этим самостоятельно: напишите в комментариях, продолжение какой игры вы ждали уже черт пойми сколько времени — и не дождались по сей день.