Сегодня игры стоят примерно столько же, сколько и больше двадцати лет назад — в 1995 году. Например, в выпуске журнала PC Gamer US за октябрь того же года цифровой дистрибьютор Chips & Bits Inc рекламировал свою продукцию по ценам от 25 до 50 долларов. Если верить расчетам Bureau of Labor Statistics (правительственный орган США — прим. ред), из-за инфляции этот диапазон сейчас составляет 40-80 долларов, если не учитывать затраты на отгрузку игр в магазины. И правда ведь — разницы никакой. Только вот игры сейчас выходят не в пример качественнее, существует огромный сегмент недорогих продуктов-«лоукостеров», а также с завидной периодичностью проходят игровые распродажи с огромными скидками.
Но если вы думаете, что ААА-игры сейчас стоят дороже, чем раньше, то будете отчасти правы. Если в 2008 году ценник за полноценную игру мог составлять 50 долларов, то сейчас это число увеличилось до $60 с опережением инфляции. Это можно увидеть на примере серии GTA: четвертая часть стоила 50 долларов, а стоимость пятой выросла до 60. Впрочем, этот ценовой скачок сам по себе не расскажет ничего об истории роста цен на игры за последние десять лет: за это время образовался большой разрыв между максимальной и минимальной стоимостью, которую пользователь готов заплатить за одну и ту же игру. И сейчас привычный ценник в $50-$60 смещается в сторону более сложных моделей, которые перекладывают большую часть цены на игроков, готовых поддержать игру с начала кампании.
Если брать за «норму» стандартный ценник начала нулевых в размере 50 долларов, то с учетом инфляции эта стоимость сейчас должна составлять $70. Однако она остановилась на отметке в $60. Этот «потолок» издатели научились обходить, выпуская тонны дополнительного цифрового контента, который зачастую не соответствует никаким стандартам. Сезонный пропуск ценой в 40 долларов для одной игры может содержать столько же контента, сколько обычное дополнение за $20 для другой, а в броском Ultimate Edition вы можете обнаружить «скин» для пушки, который в других играх стоит не больше двух долларов. И чтобы не сбавлять обороты, все это барахло получает хорошие скидки на распродажах.
К примеру, если вы решите купить все одиннадцать игр, которым мы [PC GAMER] вручили звание «игры года», без каких-либо скидок, вам придется расстаться с $520. Если же купить не стандартные издания, а всяческие Digital Deluxe с сезонными пропусками и саундтреками, то сумма возрастет до $745. За эти лишние 225 долларов вы получите карты для мультиплеера, новые машины и «скины» для оружия, саундтреки и прочие дополнения — мы не стали брать для примера те варианты изданий, которые включают в себя еще и «физические» плюшки вроде фигурок: на эти деньги вы сможете приобрести еще три игры ценой в $60 за каждую, потом купить себе еще одну копию Overwatch и сэндвич на сдачу (если, конечно, живете не в Сан-Франциско).
В случае игнорирования всех этих бесконечных расширений и DLC да еще и покупки игр с максимальной скидкой на распродажах, общая сумма составит $288. Получается, что разница между минимальной и максимальной ценой за эти одиннадцать игр составляет 457 долларов.
Обычно требуется не менее семи месяцев для того, чтобы популярный ААА-проект получил скидку 50% и более в Steam. Получается, что менее чем через год после релиза игра за 60 долларов становится игрой за 30 долларов. Фактически компенсация половины стоимости ложится на плечи геймеров, которые поддержали игру сразу после релиза.
Понять это ценовое смещение можно на примере в разнице цен между второй и третьей частями Diablo.
- Июнь, 2000 год: Diablo 2 поступает в продажу по цене в 50 долларов.
- Июнь, 2001 год: Ценник Diablo 2 уменьшается до 40 долларов, поступает в продажу дополнение The Lord of Destruction ценой в 35 долларов. Тот, кто купил игру на релизе, а потом приобрел дополнение, потратил 85 долларов. Тот, кто подождал — 75 долларов. Blizzard получила по $10 с каждого фаната, не готового мириться с ожиданием.
- Май, 2012 год: Diablo 3 поступает в продажу по цене в 60 долларов.
- Март, 2014 год: Ценник Diablo 3 уменьшается до 20 долларов, поступает в продажу дополнение Reaper of Souls ценой в 40 долларов. Тот, кто купил игру на релизе, а потом приобрел дополнение, потратил 100 долларов. Тот, кто подождал — 60 долларов. Blizzard получила по 40 долларов с каждого, кто купил игру на релизе.
Таким образом, учитывая инфляцию, в 2001 году Diablo 2 стоила больше, чем Diablo 3 в 2014 — но все зависит от того, как на это посмотреть. Этот пример отлично показывает, какая ставка сделана на тех, кто хочет играть уже в день запуска проекта. Покупать игры на релизе всегда было дороже, но сегодня — куда более ощутимо дороже. И намного дешевле, если подождать.
За прошедшие годы хитрые издатели научились пользоваться распродажами и для поддержания популярности мультиплеерных игр. Rainbow Six: Siege сейчас стоит 50 долларов — всего на десятку дешевле, чем год назад при запуске. Но Ubisoft дважды провели интересный эксперимент: начали продавать Starter Edition за 15 долларов — за эту сумму покупатель получал доступ в игру, но был ограничен в выборе персонажей четырьмя из двадцати восьми возможных. После старта продаж Starter Edition в июне общее количество игроков в Rainbow Six: Siege увеличилось на 27%. При повторном эксперименте в октябре — на 45%. Помимо этого Siege, как и многие другие проекты, приносит немалый дополнительный доход за счет продаж косметических предметов, внутриигровой валюты и сезонных пропусков. В ноябре Ubisoft анонсировала второй такой пропуск.
Для еще одного примера того, как «обирают» самых преданных фанатов, проведем параллели между Call of Duty 4: Modern Warfare и Call of Duty: Infinite Warfare.
- Call of Duty 4: Modern Warfare (2008): $50
- Collector’s Edition: $60, включает в себя цифровую копию официальных советов по игре от BradyGames. Надеемся, его никто не купил.
- Variety Map Pack DLC: Выпустили бесплатно для PC благодаря спонсорству NVIDIA.
- Call of Duty: Infinite Warfare (2016): $60
- Digital Legacy Edition: $80, включает в себя Call of Duty 4: Modern Warfare Remastered.
- Digital Deluxe Edition: $100, включает в себя Call of Duty 4: Modern Warfare Remastered и сезонный пропуск.
- Сезонный пропуск: $50. По каким-то причинам цена Call of Duty: Infinite Warfare и сезонного пропуска взлетает до $110, когда Digital Deluxe Edition стоит $100 и еще включает в себя Call of Duty 4: Modern Warfare Remastered. Это ни что иное, как предусмотренная возможность случайно заплатить больше за меньшее.
Описание абонемента в Steam гласит: «Сезонный пропуск Call of Duty: Infinite Warfare открывает доступ к четырем эпическим наборам карт, которые выйдут в 2017 году. Вы получите новые карты для сетевой игры и материалы режима "Зомби" за одну выгодную цену», но содержит следующее предостережение: «На основании рекомендуемых розничных цен; фактическая экономия может отличаться».
А вот, что произошло с предыдущей игрой из этой серии: в октябре 2016 года, меньше чем через год после релиза, стодолларовый ценник Black Ops 3 Digital Deluxe Edition был скинут до $75 — прямо перед релизом финального набора карт из сезонного пропуска. Получается, что сезонный пропуск стоил на 25% дешевле для тех, кто подождал около года до выпуска всех карт из набора. Еще через два месяца, в декабре 2016, в ходе распродаж в Steam он получил еще одну скидку в 10% — общая цена составила $65. Получается, что больше трети стоимости Digital Deluxe Edition складывалось из привилегии поиграть во входящие в его состав DLC одним из первых.
Интересный факт: в 2016 году Infinite Warfare очутилась в списке самых прибыльных игр в Steam в одной категории с YouTuber’s Life: Cooking Channel, которая стоит 15 долларов. Порой сложно понять рынок видеоигр.
А вот для такого проекта, как Torchlight, который запустился по весьма доступной цене в 20 долларов, огромные скидки — отличный инструмент, чтобы спровоцировать «импульсивную» покупку: при максимальной скидке цена опустилась аж до трех долларов. То есть игру можно приобрести, всего-то продав на площадке Steam пару карточек. Это гарантирует взрывной поток продаж, и, если верить информации от разработчиков в интервью порталу Gamasutra в 2012 году, их игры продолжают вполне успешно продаваться по обычным ценам и после окончания скидок. Выходит, что огромные скидки не обесценивают игры.
Но крупные издатели используют эти благие вести, чтобы влепить своему продукту на релизе как можно более гигантский ценник. Вместо того, чтобы установить скидку на предзаказ в 10 или 15 процентов, что часто делают издатели игр размахом поменьше, они предпочитают поставлять «специальные» издания, включающие в себя какие-нибудь бустеры опыта или камуфляжную раскраску. Ни один из проектов дороже 60 долларов, который на данный момент можно предзаказать в Steam, не имеет скидки, но у всех них есть «специальные» издания по цене в $90 и выше.
В последнее время у издателей появилась еще и тенденция предоставлять ранний доступ к игре за дополнительные деньги. Совсем недавно EA продавала за 80 долларов издание Battlefield 1 Enlister Deluxe Edition, которое гарантировало своему владельцу доступ к игре на три дня раньше остальных. Battlefield 1 Ultimate Edition за 130 долларов, в свою очередь, предлагает на две недели раньше получить возможность поиграть в дополнения. Origin Access с подпиской за 5 долларов в месяц предлагает ранний доступ к новым играм компании — очередная манипуляция EA с желанием пользователя заплатить больше за возможность поиграть раньше всех. Mass Effect: Andromeda, к примеру, входит в эту программу.
А еще мы видели награды за предзаказ, которые увеличиваются в зависимости от общего количества сделанных предзаказов — издатели говорят на языке краудфандинга без непосредственно самого краудфандинга. Square Enix пыталась провернуть такой трюк с Deus Ex: Mankind Divided. И обещала не только улучшающиеся награды за количество предзаказов, но и выпустить игру на четыре дня раньше, если будет достигнута максимальная цель. Впрочем, эту схему впоследствии отменили.
Крупные издатели маскируют поднятие цен выше базовой в $60 бонусами в стиле краудфандинговых кампаний. На самом деле, между релизом за три дня до намеченной даты и поднятием цены до 100 долларов с привилегией раннего доступа за три месяца до релиза разница не столь большая.
Краудфандинг показал, что у запуска проекта с намеченными целями есть свои преимущества — они особенно заметны в отношении мультиплеерных игр. Малое число пользователей в раннем доступе дает разработчику запас времени для исправления багов и улучшения работоспособности серверов. Когда игра наконец выйдет, и повсюду будут опубликованы всеобъемлющие рецензии, в ней останется меньше неприятных сюрпризов. Но такие схемы геймерам чужды. Они работают с краудфандинговыми кампаниями, потому что большинство «бэйкеров» просто жертвует минимальную сумму. Но представьте, что в Mass Effect: Andromeda в первый месяц релиза смогут поиграть лишь те, кто потратил на игру $120 и больше, а все прочие «мелкобюджетные» фанаты или будут вынуждены тратить больше денег, чем планировали, или останутся не у дел. Такая модель довольно строго разделяет фанатов на «первоклассных» и «второсортных». Тут уже не отвертишься, что, мол, мы просто такие терпеливые и ждем заветных скидок.
Это — самое худшее развитие событий. Лучшее же заключается в переоценке базовой цены в 60 долларов. Из-за этого Stardew Valley, например, стала одной из самых продаваемых игр года при своей цене в $15. А Titanfall 2 запустилась по цене в 60 долларов и неожиданно быстро получила скидку до $33 — видимо, продажи были не больно впечатляющими. А что если бы цена на запуске была $40? Продалась бы она лучше по такой замечательной цене?
Увы, мы не научились путешествовать между мирами, поэтому ответа на этот вопрос дать нельзя. Но подобное уже продемонстрировала Overwatch, запустившись по цене в 40 долларов и сместившая часть цены продукта в сторону лутбоксов. Делая ставку на игроков, которым правда очень-очень нужны все 130 победных поз, Overwatch вообще могла бы подобно Team Fortress 2 стать бесплатной. Blizzard уже экспериментируют с «бесплатными выходными» и делают это с игрой, которая продалась в двадцать миллионов копий — проводятся эти опыты явно не за тем, чтобы увеличить продажи.
Как по мне, привилегия поиграть на релизе за цену в $60 зачастую себя не оправдывает — слишком много выходит забагованных продуктов и слишком медленно в них исправляют ошибки. Такой опыт явно не стоит дополнительных затрат. Но геймеры — люди очень увлеченные. Многие из нас покупают игры в день релиза, просто потому что играть в то, о чем все вокруг только и говорят — значит быть частью процесса и всеобщего веселья. А ждать скидок — даже учитывая, что Steam и из скидок пытается сделать игру — не очень-то и весело.
Быть может, скидки в 50% действительно не обесценивают игры, и вполне достаточное количество людей готовы платить 60 или 80 долларов за право поиграть одними из первых. Но повторю снова и снова — лучше все-таки подождать скидок. И никогда не совершать предзаказы! Поверьте, это отлично работающий совет. Правда следовать ему — дело не из веселых.
А тем временем хорошие проекты вроде Titanfall 2, которая лучше своей предшественницы хотя бы потому, что обещает пользователям бесплатные карты, а не заставляет покупать сезонные пропуска, испытывает проблемы на запуске, ибо не желает пересмотреть пресловутый стандарт цены в $60. Должна же в конце концов быть золотая середина между срезанием цен издателями из-за плохих продаж и нами, кто вопит на каждом углу о том, что нужно ждать скидок?
С каждым годом популярность Call of Duty на PC падает. Activision Blizzard могли бы почерпнуть опыта из успеха Overwatch и запустить следующую игру по цене в $50 или меньше. Я думаю, тогда она будет продаваться куда лучше. Может быть я не прав, но по крайней мере уверен, что Бобби Котик и его миллиарды долларов смогут пережить такой удар.
Оригинальную версию этой статьи вы можете найти на сайте PCGAMER: ссылка.
Надеемся, что вам понравилось читать этот текст, ведь мы проделали над его переводом немало работы. Обязательно напишите в комментариях, хотите ли видеть больше таких материалов на GameGuru? А уж за нами не заржавеет!