История
не сохранила сведений, как же звали ту муху, так укусившую Криса Тейлора, что
он начал создавать не стратегии, а ролевые игры. Его серию Dungeon Siege,
конечно, никто не осмелится назвать породистой RPG. «Очередной Diablo-клон», -
говорили одни, «упрощённый hack-and-slash», - считали другие. Чтобы подсобить запутавшимся
в терминологии игрокам, маэстро Тэйлор выпустил Space Siege. Наверное, это был
удачный ход, ведь Mass
Effect
напомнила, что субжанр научно-фантастических ролевиков ещё не вымер, и у Криса
появилась возможность сделать не только игрушку по модной тематике, но и избавить
серию Siege от ярлыка Diablo-клона. Как обычно Gas Powered Games сделала это
просто, но изящно.
Этот «Армстронг»
слишком тесен для нас...
Разработчики взяли, да перенесли почти
все, что было в Dungeon на базу
космического корабля «Армстронг». Да-да, все эти эльфы, орки и прочие создания
а-ля Толкиен остались за бортом, бороздить космические просторы. Туда же
отправилась магия и вся фэнтезийная вселенная. Третья серия Siege посылает игрока в космос, в
будущее - мрачное и безнадёжное.
Судите сами: ресурсы Земли исчерпаны, на человечество напала
раса быстроногих недожуков Карак. Люди вроде бы успевают выбрать новое место
для обитания, даже строят и выводят на орбиту огромные эвакуационные корабли,
но на них нападают Караки и ещё у орбиты Земли разрушают все, кроме одного. Но
и на него хитиновые хулиганы нашли управу: послали десантный звездолет, чтобы
вырезать род людской подчистую.
«Наши» быстренько создали Сопротивление, которое простояло
совсем недолго: люди попрятались на поломанной посудине, как тараканы. Сет
Уокер остался один в поле воин - за него-то нам и предстоит играть. Вся эта
завязка страшно напомнила нам «Меркурий-8»
- третьесортную поделку пятилетней давности с польскими корнями. Но серия Siege всегда славилась своей
оригинальной интерпретацией отлаженного процесса Diablo. И это своеобразие проникло на борт «Армстронга» вместе с
десантом.
К примеру, в SS
отсутствуют классы. Выбрать призвание для своего протеже нам не дадут. Сет
специалист по роботам в прошлом, а ныне солдат с кибернетическими способностями
(кои заменили магию). В зависимости от стиля прохождения, после выполнения
заданий даются боевые или кибернетические очки, которые можно истратить на
прокачку скилов. Иначе говоря, наглядно показав паразитам, из чего сделаны
патроны у плазменной пушки мы ну никак не улучшим бросок электроимпульса, зато
сможем усовершенствовать боевые характеристики Сета. Раскидывание скилов по
шести веткам (по три на боевые и технические навыки) вряд ли займёт у игрока
много времени.
Похождения крутого Уокера по стилю напоминают Alien Shooter. Куча оружия,
перестрелок, мясного экшена, одним словом - все на месте. Нет лишь опыта, столь
вожделенных левел апов и возможности снять с трупа врага какую-нибудь
безделушку. Вместо этого из поверженных детин как горох сыпятся «запчасти», необходимые
для прокачки оружия нашего Альтер эго и его непостоянного спутника - робота. Потратить
накопленные «запчасти» на улучшения
можно только в зелёных зонах сохранения и возрождения.
В бой идут одни роботолюди.
В новой игре на первое место вышел бескомпромиссный экшен,
ребята из GPG сильно обрезали и так хромоногий ролевой элемент Dungeon Siege. Поэтому на прохождение SS
у кого-то вряд ли уйдёт больше десяти часов. Но и за это
время прогулки по вымершему крейсеру сильно надоедают из-за жуткого однообразия
процесса и декораций.
Чтобы хоть как-то скрасить монотонность, сценаристы
подсунули особую деталь - моральный аспект: остаться человеком или стать
роботом? Дело в том, что по ходу странствия мы находим кибернетические части
тела, которые при желании можно имплантировать в туловище Сета. Проблема в том,
что при этом солдат теряет человеческий облик (хотя и улучшаются боевые
характеристики).
На практике такое мрачное, но малоатмосферное приключение
как SS вряд ли сможет заставить игрока вжиться в роль головореза Сета и вынудить
ему сочувствовать. По большому счёту на финал никак не влияет, станем мы роботом
или останемся человеком, так что интрига с моральным аспектом не более чем ещё
одна строчка в списке ненужных особенностей.
Пока вы тут воевали.
Выделить как весомое достоинство техническую сторону игры -
тоже нельзя. Diablo
III и Sacred 2 обещают быть и
интереснее, и красивее. SS же, не демонстрируя никаких технологических
превосходств над конкурентами, умудряется ещё и дерзко тормозить при
максимальных настройках. К списку технических промахов можно отнести и активную
камеру, за которую особенно хочется оторвать руки всем её творцам. Уж лучше бы
они не экспериментировали, а сделали фиксированный вид за спиной.
Зато радует качественная физическая модель и симпатичные
взрывы бочек с горючим, благо таких предметов на уровнях предостаточно. Не
корабль, а одна сплошная бомба, честное слово. От взрывов очень эффектно
разбрасываются во все стороны противники, ящики и вообще всё движимое имущество.
Расстраивают лишь локации, созданные, судя по всему, по принципу «copy-past». Поэтому так впечатляющие поначалу фейерверки
через пару часов успевают наскучить.
***
Space Siege,
как и её предшественники, однозначно найдет своих поклонников: во-первых,
космическая тема действительно не так хорошо разведана, как фэнтези; во-вторых,
перед нами, очевидно, не самый худший «дьяблоид». К тому же, команда Тэйлора
сделала всё, чтобы SS казалась
оригинальной. Не вышло: перед нами целиком вторичный продукт, не лишенный,
впрочем, обаяния и качественного исполнения.