Как учат
нас «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени», человеку, решившему
повторить подвиги Марти Макфлая, нужно помнить о трех правилах:
1. Никого
не убивать (даже бабочек).
2. Ни с кем
не спать (а то окажется, что это мама или бабушка).
3. Не
трогать себя прошлого/будущего.
Составляя
этот список, Ренко - капитан армии США, а по совместительству, еще и главный
герой Singularity, добавил бы четвертый пункт: никогда никого не спасать.
На дворе
2010 год (ненадолго), бравые американцы отправляются исследовать темное и очень
подозрительное наследие СССР - Каторгу-12, зону техногенной катастрофы. Не удивительно,
что в этом исследовательском центре, расположенном на дальневосточном острове,
занимались не изобретением пылесосов и других полезных в хозяйстве бытовых
приборов, которых так не хватало советским людям, а (сюрприз-сюрприз!)
придумывали ответ американской атомной бомбе. О том, какой Терминатор смотался
в 1949 год и убрал Ю.Б. Харитона (чтобы GameGuru не обвиняли в недостаточном
просвещении масс, поясним: именно ему принадлежит весьма сомнительная честь
создания атомной бомбы для СССР), Raven Software отчего-то решили умолчать.
Каторгу-12
построили неспроста, только на этом острове водится чудесный элемент Е99 -
очень универсальная штука: и взрывать может, и оружие из нее получается
отличное, да и со временем чудеса творит. Прям не химический элемент, а
нанотехнология какая-то. Однако в результате некоторой катастрофы с
исследовательской базы пропали все люди. Любопытные американцы попадают в
выброс радиации, искажающий время, и доблестного Ренко отбрасывает назад во
времени. В 1955 году он умудряется спасти товарища Демичева от смерти. Всплеск
прошел, и Ренко обнаружил, что мир изменился. Вместо памятников Ленину и
Сталину стоят монументы Демичеву, а по научграду ползают не самые красивые
твари.
Работая над
Singularity, разработчики из Raven Software смогли усидеть на двух стульях. В
настоящем Singularity - нисколько не скрывающийся клон Bioshock - пугающие
шорохи, скрипы и множество лезущих откуда ни возьмись чудовищ. В прошлом, игра
беззастенчиво косит под таких адептов рельсового шутинга, как Wolfenstein или
Half-Life. Так и проходит вся игра: то мы вздрагиваем от каждого шороха, то
топим кровавую баню.
Кстати,
веников для баньки советские ученые заготовили немало. Благодаря Е99 им удалось
создать удивительные образцы оружия: револьвер, шотган, автомат, снайперку,
миниган, гранотомет - все оружие выглядит футуристично, неужели происки
«парадокса дедушки»? Тем не менее, есть и немного экзотики, например, Охотник -
винтовка, которая искажает само время, позволяя после выстрела управлять
патроном пока тот не упрется в чью-нибудь голову.
Но,
конечно, вершиной научной мысли стал МВП (мобильный временной преобразователь)
- небольшое устройство на запястье главного героя, которое позволяет
контролировать время: создавать небольшие поля замедляющие все вокруг,
состаривать/омолаживать объекты (далеко не все). Например, можно «омолодить» разрушенный ящик с
оружием, и он станет абсолютно нормальным - открыв его, найдете патроны.
Естественно, фичу состаривания можно применять и на противников, распыляя в
прах советских солдат или притормаживая мутантов. Но не только время подвластно
советским ученым, они покорили и гравитацию. При помощи МВП Ренко ловит и
кидает бочки с горючим, двигает ящики и прочее, и прочее. Собственно на
использовании МВП построены головоломки в игре, правда головоломками их можно
назвать исключительно с натяжкой: все пазлы строятся вокруг таскания и
состаривания/омоложения ящиков.
Конечно же,
как и в любом современном шутере, в Singulariity мы можем улучшать оружие -
ничего сверхъестественного, но определенная польза от этого есть. А скопленное
Е99 предстоит тратить на увеличение здоровья/энергии и прочие полезности, так
что стоит обыскивать все закоулки.
У человека,
хорошо знакомого с индустрией шутеров, прохождение Singularity вызовет не одно
déjà vu. Пробежка по железнодорожному мосту (привет, Half-Life 2), борьба с огромной
неведомой зверюшкой (привет, Dead Space), прогулки по кораблю (привет, Deus Ex).
Такое количество штампов просто не может проскочить незамеченным!

С сюжетом
примерно та же беда: не покидает ощущение того, что нас ведут за ручку по
накатанным рельсам, а если игрок все-таки заплутает в трех коридорах, всегда
есть путеводная ниточка, которая укажет, куда идти. Да и сама линия
повествования тут и там дает трещины, но это вполне распространенная беда всех
историй о путешествиях во времени - слишком много парадоксов. Даже сами
сценаристы похоже, в какой-то момент запутавшись в происходящем, так и не
решили, как разобраться со всеми сложностями. Тем не менее, признаем, что расплетать
клубок загадок очень даже интересно. Для тех, кто хочет разобраться во всех
перипетиях сюжета, обязательно чтение записок и прослушивание магнитофонных
записей.
Удивительно,
но сильной стороной «Сингулярности» стала стилизация под «совок». Выглядит
Каторга-12 достаточно убедительно - повсюду развешаны плакатики, на проекторах
крутят агитфильмы, правда, художники явно были американцами, поэтому ничего не
знали о нашей традиции мультипликации, так что герои у них получились абсолютно
«диснеевскими».
Кроме одиночной
компании есть и
мультиплейер, но он в игре для галочки. Идея позаимствована у Left4Dead: 4
класса вояк против 4 классов мутантов. На выбор есть различное вооружение и
перки. А вот режимов и карт - как кот наплакал. Естественно, никакое изменение
времени в мультиплейере не работает. Сомнительно, что Singularity удастся
подвинуть серьезных игроков на рынке онлайн-шутеров.
В целом,
после весьма спорного Wolfenstein (2009), разработчикам из Raven Software
удалось сделать качественный боевик. Казалось бы - одни штампы, но динамичный
геймплей поддерживает интерес до самого конца. Только зря «вороны» замахнулись
на такую сложную тему - серьезные произведения про путешествия во времени можно
по пальцам одной руки пересчитать - уж больно щекотливая тема.
Как и кассовые Голивудские боевики, Singularity - отличный способ расслабить
мозги: пробежал один раз и убрал на полку.