Так
как наше повествование про серии, которые
изменили мир, снискало массу положительных
отзывов у читателей, GameGuru продолжает
рассказывать о самых ярких из них.
Сегодня речь пойдет о серии, которая не
просто изменила мир, а сделала это, как
минимум, трижды. Итак: «папа»
современных шутеров - Half-Life.
Когда
вышла эта игра, многие вообще не сразу
поняли, что произошло. В эпоху, когда
балом правили Quake 2 и Unreal, появление
«халфы» раз и навсегда изменило жанр.
Первым, что бросалось в глаза, была
интерактивность. Все предметы на карте
можно было разломать (и, вероятно, найти
там что-либо полезное), вовсю работали
скрипты, а уровни мягко перетекали один
в другой, не разрывая общую нить
повествования. Для прохождения требовалось
не только судорожно палить во все
стороны, но и думать. Приходилось решать
головоломки, искать потайные проходы
через вентиляцию, выбирать оптимальное
оружие для сражений с боссами.
Не
подкачала и атмосфера. Черная Меса
представляла из себя и высокотехнологичные
лаборатории, и сырые подвалы, и горные
каньоны на открытом воздухе. Монстры
из таинственного мира «Зен» делали то,
что и положено делать монстрам: всеми
силами пытались сожрать как главного
героя, так и попавших под горячее щупальце
ученых и спецназовцев. Хэдкрабы и подавно
стали легендой, едва лишь появившись.
Внезапно выскакивая из темного угла,
они порой заставляли буквально
отшатываться от монитора. Да и вообще,
игра регулярно пугала игрока разнообразными
способами, заставляя напрягаться, перед
тем как завернуть в очередной коридор
и вслушиваться в стрекотание и хруст,
доносящиеся из соседней комнаты.
Что
же до самого протагониста... Гордон
Фримен стал эталоном главного героя.
Очки в толстой оправе, небольшая бородка,
умный взгляд, а в руке зажата монтировка,
- таким он отпечатался в сознании
миллионов игроков. А еще ученый оказался
чертовски молчалив - за всю серию он
не проронил ни слова, что позволяло
максимально ассоциировать с Гордоном
именно себя - превосходный ход.
Все
это подарило нам лучшую игру 1998 года и
изменило жанр шутеров навсегда. В первый
раз.
Спустя
год Valve решили еще разок погрузить нас
в свою вселенную, дополнив последнюю
кое-какими деталями. Если в Half-Life
мы спасали мир от пришельцев, то здесь
нас, в шкуре десантника Шепарда, отправили
уничтожить последствия катастрофы на
Черной Месе и... главного героя оригинала
Гордона Фримена. Загадки были столь же
интересны, враги еще разнообразнее, а
выбор оружия богаче. Хотя общая
продолжительность и не дотягивала до
оригинальной игры, аддон вышел добротным
и запоминающимся. Хотелось еще.
Добавку
мы получили лишь спустя 2 года. В новом
дополнении взглянуть на ту же катастрофу
нам предложили уже в роли третьего
действующего лица - охранника Барни.
Хотя все здесь было выполнено в духе
оригинала, игры было действительно
мало. Основным бонусом к трем-четырем
часам прохождения приключений Барни
стал набор патчей, предыдущий аддон и
набор новых улучшенных текстур и моделек,
который был призван дать возможность
перепройти оригинал и взглянуть на него
заново. Все фанаты, конечно, это сделали,
но было видно, что ожидания их не
оправдались.
Неплохой
и вполне играбельный мультиплеер
присутствовал в Half-Life
с самого начала, но настоящей революцией
стал один из любительских модов к нему
еще в далеком 1999 году. Valve,
со свойственной им способностью примечать
таланты, быстро приобрели на него права
и взяли в команду нужных людей. Так в
2000 году свет увидела игра, не имеющая
практически ничего общего со вселенной.
Но поскольку вышла она под названием
Half-Life, мы все-таки решили про нее упомянуть.
«Контра»
на долгие годы стала основным сетевым
экшеном и основной киберспортивной
дисциплиной, которой, несмотря на
ворчание многих любителей прогресса,
остается и по сей день. Закупка оружия,
режим «Бомба», с возрождением лишь в
начале раунда, прострелы - все эти идеи
были собраны воедино именно в Counter-Strike,
что и обеспечило ей такую бешеную
популярность. С выходом игры индустрия
бесповоротно изменилась во второй раз.
Ждать
пришлось долго - целых пять лет. Но
Valve никуда и не торопились - они делали
одну из лучших игр в истории. Ставшая
уже легендарной к тому времени студия,
сумела устроить революцию в третий раз.
Лаборатории
Черной Месы сменились собирательным
образом Восточной Европы, подвергнувшейся
нападению как монстров из мира «Зен»,
так и разумных поработителей - Комбайнов.
Гордону Фримену снова предстояло спасти
мир, и делал он это еще эффектнее, чем
раньше. В игре была превосходная графика
и, что еще важнее, физика. И использовалась
она не просто для того, чтобы тела оседали
на землю поправдоподобнее, а активно
участвовала в геймплее. Гравипушка,
дарованная Гордону, позволяла хватать
практически любой предмет и запускать
его во врагов, к примеру, бросая
взрывоопасные бочки в гущу противников
или отрезая половину туловища зомби
дисками от циркулярной пилы. Загадки
теперь тоже основывались на физике,
благодаря чему стали на порядок
интереснее.
Но
помимо шикарной атмосферы, великолепных
графики и физики, а также связного сюжета
в игре была еще одна особенность -
разнообразие. В рамки одного проекта
уместилось сразу несколько совершенно
разных типов геймплея. Тут были и гонки,
и борьба со страйдерами с помощью
ракетницы, и тактические перестрелки
с использованием муравьиных львов, и
футуристическое сражение с комбайнами
в Цитадели и, наконец, первоклассный
хоррор в тихом городке Рейвенхольме с
участием десятков зомби.
Стоит
отметить, что вместе со своей игрой Гейб
Ньюэелл начал внедрение сервиса Steam,
который положил начало совершенно
новому способу цифровой дистрибуции
игр. Поначалу необходимость постоянного
коннекта к Интернету и обязательной
скачки казалась для нашей страны чем-то
диким, но с появлением широкополосного
доступа к сети даже в провинции,
большинство недовольных признали
удобство сервиса. Движок Source также
оказался настолько удобным, гибким и
оптимизированным, что многие успешно
используют его сегодня. На нем же вышел
и ремейк мегапопулярного шутера
Counter-Strike.
Очередная
«светлая» идея посетила Valve именно во
время разработки аддона Aftermath.
Они решили разбить дополнение на три
части и объяснили это тем, что хотят
выдавать новые эпизоды чаще и, по
совместительству, прикручивать к ним
новые технологии. На деле все, конечно
же, упиралось в желание сделать на бренде
побольше денег.
Так
или иначе, нас ждала новая порция
приключений Гордона в Цитадели,
находящейся на грани взрыва, и городских,
порой очень темных переулках и подвалах.
Отличало аддон от оригинала в первую
очередь наличие под боком Алекс Венс -
харизматичной дочки чернокожего ученого.
Алекс смело можно вручить титул лучшей
актрисы второго плана, до того гармонично
она вписывалась в игровой процесс и
помогала главному герою, отвешивая
забавные шуточки в зависимости от
ситуации. Выглядело это очень трогательно
и заставляло прямо-таки привязаться к
бойкой девушке. Кроме того, в дополнении
был немного улучшен графический движок
и добавлен новый монстр - зомбайн. На
том, по сути, и все...
Half-Life
2: Episode 2 (Orange Box)
И
снова эксперимент. На этот раз вместо
одной игры мы получили целых три. Не
сказать, чтобы это плохо, так как все
три были великолепны. В Team Fortress 2
разработчики развили свою же идею о
четкой организации совершенно не похожих
друг на друга классов внутри отряда. В
Portal нас раз и навсегда научили «мыслить
портально», однако несмотря на то, что
действие происходило в той же вселенной,
здесь начиналась уже совсем другая
история. Основной игрой «оранжевой
коробки» был, конечно же, второй эпизод.
События в нем разворачивались еще
динамичнее, скриптов было еще больше,
а взрывы (как деревянных домиков, так
и Цитадели) просто поражали. Сюжетная
линия стремительно двигалась к развязке.
Все ждали третью часть.
Half-Life
2: Episode 3
/ Half-Life 3
И
ждут ее по сей день. Valve
разочаровались в эпизодической системе
реализации своих продуктов и отложили
продолжение на неопределенный срок. С
тех пор было много догадок о судьбе
проекта. Некоторые утверждают, что
третий эпизод просто делают на другом
движке, кто-то уверен, что ждать его не
стоит и обещанные события про корабль
«Борей», затерянный где-то в северных
морях, мы увидим уже в полноценной
третьей части. Сам Гейб воздерживается
от комментариев и на вопрос о третьем
эпизоде сказал лишь: «Раз вы знаете
достаточно, чтобы задать этот вопрос,
то вы знаете и ответ на него». Очевидно,
что последнее время студия занималась
шикарным Portal 2.
В
любом случае, Гордон, Черная Меса, Сити
17, гравипушка, монтировка и хэдкрабы
уже вошли в историю, а фанаты разобрали
вселенную на кусочки, анализируя каждый
момент игры, пытаясь понять, откуда
взялись комбайны и кто такой G-man. Что
будет дальше, пока можно лишь гадать и
надеяться. Надеяться на очередную
революцию и изменение жанра до
неузнаваемости.
