Красота теорий заговоров в том, что они жутко романтичны, а в каждом из нас живёт маленький мечтатель. В квестах же тему заговоров используют настолько часто, что просто румянец на щеках выступает. Подсунуть игроку злобных пришельцев или продажных президентов - прекрасная, а главное дешевая возможность не дать ему зазевать от кое-как напиханных в процесс загадок, а напротив, заставить с открытым ртом наблюдать за развязкой. Этим путем последовали разработчики неплохого приключения 2006-го года Secret Files: Tunguska: они просто рассказали о таинственном ордене, охраняющем секреты Тунгусского метеорита. Прошло два года, появилась Secret Files 2: Puritas Cordis. Кого теперь герои выведут на чистую воду и интересно ли будет нам распутывать клубок интриг? Попробуем разобраться.
А кругом трупы, трупы, трупы
Сценаристы и на сей раз решили не надрываться. Во второй части приключений Нины Каленковой мы тоже увидим таинственный культ, проповедующий о скором конце света, ссылаясь на пророчества средневекового пророка. В голове сквозняком проносится, что где-то все это уже было. И вправду, завязка SF2 напоминает о Broken Sword, но до качества детища Инса и Сассила ей далеко. Даже отнюдь неидеальная Nibiru готова обставить Нину и Макса на два шага по атмосферности и свежести сюжета.
История «Засекреченных материалов» кое-как держится на затёртых до дыр штампах триллеров: загадочная цепь событий с похищениями и трупами - куда же без них родимых. За первые пару часов на экране погибают сразу два служителя католической церкви и ещё несколько персонажей. Глядим на рейтинг игры - хм, по-прежнему «13+». Такое обилие мертвецов в приключенческом, не детективном квесте смотрится как-то слишком цинично.
На середине игры сюжет заметно провисает - мы сбегаем с тонущего лайнера, достаём шоколадку для больного диабетом, открываем двери древнего храма, рыскаем по захолустьям Франции, забывая о цели странствий. Но вот что странно: желание доиграть не пропадает. И пусть в конце всё оказывается так, как и предполагалось ранее, а финальная сцена выглядит всё также размыто, как и в первой части, история рассказана на приличном уровне - несмотря на банальности и клише веселье не покидает геймера до самого конца.
Немка в городе
Странно другое - над болячками оригинала никто особенно и не работал. Разве что вакуумные локации стали дополняться великолепными оркестровыми мотивами - даром что редко, зато к месту. Ну да, конечно разработчики подлатали ещё и графику. В частности улучшили обработку динамичного света. На поверку это видно лишь один раз, когда в самом начале качаются из стороны в сторону лампы, разбрасывая тени по стенам.
В остальном - как будто и не было этих двух лет: кроме сюжета и вышеупомянутых новшеств нет ничего, что отличало бы продолжение от оригинала. И ладно бы речь шла о «Сломанном мече 2», где тоже не было заметных новшеств, но Нине была нужна отнюдь не пластическая хирургия.
Её, как и раньше сложно воспринимать как личность. Рыжеволосый манекен бегает по экрану, выплёвывает плоские шутки и скупой фразой даёт оценку обстановке. Если вы ждали литературного богатства от продолжения «Тунгуски», то мы вынуждены вас разочаровать: всё по-прежнему плохо. Банальному сюжету соответствует тусклый персонаж с огненно-красными волосами и ещё парочка серых типажей. О случайных знакомых можно и не говорить - о них с большой долей вероятности вы забудете через минуту, как они исчезнут с экрана.
Мозго-металло-лом
С загадками дела обстоят не лучше, чем со вчерашним молоком: не отравишься, но и польза сомнительная. Есть несколько оригинальных и даже остроумных задумок, например создание модели атома, идея с переодеванием, приготовление топлёного шоколада и другие. Но в целом от них все равно остаётся осадок. Кажется, будто разработчики попросту «притянули их за уши», не зная, куда ещё можно запихнуть очередной квест. Задачи не вытекают из ситуации, а, скорее наоборот - ситуация подстроена под вставленные в неё пазлы.
Искушённый геймер скажет, что в квестах почти всегда так и бывает. Это правда, но очень редко дизайнеры допускают, чтобы нарушение логики, явные отступления от здравого смысла, да и просто банальности были так заметны. До потаенной пещеры во Франции было рукой подать, но исследователи её не нашли, а Нина отыскала за двадцать минут. Драгоценные камни три столетия мозолили прохожим глаза, чтобы мисс «Плоская шутка 2008» в одночасье собрала их все и предотвратила конец света. А чтобы прочитать записку, прикреплённую ко дну игрушечной машины, нужно совершить ряд нелепейших операций, хотя игрушку можно было просто перевернуть. Смешно до слёз, честно.
Любимый садовый инструмент
Живой мир, где постоянно что-то происходит в реальном времени, авторы создать не удосужились. Локации пусты, вон, даже на круизном лайнере путешествует от силы пять человек. Вроде и бюджет позволял, чего бы ни сделать больше декоративных персонажей, способных порадовать одной-двумя остроумными фразами? Кто мешал нарисовать реалистичные локации, банально добавив разные предметы?
Ответ понятен: большее внимание уделялось общей красоте игры, чем её наполнению. Да, благодаря грамотной озвучке приключение стало чуточку атмосфернее, но в целом дизайнеры наступили на те же грабли. Игра напоминает больше пазл стилизованный под квест, пародию на саму себя, с тем лишь исключением, что оригинал смотрелся куда свежее.
***
При всех недостатках, Puritas Cordis - это хорошая закуска для изголодавшихся по «серьёзным» приключениям игроков. Да, перед нами типичный коммерческий продукт, в который разработчики так и не смогли вселить «дыхание жизни». И всё же в красоте и качестве исполнения проекту не откажешь. В конце концов, не слишком логичные задачи - хороший тренажёр нестандартного мышления, а низкая сложность не отпугнёт новичков. Серия медленно развивается, и, будем надеяться, скоро сможет удовлетворить даже корифеев жанра.