Scratches: Рецензия
Спецы и мнения

Scratches: Рецензия

При рецензировании этого квеста я, конечно, постараюсь не превратится в шизофреничного Лужина (главный герой гениального романа Владимира Набокова «Защита Лужина». - Прим. ред.), но уж очень хочется какофонично, на разные лады, повторять одно слово: великолепно, великолепно, великолепно… Сотни, тысячи раз, словно читая какую-нибудь тибетскую мантру, призывающую в мир Силу Благоразумия. Слишком велика вероятность, что Scratches провалится к чертям собачим. Слишком близко игра подошла к Точке Соприкосновения, спрятанной во сне, хранящимся в черепе единорога, коротающего свой недолгий век на Пастбище (видимо, Мисс Вселенная 2525 использует детали романа Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света. – Прим. ред.). Но есть шанс, что найдутся ценители, способные проникнуться атмосферой ужаса. И тогда, возможно, квесты вздохнут свободнее. И мы вновь увидим Рассвет, а вместе с ним и удивительное Возрождение жанра-которого-почти-не-существует. Великолепно, великолепно, великолепно…












ЛИЧНОЕ ДЕЛО Scratches



Разработчик: Nucleosys

Издатель: Got Game Entertainment



Официальный сайт игры



Системные требования: Pentium III 3.0 GHz, 512 MB RAM, видеокарта класса GeForce 6x/7x, Radeon X 128 MB, 500 Mb свободного места на винчестере












Шорох как предчувствие





Тш… кап… тш… кап… Я проснулся из-за странных звуков, долетавших сквозь деревянные стены Особняка в мою комнату. Плакало железо, завывал ветер, пели странную, полную загадок и тайн, песню половицы. Все это происходит на первом этаже. Да, точно, на первом. А где бы это еще могло происходить? Только там паркет двухсотлетней давности издавал такие звуки, словно испуганный зверь, загнанный охотниками в угол.





Выбираться из теплой постели не хотелось. Было страшно. Организм настойчиво требовал закрыть глаза и вновь погрузиться в безопасный мир снов. Видения о метеорите, принесшим жизнь на Землю (вполне возможно, что Мисс Вселенная 2525 ссылает либо же на книгу Дэна Брауна «Точка обмана», либо же на теорию о панспермии. – Прим. ред.), куда как безопаснее исследования Особняка ночью. Я прислушался. Звук, кажется, стих. Странно. Страшно. Неопределенность пугала гораздо больше, чем сами звуки. Я подозревал, что этот Особняк хранит Тайну. Но какую? И чем это может обернуться для меня? Столько вопросов, требующих однозначных ответов, а их-то и нет! Неопределенность как символ? Шорох как предчувствие?






Scratches (российский вариант – «Шорох». – Прим. ред.) с первых же секунд начинает играть с вами, словно вы – тряпичная кукла, приготовленная к растерзанию магом-вуду. Без каких-либо объяснений или предупреждений Особняк, в котором и разворачивается действо, проглатывает вас, подчиняя своим неписаным законам. Закрыть на них глаза невозможно: не даст ни звук, ни игра теней, ни главный герой. Майк… Как же он жестоко пожалеет о том, что согласился приехать в Особняк.





Если поставить себя на место героя – проще простого сойти сума и очутиться в психушке. Игра настолько депрессивная, что не будь в ней загадок и редких контактов с внешним миром – приписка «от 18 с разрешения врача» была бы обеспечена. Особняк создан таким образом, чтобы как можно сильнее воздействовать на игрока, его психику. Это не дешевый треш. Нет. И не пахнет им тут. Это – действительно Страх в его первобытной консистенции. Но больше ни слова о сюжете. Я и так на многое открыла вам глаза. Больше нельзя, иначе смысла погружаться в эту горящую смесь ужаса не будет смысла. Да, лучше вас оставить в неведении, чтобы вы сами поняли, что такое Scratches . Чтобы вас впервые за много лет по-настоящему напугала компьютерная игра, созданная – вот в чем весь комизм бытия – исключительно забавы ради.





Удивительное рядом





Больше всего потрясает тот факт, что это великолепие создала непрофессиональная аргентинская студия Nucleosys , сотрудники которой «просто не нашли, во что сейчас можно играть, а потому и решили создать игру своей мечты самостоятельно». Несколько лет кропотливого труда по совместительству с основной работой не прошли даром. Думаю, что теперь виднейшие издательства, когда-то отказавшие разработчикам в финансовой поддержке, кусают локти, грызут ногти и пытаются понять, как такое чудо смогло проскользнуть мимо их загребущих рук. Got Game Entertainment , согласившаяся издать проект, стала известна в квестовом мире мгновенно. Проснулась известной, как любят повторять вычурные акулы музыкального пера. Их партия соло (речь, конечно, идет о Got Game Entertainment . Прим. ред.) оказалась настолько успешной, между прочим, совершенно неожиданно для них самих, что теперь им остается валяться на диване Олимпа, попивая сладкий сироп Успеха. Возможно, проект не станет бестселлером с экономической точки зрения, но с культурной – безусловно. Тут и сомнений быть не может.





Справедливости ради стоит отметить, что игра вовсе не «поражает умы» новаторством. Вовсе нет. Scratches просто умеет здорово пугать, а для мистического квеста-ужаса это – главное. Присутствие штампов в сюжете с лихвой окупается грамотным построением интриги, а его некоторая аляповатость меркнет в лучах мистических софитов. Главное, что нужно знать о Scratches – это действительно интересно, а раз так, то придираться к мелочам смысла нет. Это для «утонченных» квестоведов, которым подавай графику как в Syberia , звук Myst’а и юмор Agatha Christie: And Then There Were None . Туда им и дорога. Игрокам с ними не по пути. Так сложилось исторически.





Коль уж речь зашла о графике, стоит сказать о ней несколько слов. Nucleosys не смогла сделать красивую игру. Это факт. Scratches скорее стильная, чем выпестованная и отшлифованная. Невооруженным глазом видна нехватка денег и людских рук. Но стилизация под киноленту шестидесятых выполнена безукоризненно. Хичкок был бы доволен. Крайне доволен. Интерьер Особняка не может похвастаться разнообразием, а внешнему виду явно не хватает реалистичность. К чертям все это! Поверьте, неидеальная картинка, представленная в игре, смотрится потрясающе. И это главное. Можно, конечно, разделать игру, словно Лектор (имеется ввиду главный злодей культового фильма «Молчание Ягнят». – Прим. авт.), на части и не оставить камень на камне от каждой, но к чему это? Совершенно бессмысленная трата времени и сил. Все равно, взглянув на картинку в целом, понимаешь, что она великолепно подходит к внутреннему содержанию.





Про звук писать не стану. Из небольшого литературного отрывка, приведенного чуть выше, и так становится все понятно. Единственная пометка на полях: наденьте наушники и выключите свет. После получаса игры вы все сами поймете, и мои слова уже не будут иметь никакого значения.





На эксклюзивных правах компания «Руссобит-М» предоставила нам демо-версию русификации. Если финальная версия будет звучать так – это станет одной из лучших локализаций квестов в истории России. Скрестим пальцы.







Scratches поражает с первого взгляда и, словно удав, гипнотизируя кролика, наносит смертельный удар. Мат сознанию. Здесь нет Happy End’а, нет ответов на многие вопросы, нет, собственно говоря, самих вопросов. Scratches просто загружает вас в себя и управляет вашими нервными окончаниями, заставляя вздрагивать от каждого скрипа половицы. Великолепно, великолепно, великолепно… И дорт хельветте кнулле вам, если вы ее пропустите (непереводимое. – Прим.ред.)!


Игры в материале:

Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?