Если помните, в одной из книг Марио Пьюзо - той
самой, что послужила основой для фильма Френсиса Форд Копполы "Крестный отец" -
причиной покушения на Вито Карлеоне стали наркотики. Белая смерть,
неблагодарный бизнес - можно отыскать еще без малого десяток названий для
одного явления в жизни Америки или России.
Работая над ремейком «Человека со шрамом», Брайн Де
Пальма заменил главную тему оригинала. В фильме 30-х все крутилось вокруг
незаконного бизнеса, да вот только не по продажу дурмана. Рэкет, реализация
спиртного - это не про Тони Монтану из
80-х. История нового героя стала гораздо более жесткой. Но, постойте, какое
отношение все это имеет к Grand
Theft
Auto:
Vice
City?
Самое прямое! За личиной беспредельного боевика скрывается очень точный,
ностальгически выверенный портрет целой эпохи. Братья Хаузеры явно знали, на
что идут.
Эпоха
3D
Формально Vice City - глобальный аддон для Grand Theft Auto 3. Город стал несколько меньше,
поменялись краски, появились мотоциклы и новые профессии, да и только. Тот же движок,
только на этот раз менее требовательный к железу персоналок и более стабильно
работающий на приставках, выдавал чудесную по меркам начала века картинку.
Структура самой игры ничем не отличалась от оригинала годовой давности. Но все
это - штука сугубо техническая, ведь там, где Grand Theft Auto 3 пасовала, Vice City буквально
поражала воображение, как самого обычного игрока, так и критика, привыкшего
ждать только худшее.
Сегодня поиграть
в Vice
City
можно несколькими
способами. Самый очевидный - приобрести лицензионный диск, распространяемый в
России компанией «СофтКлаб». На DVD-болванку
закатана полностью русифицированная версия «Города порока». Менее очевидный
способ - приобрести одно из двух переизданий: для PlayStation 3 (HD-графика отсутствует - игра
перекочевала в PSN
без видимых изменений с
PlayStation 2)
или Ios/Android. Впрочем, версия для персоналки
прекрасно работает и под современными операционными системами
Речь, разумеется, идет об истории. Сценарий GTA 3 еще на этапе анонса, когда
проект носил кодовое название GTA
3D
и
статус «Only
for
PlayStation
2», создавался с прицелом на конечного пользователя. Новые сценаристы сериала,
братья Хаузери, сочли, что продуманная story line помешает
геймеру идентифицировать себя с персонажем. Результатом этого стал оболваненный
главный герой, единственной отличительной чертой которого была коричневая
куртка и удивительная доверчивость - иначе и не объяснишь, почему Каролина
смогла обвести Клода вокруг пальца дважды.
Образ Томми создавался во многом под влиянием
ремейка «Лица со шрамом»: хамоватость, умение держаться в любом обществе (будь
то отставной генерал, просящий своровать танк, либо чокнутый адвокат) и
взрывной характер - такой коктейль для сериала был в новинку.
Сюжет Vice City крутится
вокруг белой смерти - этакого символа новой гангстерской драмы, воспетого
упомянутым еще в начале текста Марио Пьюзо. Вернувшись после длительной отсидки
в местах, где мыло ронять не рекомендуется, Томми Версети узнает, что мир за
время его заключения изменился. Босс мафиозного клана, не желая видеть нашего
героя в Либирти-Сити, отправляет Томми в Вайс-Сити. Но не просто так, а с целью
провернуть крупную сделку. Думаю, все, кто хотя бы краем уха слышал про Grand Theft Auto, знают, чем эта сделка закончится.
Неприятности? Еще какие.
Лэнс Вэнс - один
из ключевых персонажей Vice
City
- позже появился в спин-оффе для PSP.
Правда, там он был... хм, несколько другим, нежели в оригинале. Зато стало
понятно, почему персонаж поступил так, как поступил. Особенности характера
как-никак никто не отменял
Уютный
мир
У каждого, кто в 2003 году имел нормальный компьютер
или консоль, найдется своя собственная история, связанная с Grand Theft Auto. Есть такая история и у меня. Дело
в том, что первый компьютер появился в моем доме именно в начале нулевых.
Типовая по тем временам конфигурация (какой-то Duron, 256 мегабайт оперативки и MX440 в качестве видеоускорителя)
позволяла запускать почти все актуальные по тем временам игры. И я не преминул
воспользоваться этой возможностью - в особенности, по части проектов, которые
никогда не появились бы на ставших к тому времени уже родными консолях.
Единственное исключение касается как раз Vice City. Приметный диск с кустарной
полиграфией мне вручил продавец, предварительно сказав, что эта часть GTA гораздо
лучше тройки, которая из-за особенностей движка не тормозила, разве что, у
обладателей конфигурации за шестьдесят тысяч деревянных.
И затянуло. Удивительно уютный мир, где рядышком
сосуществуют настоящий клуб со стриптизершами и радиостанция, в студии которой
несколько рокеров-торчков просят подвести их на заминированной машине, оказался
настолько родным, что оторваться было попросту невозможно.
Большие
возможности
Впервые попав в Вайс-Сити, игрок понимает, что
возможностей здесь - море, если не океан. Можно следовать по сюжету и это
будет, в общем-то, правильным выбором. Я не зря акцентировал свое внимание
именно на истории. Шаблонная в Grand
Theft
Auto
3, в Vice
City
она
приобрела характерный в дальнейшем для серии гротеск, не лишенный, правда,
особого шарма. В Vice
City
не
было политиков, размахивающих в видеоролике членом и рассуждающих о судьбе
демократии, зато был харизматичный лидер кубинцев, сумасшедший наркобарон и
гаятянская бабка, опаивающая Томми зельем, прежде чем тот отправится на
задание. Для продвижения по сюжетной линии достаточно приехать на контрольную
точку. Завершил одну ветку - открывается другая. При должной сноровке попасть
на второй и третий острова можно за два часа реального времени.
Но проходить Vice City исключительно
как сюжетный боевик - значит, лишать себя большей части удовольствия. Здесь,
как и в Morrowind
(аналогия прямая, как ни странно), можно буквально жить. Развозить клиентов на
такси, попутно выводя подконтрольный таксопарк в лидеры рынка, торговать
наркотиками из фургончика для продажи мороженого, проводить аннигиляцию
враждебных группировок, либо же выполнять головокружительные трюки на стадионе,
что работает в определенное время суток. Все это - точно такой же важный дизайнерский пласт, как и миссия
«Подрывник», которую без мата прошел разве что выпускник музыкальной школы по
классу фортепьяно.
В Vice
City
Rockstar
Games
наконец-то открыла ту характерную для себя в будущем «магию», позволяющую ей
продавать миллионы дисков и заставляющую игроков по всему миру ждать
продолжения.
***
Это может показаться избитым, но рассказывать про Vice City чрезвычайно
сложно. Каждая часть Grand
Theft
Auto
для
сколь-нибудь увлеченного геймера это настолько личный опыт, что можно в лепешку
расшибиться, но так и не передать, чем зацепила человека та же Vice City. Это ли не признак мастерства?