В середине 90-х годов сериал Resident Evil открыл
для многих людей по ту сторону телевизора феномен Survival Horror. Конечно, и прежде существовали
игры, которые по жанровым признакам можно смело причислить к хоррорам, однако
именно Resident
Evil
задал некую планку - утвердил некоторые клише, которые с успехом дожили и до
наших дней. Удивительно другое: несмотря на все изменения, что произошли с
вселенной Resident
Evil
за
последние несколько лет, продюсеры серии не боятся браться за эксперименты.
Разумеется, речь не идет о громоздких номерных
выпусках - они-то как раз и находятся на коммерческой передовой, тогда как
проекты вроде переиздания Revelations
тихо-мирно и без особой рекламной помпы появляются на рынке. Впрочем, с HD-версией Revelations все еще интереснее,
ведь системой-донором для издателей послужила не PlayStation 2 или Xbox Original, а 3DS - новейшая портативная двухэкранка от Nintendo. Для современного
игрока - выбор весьма странный. Nintendo
и
хорроры - экая нелепица, правда? Однако если покопаться в истории, выяснится,
что для большой N
с
Capcom
работать
не впервой, и две эксклюзивные игры для GameCube (Resident Evil Remake и
Resident
Evil
Zero)
- тому подтверждение.
Впрочем, героиню нашего сегодняшнего текста постигла
судьба Resident
Evil
4, которая сразу после своего выхода числилась в списке Only for GameCube. Совсем
другое дело, что Resident
Evil
4 - игра номерная, большая, изначально рассчитанная на большие консоли. Revelations же - спин-офф для
портативной системы. И вот здесь возникают вопросы, первый из которых прост до
банальности: насколько удачно прижилась концепция 3DS-игры на PlayStation 3 и Xbox 360?
А
мы и на одном экране «сыгранем»
Скажу сразу: для карманной консоли концепция Revelations на редкость удачна.
Весь сюжет разбит на блоки-эпизоды. Каждый эпизод длится от 20 до 40 минут, в
зависимости от выбранного в самом начале прохождения уровня сложности и смекалки
игрока. В конце - симпатичная менюшка со статистикой (на манер Resident Evil 4) и обязательно - небольшой
ролик, снятый в стиле телесериалов. В нем игроку рассказывают и показывают
содержание «предыдущих серий». Трюк, прямо скажем, не новый (ранее это же было
в Alone
in
The
Dark
и
Alan
Wake),
однако именно в рамках игры для портативки такой ход смотрится наиболее
выигрышно. А все дело в том, что 3DS, как и Gameboy с PSP, не предполагает продолжительных геймерских
сессий. Тут задача гораздо скромнее: отвлечь игрока на 30-40 минут, пока тот
добирается до дома или работы. И с этой миссией Revelations справляется на все
100%: здешние эпизоды емкие, но затягивающие - в общем, не игра, а идеальное
воплощение концепции «большой проект в вашем кармане».
К слову, Revelations и задумывался как этакий мостик между «прорывной»
шестой частью и классической трилогией, срежиссированной еще Хидеки Камия и
Синдзи Миками. В ранних интервью продюсеры Capcom не раз отмечали, что выбор 3DS в
качестве приоритетной системы позволил им сделать в достаточной степени
экспериментальную игру, сочетающую в себе привычные клише из Resident Evil и
отдельные элементы из шестой части.
Маленькие
приключения на большом корабле?
На деле оказалось, что из крайне спорной Resident Evil 6 (смотрите нашу рецензию) в Revelations перекочевала шутерная
схема управления персонажами и некоторые дизайнерские задумки. Стараясь
поддержать динамику событий на должном уровне, авторы игры ввели ряд
экшн-эпизодов, где управлять приходится то Крисом Редфилдом, то Паркером (новым
напарником Джил), а то и вовсе парочкой придурков из BSAA, один из которых
очень любит отвертки (и те отвечают ему взаимностью).
Тем не менее, основа игрового процесса Revelations - это вовсе не отстрел
волков в европейских горах и не побег из небоскреба под дикий вой очередной
пачки монстров. Capcom
ничуть
не соврала, говоря, что классический Resident Evil вернется
в Revelations.
Вновь, как и прежде, большую часть времени занимает решение различных
головоломок: подчас совсем не логичных (как, например, в моей любимой Resident Evil 2), но работающих на
«ностальжи»-эффект. Безусловно, отстрел мутантов есть и здесь, однако он уже не
напоминает Call
of
Duty,
в которую превратили компанию за Криса авторы Resident Evil 6.
Так нелюбимый
интернет-воинами сканер оказался достаточно полезной штукой. Он помогает решать
некоторые головоломки, а также искать патроны в тех местах, где их наличие
совсем не очевидно. Впрочем, сканер можно и не использовать в основном
геймплее, оставив его исключительно для важных сюжетных отрезков - на Normal разницы не почувствуетe
Мутанты здесь - это, скорее, содержательная часть
сеттинга, нежели причина потратить около 2000 рублей на диск. Иначе говоря,
они, как и прежде, лишь дополняют игровой процесс, держа баланс между
исследованием местности и решением головоломок. Между тем, в Revelations есть и классическое
«куда мне, черт подери, идти!», и эпизоды, явно заимствованные из других
хорроров. Например, в начале одного сюжетного отрезка Джил оказывается заперта
в каюте с монстром, причем - без оружия. Этакий реверанс в сторону Clock Tower или,
если угодно, Shattered
memories для Nintendo
Wii.
Вообще, в Revelations достаточно отсылок и к прошлому самой Resident Evil. Чего только стоит вернувшийся
«четырехмерный» ящик. Даже сама сюжетная завязка - двое оказываются на большом
корабле - практически цитирует два других спин-оффа: Gaiden и
Dead
Aim.
А уж когда находишь дневник человека, который постепенно превращается в монстра
и ищет мясо...
Не
думай о новинках свысока
Несмотря на ворох достоинств, HD-версии Resident Evil: Revelations
не повезло еще до релиза. Хвала небесам, лишь в нашей стране, где геймеры вечно
ноют, что тигру в миску графона не доложили. Да, Revelations - это порт с 3DS (еще минус два десятка очков к карме, поскольку консоль от Nintendo
- прим. автора).
И этим, по большому счету, все сказано. Угловатые модели персонажей, отсутствие
Crysis
3 в той части движка, что отвечает за эффекты. Иногда - проблема с
прицеливанием. Однако, несмотря на все технические «проблемы», Resident Evil:
Revelations была и остается самой правильной ШЕСТОЙ частью Resident
Evil.
Без аркадных пострелушек, с сильным акцентом на исследование местности и
решение головоломок. С ворохом отсылок к прошлому сериала и атмосферой, наличием
которой не могла похвастаться номерная шестая часть. За такую игру стоит
голосовать рублем, если вы, конечно, не хотите в Resident Evil 7 увидеть Heavy Rain, но про биологическую угрозу.
Тысячи британцев со своими кровными фунтами уже расстались. Расстанетесь ли вы?
Авторы Resident Evil: Revelations сумели невозможное — они создали действительно КЛАССИЧЕСКОЕ приключение, а не развеселую пострелушку в декорациях Восточной Европы. Честь, хвала, почтение и надежда, что следующая номерная Resident Evil будет именно такой.