Репортаж с фестиваля ретро игр в Екатеринбурге «Ретрогейм.рф»
Спецы и мнения

Репортаж с фестиваля ретро игр в Екатеринбурге «Ретрогейм.рф»

Оглавление


Девятое декабря: уральская зима расправляет крылья. Только-только ударили холода. Мы идём по плохо освещённому переулку в сторону Свердловской киностудии, где развернулся фестиваль. «Ретрогейм.рф» словно шифруется. Баннеры или вывески, сообщающие о событии, отсутствуют. Приходится побродить. Наконец, находим помещения, где нам покажут историю компьютерных игр: от «Волк ловит яйца» и до Киберспорта с VR.

Спасибо, мать!


«Всё началось с приобретения раритетной материнской платы, — рассказывает об истоках «Ретрогейма» Роман Мартьянов, один из организаторов. — Затем появилась идея показать в масштабном шоу, с чего началась гейм-индустрия и к чему пришла».


Но делать просто экспозицию, от которой кидает в скуку, у организаторов желания не было. Так и решили запустить фестиваль, «…где, в отличие от музея, можно сделать всё красиво, качественно, с конкурсами». Про красоту не обманули: в главном зале темно, зато на каждой стене — один-два экрана. На них в высоком разрешении транслируется реклама первого шлема виртуальной реальности, графического ускорителя и просто геймплей векторных игр.


insertLinkedImg


Главный зал первого павильона без передышки нёс историю в массы. Здесь же — сцена, на которой позже каждый может бросить вызов в FIFA 17 вратарю ФК «Урал» Александру Шубину.


Но не звезда футбола украшала основной зал — здесь можно было посмотреть на коллекцию ретро-железа. «Экспонаты собирали полгода по всей Европе, — показывает Роман. — Многие владельцы, чтобы не выбрасывать технику, отдавали её даром. Большую же часть экземпляров пришлось приобретать, на что было потрачено порядка шестиста тысяч рублей».

Играть хочу!


Обидно, что можно было опробовать лично меньше 5% всех выставленных устройств. Но это не отменяет отчасти религиозности опыта: сыграть вживую на 386-ом и 486-ом компах — как потрогать Гроб Господень. Ах, это примитивное, но выразительное электронное звучание пузатого, зеленоватого монитора... Или скрипучая клавиатура в паре с мышью на колёсиках! Настоящая машина времени!


Из совсем древних игр были доступны: порт Super Mario Bros (на клавиатуре его освоят только пианисты) и Pac-man, чей оригинальный ИИ преследует с прытью гончих. Из DOS-овских игр запомнились Bomberman, Duke Nukum (в названии нет ошибки) и Battle City.


В некоторые хиты можно было посостязаться через локальную сеть. Так мы в компании молоденьких волонтёров зарубились в CS 1.6 на одной из популярных «клубных» карт. Потраченные деньги и годы в кибер-кафе не прошли даром: пара-тройка снесённых голов из M16, стремительные попадания со «Слонобоя» и поверженный противник — ребята, я скучал! Учтите, что «Контру» запустили на старых системах: пришлось мириться с аутентичными «болотами» пикселей и фиговой прорисовкой.


В соседнее помещение попадаем через небольшой переход. Здесь тоже силён дух старины. В один ряд стоят SD-телевизоры. К ним подключили знакомые всем PS1, Mega Drive и Dendy. Из необычного дают поиграть в GameCube, Dreamcast и Super Nintendo.


Всё бы хорошо, да насладиться процессом мешает отсутствие освещения: если помните расположение кнопок «Сеги», вы — молодец. Мне доставило немало неудобств «вслепую» постигать азы Sonic 2. К темноте прибавляем незнание, какая клавиша за что отвечает — держите коктейль из фрустрации! Господа-организаторы, ну хоть обучающие стенды поставьте…


Большее кощунство — во всех приставках не было звука. Либо он был слишком тихий. Организаторы отлично побороли звуковое загрязнение, но не слышать шедевральную ритмику Соника или рокерский запил из Tekken — большая потеря!


Даже на половине ретро-компьютеров приходилось искать ключевые клавиши вслепую. Иногда волонтёры объясняли тонкости программ, но основное время сотрудники находились непонятно где.


Но это не основная проблема музейной части: все местные игры — громкие хиты, в которые не играл только ленивый. Зачем приобретать билет, чтобы в сотый раз прикоснуться к водопроводчику Марио, Doom и «трёхмерному» Дюку Нюкему? Это понимают и организаторы. «На следующем фестивале мы будем добавлять кое-что новое, — обещает Роман, — вещи, которые народ видел только на картинках».


В светлое будущее


Обыденность программ повлияла на впечатления посетителей. Пока одни мальчики-школьники непонимающе хлопали глазами, пытаясь пройти «Соника», другие компании — постарше — угарали в Tekken 3. От таких «бойцов» постоянно исходил азарт: «Нажми здесь!», «Эй, не подсказывай ему!».


Однако в ретро-железо никто не заигрывался. Вместо навязших на зубах хитов посетители выбирали кое-что посовременнее. Это были, как правило, мультиплеерные проекты с последних Playstation. Особенно смешно было наблюдать за двумя молодыми людьми, что на 2-3 часа залипли в трёхмерных Worms. Не говоря о Just Dance: её контроллеры разрядились ещё до вечера. Слишком много танцоров-самоучек под одной крышей.


Но самое смачное впечатление от фестиваля оставила виртуальная реальность. Речь не о конференции разработчиков софта, под которую выделили сцену девятого декабря. Атмосфера там текучая, тяжёлая: в глазах — усталость, на лицах — профессиональная собранность. Разряжают обстановку игровые сессии в «цифровом пространстве». От демоюнитов люди уходят чуть ли не в блаженстве, потрясённые пережитым опытом.


VR-разработки представили около десятка компаний, но запомнилась лишь одна. «Лаборатория Кино U360» из Екатеринбурга уже 2 года в VR-индустрии. Они сделали тур по Екатеринбургу глазами туриста, который посещает достроенный центральный стадион.


«Мы замоделили по чертержам несуществующее (пока) строение полностью в 3D, — хвастает Илья Леонов, глава компании. — Сняли сцену с фанатами на зелёном хромакее, кое-что вырезали… Получилось так, будто вы стоите посреди футбольного поля».


Эти же люди уже сняли первый, полностью виртуальный полнометражный фильм. Драма «Возвращение» погружает зрителя в перипетии деревенской жизни. Получилось что-то среднее между лубочной душевной Русью и жёстким реализмом.


Может, шлем не был полностью настроен под меня, но смысла смотреть фильм в VR я не увидел. Кем был я, чью роль отыгрывал, а, главное, что вокруг за люди — всё это осталось загадкой. Может, ограничения трейлера не дали расцвести задумке. Тем не менее, здорово, что соотечественники не только не отстают, но покоряют пик технологий наравне с остальным миром.


Не сказать, что к демо-стендам U360 и остальных было не подобраться, но небольшую очередь отстоять пришлось. Примечателен аттракцион PSVR — он ни секунды не был свободным. Некоторые VR-новинки не удалось опробовать из-за проблем с сетью, к иным было не подступиться. Телефоны-наполнители шлемов быстро грелись, посетители ждали, пока устройства остынут.


А что в итоге?


В результате на «Ретрогейме» было как много позитивного, так и раздражающего. Непонятно, зачем было в одном помещении проводить VR-телемост и там же развлекать посетителей. Одни гости скучали, другие излучали радость.


Видно, что к организации приложили титанические усилия. Но чтобы выставка выглядела достойно на фоне того же «Игромира», нужно ещё столько же работы.


Пока «Ретрогейм» тонет в технических недоработках: то экспонаты не все привезут, то не дадут интересные потрогать. А витрины с теми, что есть, приходится протирать лично главному организатору. Или трансляцию по FIFA 17 выведут на экран с получасовым опозданием, в не самом высоком разрешении.

Но причастные не собираются останавливаться. Уже заявлено, что в Екатеринбурге откроют музей видеоигровой истории. Туда попадут многие экспонаты из «Ретрогейм.рф».

Комментарии (4)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Macyme
1
28.12.2016 22:05
Класс, в моем бы городе такое.
Feedlifehack
1
23.12.2016 16:53
Когда то я днем и ночью зависал в компьютерных клубах........ эх ....
Гордый
1
23.12.2016 16:32
Дольше всего на выставке ретро игр посетителей привлек стенд с VR =)
Скиминок
1
22.12.2016 15:58
Мда, качество фоток не очень, купите фотик, прекратите фотать на андройд!
Другие материалы на эту тему

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?