Sony
и Microsoft грозятся
устроить революцию в электронных развлечениях, но не особенно с ней торопятся: PlayStation Move и Natal
анонсированы ещё прошлым летом, но когда устройства появятся в продаже, до сих
пор точно неизвестно, и прогнозировать их успех или неудачу сейчас сложно.
Другое дело Nintendo:
вместо революции - неспешная, давно запланированная эволюция. Год назад
компания выпустила Wii MotionPlus, насадку для вимоута,к
значительно улучшающую отслеживание движений игрока, продемонстрировала её
потенциал в собственной разработке Wii Sports Resort, а теперь, наконец, начали подтягиваться и первые
серьёзные проекты с её поддержкой от сторонних разработчиков. И главный среди
них - Red Steel
2, амбициозный боевик от студии Ubisoft Paris.
Оригинальная Red Steel,
если помните, тоже обещала перевернуть наше представление об управлении в
видеоиграх; но не получилось. Игра оказалась довольно заурядным линейным
шутером с нелепыми фехтовальными интерлюдиями и не самым удобным управлением -
до подлинного переворота ей было далеко. Французы, вооружённые инновационной
мощью Wii MotionPlus, на это раз придумали
что-то совершенно новое: Red Steel
2 - это перезапуск серии, их «попытка сделать правильную wii-игру №2». Сиквел это только
номинально, по названию; всё остальное - графика, сюжет, боевая система,
главный герой, сеттинг - другое.
Действие игры происходит в регионе Red West - Красный Запад. Красный,
не потому что коммунистический и не из-за оттенков местных пород грунта, но
из-за проливаемых здесь рек крови. Что это за место не вполне ясно - Земля
будущего, какая-то другая планета или альтернативная реальность - да это и не
важно. Значение имеет другое: в этом мире беспрерывно идёт война между
группировками воинов, одинаково хорошо владеющими холодным и огнестрельным
оружием, по улицам бродят закованные в броню ниндзя и летают экипированные
лазерами роботы, а родной клан главного героя, сурового мужчины в широкополой
ковбойской шляпе и пурпуровом плаще до пят, вырезан на корню врагами. Месть -
лейтмотив его крестового похода против захвативших город подонков.
Поход начинается эффектно: связанный Кусагари (союзники
зовут протагониста не по имени, а по названию почившего клана), волочится за
летящим на бешеных скоростях плешивым громилой-мотоциклистом, сшибая кактусы,
считывая с земной поверхности кочки и ухабы. Безудержная скачка, адреналин,
сильные чувства. Миг - и герою удаётся высвободить руку и, выхватив из-за пояса
револьвер, одним метким выстрелом уложить противника на лопатки. Спешно примчавшиеся
на выручку боссу приспешники с криками падают оземь при следующих нескольких
взведениях курка - это уже наша забота, CG-заставка кончилась. Босс тем временем в страхе уползает,
неразборчиво хрипя угрозы и проклятия в наш адрес; ничего, до него мы ещё доберёмся
потом, когда раздобудем катану. Тут-то и начнётся всё самое интересное.
Бодрый темп повествования, заданный в начале, сбивается:
туториал. Худощавый старец с бородкой и плешью, наш наставник, обучает основам
владения мечом. Учиться нам есть чему: в игре больше дюжины различных приёмов,
завязанных на положении вимоута в пространстве, на силе замаха, его резкости,
на комбинациях нажимаемых клавиш. Тут и привычные вертикальные и горизонтальные
атаки, удары с разворота и в прыжке, всевозможные тычки и добивания, несколько
видов парирования. Стимул осваивать науку фехтования есть, и немалый: враги
настойчивы и неплохо дерутся - бесстрашно наскакивают со всех сторон,
напрыгивают сверху и из-за спины, беспорядочно шмаляют из пистолетов и бьют в
лицо, умеют отражать удары и окружать. Схватки на клинках невообразимы без
пистолетных пикировок: неотделимые, как инь и ян, они взаимодополняют друг
друга причудливым и вместе с тем естественным способом. Парировать выпад врага,
молниеносным ударом клинка подбросив его в воздух, нашинковать свинцом, пока
тело не коснулось земли и добить прицельным выстрелом в голову: сражения в Red Steel 2 прекрасны. Wii MotionPlus убедительно доказывает своё
превосходство над обычным вимоутом, а Ubisoft Paris - своё умение работать над ошибками.
Red Steel
2 - игра опасная: она прививает деструктивные наклонности. Из убитых врагов, из
разбитых коробок, бутылок, таксофонов и бачков с мусором - отовсюду сыплются
монеты-доллары. На них покупается оружие и улучшения к нему, разучиваются новые
умения и приёмы, без которых в суровом
мире дикого Красного Запада никак. Важное правило игростроения: доступных
апгрейдов всегда должно быть больше, чем ресурсов, необходимых для их
приобретения. Доходит до абсурдного: вместо того, чтобы спешить на помощь к
прелестной леди, попавшей в беду, неспешно бредёшь по улице и крушишь всё, что
попадается на пути - в погоне за звонкой монетой. Кроме того, в игре хватает
побочных заданий, которые также способствуют накоплению капитала: поиск пропавшего
золота, например, или уничтожение бандитских грузовиков - есть чем отвлечься от
выполнения основной миссии.
Иногда, когда пишешь об игре, забываешь рассказать о графике
и звуке: геймплей, бывает, настолько превалирует над остальными игровыми
компонентами, что они становятся почти совсем незаметны в его тени. В случае с этой
игрой 2 это не так: музыкальное и визуальное оформление в Red Steel 2 играют немалую роль.
Технические ограничения Wii
известны: как ни старайся, в погоне за реалистичностью за играми для Xbox 360 и PS3 не угнаться. Французы пошли другим
путём: выбрали мультяшную стилистику cel-shading
в качестве изобразительного средства. Получилось очень похоже на Borderlands, но выглядит,
конечно, попроще: это игра без особенных графических изысков, по меркам
скромной Wii - всё
чинно и благопристойно. Со звуком сложнее: великолепные мелодии в смешанном
западном и восточном стиле и аутентичные шумы кровавых сеч плохо рифмуются с
безобразным озвучением: без смеха внимать пафосным воззваниям сподвижников не
удаётся.
Red Steel
2 - точка соприкосновения двух культур, точнее культурных стереотипов:
американского (тонко переданная атмосфера Дикого Запада, салуны, поезда, ковбои
и револьверы) и японского (колоритные буддийские храмы, ниндзя, самураи и катаны):
смесь эклектичная, но на удивление органичная. И тем более удивительно, что
сделали игру французы. Её самый близкий аналог - в кинематографе: «Сукияки
вестерн Джанго» режиссёра Такаси Миике, где ковбои-японцы тоже сходились в
безумных схватках на мечах и пистолетах. Но Red Steel 2 - круче, потому что тут мы в главной роли: отождествление
себя с героем пусть не стопроцентное, но близкое к тому. Это отличная,
энергичная игра с блестящей боевой системой - может быть, не революция, но
серьёзный шаг вперёд - точно.