В прекрасное время мы с вами живем, друзья! Национальная сборная по футболу выходит на Чемпионат Европы, в Российской премьер-лиге играет самый высокооплачиваемый футболист (хотя... это уже совсем другая история), а Чемпионат Мира 2018 пройдет в нашей стране.
А еще, на рынке футбольных симуляторов мы выбираем из двух отличных проектов (FIFA 12 и Pro Evolution Soccer 2012) любимый. Всего несколько лет назад выбор был очевиден - конечно, PES. Многие предпочитали японский симулятор тухлому канадскому порту с PS2. Но, начиная с FIFA 10, Electronic Arts решила вернуть ПК-аудиторию представив, наконец, качественный продукт. С тех пор разработчики повели свои серии по разному пути, и сейчас выбор между PES и FIFA чисто идеологический. Ведь обе игры хороши. У каждой свои плюсы и минусы, свои преданные фанаты. Однако сейчас мы поговорим о симуляторе от японцев из Konami, а материал по FIFA вы можете увидеть здесь.
Тотальный футбол
Разбор каждой последующей части принято начинать со сравнения. Итак, первое, что бросается в глаза, так это то, что «Пес» стал динамичнее, быстрее. Достигнуто это путем упрощения управления. Вспомните, как долго вам приходилось привыкать к новой системе пасов в предыдущей части. Вспомнили? Отлично! А теперь забудьте!
Разработчики зачем-то вернули старую модель, при которой процент неточных передач стремится к нулю. Мяч словно магнитит к ногам игроков. И теперь игра в PES проходит по дворовому принципу «бей - беги». Круглый практически не задерживается в центре поля, а быстро доставляется к штрафной, где игроки атаки начинают осаждать ворота защищающейся стороны.
Быстрее доставить мяч до штрафной стало возможно благодаря новой функции управления игроками, не владеющими мячом. То же самое реализовано и при игре в обороне. Защищаясь каким-либо игроком против самого звездного футболиста соперников, вы можете подозвать партнера, чтобы он начал прессинговать нападающего. А еще при розыгрыше стандартного положения можно выбрать адресата для навеса. Вряд ли новыми функциями будут пользоваться все геймеры, но некоторые наверняка используют их для построения хитрых комбинаций. Тут еще следует небольшая оговорка - опробовать нововведения в управлении удастся только лишь при наличии геймпада. Если сей гаджет вами еще не был приобретен, то немедленно озаботьтесь его покупкой!
Все эти аркадные метания японских девелоперов вряд ли порадуют хардкорных игроков, любящих вдумчивый футбол. По иронии судьбы, в свежей FIFA 12 появился самый настоящий редактор матча. Настраивать можно абсолютно все: скорость бега и рывков, точность передач, разные защитные аспекты и т.д. В том же PES 12 изменению подлежит только скорость игры, которая ровным счетом ни на что не влияет. В любом случае, не будет ничего удивительного, если часть PES-аудитории перебежит на сторону EA, дабы строить симулятор своей мечты...
Страусы, Man Blue и прочие радости жизни
Летом Konami давали дежурные обещания улучшить графику и доработать физическую модель поведения виртуальных футболистов. Но, как это часто бывает, графика претерпела лишь косметические изменения. Ну а про физику лучше всего выразился мой скептик-отец: «А почему это футболисты бегают, как страусы?». Я хотел было начать оправдывать японцев, мол, это хроническая недоработка, а вообще, технологически игра великолепна (только посмотрите на эти капельки пота на лицах игроков!), но понял, что это бессмысленно. В конце концов, за столько лет Konami могли бы по-человечески реализовать такой бросающийся в глаза элемент, как бег.
Несколько слов о режимах. «Мастер-лига» и «Стань легендой» теперь объединены в один режим под названием «Футбол как стиль жизни». Зачем это было сделано, решительно непонятно. Тем более что каких-то кардинальных изменений режимы не претерпели. Появились лишь пафосные кат-сцены с участием тренера, игрока, президента клуба и прочих умпа-лумпов, которые лишь отвлекают от, собственно, футбола.
Из года в год симулятор Konami принято ругать за отсутствие лицензий. Но здесь ситуация меняется к лучшему. Любители южноамериканского футбола по достоинству оценят Кубок Либертадорес, дополнивший главные турниры Старого Света - Лигу Чемпионов и Лигу Европы. Испания теперь представлена чемпионатом BBVA со всеми полагающимися командами. Да, нас из года в год потчуют вымышленными английскими клубами, типа London FC («Челси») или Man Blue («Манчестер Сити»), но это не повод для огорчения. Сеть уже переполнена патчами, добавляющими реальные команды. Спасибо народным модотворцам!
Ну и под конец нововведения из области мишуры. Гораздо приятней стало оформление главного меню. Пока вы думаете, какой режим испробовать, на заднем плане происходит красочное футбольное действо. Мелочь, а приятно.
Появились анимированные телеоператоры. Они самым натуральным образом перемещаются по бровке и за лицевой линией, добавляя еще больше реализма в происходящее на арене. Наверное, в довесок к операторам (или наоборот) появилась возможность просмотра матча в режима Live-Broadcast. Ну и, пожалуй, самое «главное» изменение - японцы вновь натянули сетку ворот! Прошлогодняя, если честно, колыхалась лучше.
Очень непривычно писать эти строки по отношению к Konami, но нам кажется, что авторы PES пошли по неверному пути. Вместо того чтобы доводить до ума явные недоработки, японцы стали проводить сомнительные эксперименты с работающими элементами. Упростили систему пасов, добавили пару облегчающих игру функций, а на выходе получился не симулятор, а какой-то...аркадный симулятор, если угодно. Но это не отменяет того факта, что Pro Evolution Soccer 2012 хорошая игра. Просто, наверное, японцы еще не отошли от мартовских потрясений. Дадим им еще годик?