Обзоры и превью

Попробовали ПК-версию лучшей игры в истории — The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Как себя чувствует классика в 2022 году?

Россияне оказались отрезаны от новинок игровой индустрии, и в таких условиях нет ничего логичнее, чем наверстывать классику. Недавно команда энтузиастов выпустила Ship of Harkinian — утилиту, с помощью которой можно получить полноценную ПК-версию самой лучшей игры в истории по оценкам на Metacritic, которая удерживает этот титул уже почти 24 года. Вышел ли «порт» удачным и стоит ли впервые пробовать легендарную The Legend of Zelda: Ocarina of Time в 2022 году?


В этом ноябре действительно исполнится 24 года с того момента, как The Legend of Zelda: Ocarina of Time вышла и взгромоздилась на почетное первое место Metacritic. На Западе целые поколения игроков помнят «Окарину», и на то есть две причины: во-первых, это прорывная игра, а во-вторых, это невероятно крутое приключение.

Но здесь стоит оговориться — оба этих пункта справедливы на момент 1998 года. Что же такого прорывного было в первой трехмерной части «Зельды»? У разработчиков просто не было ориентиров, поэтому они были вынуждены придумать основы управления героем и камерой, что в итоге превратилось в базу для всех последующих 3D-игр.

Речь идет о таких сводящих с ума фичах, как контекстные кнопки, меняющие свое назначение в зависимости от ситуации, захват цели (одна душная серия до сих пор этим злоупотребляет), автоматический прыжок, переключение на вид от первого лица. Помимо этого, впервые дебютировал более-менее открытый, трехмерный и «большой» (умилительно маленький, конечно) мир, смена дня и ночи в нем, подстраивающаяся под это дело музыка и физика, которая активно используется в решении головоломок.

Что это говорит о самой игре сейчас? В ней нет многого из того, к чему мы привыкли за последние 20 лет.

Даже управление, заточенное под страннейший геймпад от Nintendo 64, может подкинуть сюрпризов. Например, ужасное взаимодействие с камерой, которую можно разве что центрировать. Или четыре дополнительные кнопки направлений геймпада, на которые вещаются разные функции, что в итоге сокращает полезное пространство и злоупотребляет возможностями той самой контекстной кнопки. Радует, что хотя бы прыгает Линк без помощи игрока, но иногда это случается в тот момент, когда, в общем-то, и не требуется.

Можно долго размусоливать минусы игры, но есть ли что-то, ради чего в нее можно (и нужно) играть сейчас? Да, ведь прямо как «Морровинд за сотку»,  Ocarina of Time затыкает за пояс множество современных проектов.

Автонаведение в виде феи действительно отлично работает не только на врагах, но и на NPC и предметах

Как и ранние двухмерные «Зельды» (и даже вышедшая недавно TUNIC), Ocarina of Time состоит из перемещения по миру, нахождения подземелий и их прохождения. Этой формулы серия придерживалась с выхода самой первой части в 1986 году и до Breath of the Wild в 2017-м.

Каждое подземелье пытается отличаться от других. Вот это затопленное, где-то много акробатики, а в этом врагов надо отстреливать, а не идти в прямой бой. Также разнообразит прохождение и нахождение все новых приспособлений, среди которых выделяется, конечно же, та самая окарина — глиняная свистковая флейта.

Игра на окарине заточена под второй стрелочный блок на геймпаде N64 — криво настроив управление, в эти моменты можно сойти с ума

Взаимодействие с окариной, в принципе, хорошо отражает основной геймдизайнерский подход. По сюжету Линк разучивает разные мелодии, с помощью которых нужно решать головоломки и перемещаться во времени и пространстве. Но до того, как мелодия найдется, ее в теории можно насвистеть и в свободном режиме…

Этот подход очень напоминает ту самую Morrowind. Игра не ведет за ручку и вообще пытается не держать пользователя за идиота: маркеров нет, карта достаточно простая, названия магазинов и направлений нужно смотреть на указателях (прямо как в Morrowind) и так далее. При этом Ocarina of Time переполнена загадками, но если внимательно слушать и пробовать все доступные варианты, то выход всегда найдется, а иногда можно и самому на него случайно наткнуться.

Классический злодей серии Гэнон в этой части появился впервые, зовется Ганондорфом и выглядит ну уж очень потешно

Путешествие по миру, поиск следующих подземелий, загадки в этих самых подземельях — с одной стороны, пропустив подсказку или не разгадав задумку разработчиков, хочется на стену лезть от того, насколько неинтуитивными кажутся решения. С другой, лезть в прохождение — значит портить самому себе игровой опыт, ведь достаточно просто внимательно слушать и исследовать.

В отличие от современных инди-игр, сводящих с ума чрезмерными усложнениями, в Ocarina of Time этот баланс между запутанностью и логичностью выдержан идеально. Никто, вроде бы, и не говорит лишнего, но всегда можно спросить болтающуюся рядом фею или квестодателя, которые скажут что-нибудь действительно толковое — не факт, конечно, что вам это поможет.

К слову, эта версия работает и выглядит гораздо лучше того, что сама Nintendo раздает владельцам Switch по подписке

В свое время игра еще и поражала технически. Сейчас же сильное впечатление может вызвать разве что музыка, которая настолько же прекрасна, как и 24 года назад. Исправить ситуацию с графикой в теории мог бы как раз подоспевший нативный ПК-порт от энтузиастов, но тут все не так просто.

Однозначной победой можно назвать работу с высокими разрешениями и широкоформатными мониторами. Игра отлично адаптируется и под 16:9, и под 21:9, но в то же время визуально остается такой же, как и на оригинальном железе. Энтузиасты уже готовят пак HD-текстур, но неизвестно, когда он выйдет. Также неясно, когда сами разработчики добавят поддержку 60 fps, ведь сейчас игра залочена на 30. Впрочем, это-то как раз серьезный прорыв по сравнению с оригиналом — в 1998 году «Зельда» выдавала что-то в диапазоне между 18 и 24 кадрами в секунду.

Тот самый адский геймпад от Nintendo 64. На нем мало кнопок, поэтому каждая была критически важна для разработчиков

Также в новом порте поработали над управлением, но не все с ним гладко. Сейчас созданная через Ship of Harkinian версия поддерживает клавиатуру и даже современные геймпады с гироскопами, но, во-первых, адекватно переложить это управление с того геймпада на условный DualShock невозможно, а во-вторых, в Ship of Harkinian это делать невероятно муторно.

В отличие от многих эмуляторов, вся настройка производится через текстовый файл, в котором вручную нужно вбивать значения параметров — например, цифровые кодировки клавиш клавиатуры. Говорить про тонкую настройку геймпадов в «блокноте» даже не хочется, но желающие могут обратиться за помощью на Discord-сервер проекта.

Метание бомб есть в «Зельде» с первой части, но именно механика из Ocarina of Time почти неизменной дошла и до Breath of the Wild

Не меньшей головной болью оказывается первоначальный запуск игры. Дело в том, что сам проект Ship of Harkinian представляет собой всего лишь утилиту, которая из образа игры делает ПК-порт. Правда, образ нужен особенный — от команды ZeldaRET, чья утилита требует официальный образ дебагового картриджа. Таким образом разработчики полностью открещиваются от использования оригинального кода и ассетов, но нам-то от этого не легче!

У проекта, конечно, огромный потенциал в будущем, но пока что эмулятор Nintendo 64 настраивается и запускается гораздо проще, а возможности дает примерно те же — поддержку мыши, нормальной камеры, 60 fps и графических улучшений от нативного ПК-порта ждать еще неизвестно сколько.

И стоит ли терпеть все эти ухищрения ради игры 1998 года? Как музейный экспонат Ocarina of Time представляет небывалый интерес для ретро-историков и юных геймдизайнеров, но и заскучавший геймер, пресытившийся современными играми, может помучать себя устаревшим управлением и графикой. Главное — неспешный настрой на исследование. По большому счету, почти каждая следующая «Зельда» вплоть до Breath of the Wild эксплуатировала формулу «Окарины», с переменным успехом добавляя туда какие-то экзотические продающие фичи вроде управления гироскопом или морской тематики.

Если все-таки чувствуете в себе силы на освоение классики, которую надо знать, то мы подготовили для вас небольшой гайд по установке и запуску порта. Найти его можно под спойлером ниже.


Как запустить порт Ocarina of Time на ПК?

  1. Необходимо найти образ дебаговой версии Ocarina of Time для Nintendo 64, причем обязательно не в издании Master Quest. Можно использовать любой другой ROM, но с ними игра скорее всего будет выдавать графические артефакты или вообще не заработает;
  2. Затем необходимо из Discord-сообщества скачать саму утилиту Ship of Harkinian;
  3. Распаковать в любое удобное место и запустить файл OTRGui.exe;
  4. Указать ему месторасположение образа из п.1 и ждать, пока скомпилируется билд;
  5. Полученный файл oot.atr положить рядом с soh.exe и запустить его;
  6. Все настройки, связанные с разрешением, выбором способа рендеринга (OpenGL или DirectX 11), а также управлением с клавиатуры и настройкой геймпадов находятся в текстовом файле hipofharkinian.ini по соседству.


Честно говоря, при наличии достаточных мощностей можно задуматься и о том, чтобы поиграть в Ocarina of Time нашего времени — Breath of the Wild. Конечно, масштаб уже не тот: если уши «Окарины» торчат из почти каждой трехмерной ролевой игры, то наработками «Дыхания природы» пользуется лишь часть разработчиков игр в открытом мире. Впрочем, игры такого масштаба сейчас выходят нечасто, а за пять лет BotW ни капли не устарела. В случае чего, энтузиасты накрутили туда рейтрейсинга и 8K-текстур. Эмулятор WiiU сейчас работает как часы, так что остается лишь найти оригинальный диск для снятия образа…

The Legend of Zelda: Ocarina of Time — отдушина для тех, кто может закрыть глаза на устаревшую графику и геймдизайн ради честного отношения к своим умственным способностям и неповторимого вайба старых игр. С другой стороны, ничего нового она спустя 24 года уже не покажет. Ну а команде Ship of Harkinian мы желаем удачи и ждем, когда же ПК-версия легендарной игры наконец-то станет лучшей из всех возможных.

Играть
Комментарии (7)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
batovvadim084
1
31.03.2022 12:05
Frontlines: Fuel of War Мужики игруха разрыв,там в конце просто разъёб небес,
Пытался играть в нее на эмуляторе еще в начале нулевых, уже тогда не зашло. Порой мне не понятно как игры шедеврами становятся.
Шедеврами не становятся, шедеврами рождаются.
Stas The Hardcore
4
25.03.2022 18:15
Да, ощущение странное при виде таких статей, будто откатился на 20 лет назад. Но с другой стороны лучше так чем ничего. Спасибо что хоть какие-то обзоры публикуете.
25.03.2022 19:00
Комментарий был удален пользователем или администрацией сайта.
Я не про качество, я про сами игры. К качеству претензий нет, а сыпать ссылками на конкурентов как-то неэтично.
25.03.2022 19:17
Комментарий был удален пользователем или администрацией сайта.
Я не знаю, по каким критериям ты людей в дети записываешь, но виртуальные радости точно ничем не примечательны относительно того же Гальперова.
25.03.2022 17:11
Комментарий был удален пользователем или администрацией сайта.
Pekrosha
GURU team
5
25.03.2022 19:19
Русик в самом деле толковый, как и многие другие у "Шедевра". В своё время это прямо мекка отечественного ромхакинга была.
Комментарии на сайте