11 января Гильдия сценаристов США опубликовала список номинантов премии за лучший сценарий. С 2009 года помимо фильмов и сериалов в списке появилась категория игр, и с тех пор гильдия ежегодно награждает выдающихся писателей игровой индустрии. В этом году список претендентов пополнило всего четыре игры: Dishonored: Death of the Outsider, Horizon: Zero Dawn, Futurama: Worlds of Tomorrow и... Madden NFL 18: Longshot. Выбор кажется более чем странным. Мы разобрались в истории премии, и объясняем, почему за награду сценаристов борется спортивный симулятор.
Как ни странно, но все началось в Голливуде в середине прошлого века, когда улицы Лос-Анджелеса наполняли гудящие звуки джаза. В 1949 году уже существовала гильдия сценаристов США, но она страдала от снисходительного отношения коллег по кинопроизводству. Тогда кому-то, о ком все уже давно забыли, пришла в голову идея — создать собственную премию. Это предложение всколыхнуло воображение писателей, и те с живостью его подхватили. Все было решено так быстро, что первое собрание состоялось уже 23 июня того же года. Сценаристы собрались в холле отеля Bel-Air скорее для дружеской беседы, чем для чествования собственных достижений. Гости налегали на выпивку, и разговоры становились все более развязными. В итоге собрание походило больше на вечеринку студентов, чем на съезд профсоюза. Участники быстро объявили победителей в четырех категориях: лучшая комедия, драма, вестерн и мюзикл, и продолжили веселиться. Главное, что всем понравился формат, и прощаясь, писатели договорились повторить конференцию в следующем году.
Повторное собрание обещало затмить первое еще до своего начала. На сей раз организаторы арендовали отель Beverly Hills, поражающий роскошью и красотой. Все пространство холла занимали стулья, которых все равно не хватало. О наградах, а тем более об участии, пришедшие заботились еще меньше чем в прошлый раз. Посетители смеялись, подшучивали над собой и той индустрией, в которой работали. Тогда же комик Граучо Маркс рассказал шутку, которая многим запомнилась на долгие годы: «За каждым великим сценаристом стоит женщина. А за ней стоит жена сценариста». Словом, награда превратилась в балаган и служила отдушиной для многих авторов.
Так продолжалось пять лет, отчего организаторы даже ввели платный банкет для привилегированных гостей, вход на который стоил десять долларов, но и это не остановило повального притока новых участников. Репортер The Los Angeles Times писал, что «билеты на награду сценаристов одни из самых распродаваемых в городе». Однако со временем, когда церемония начала конкурировать с «Оскаром», ее этикет становился все более светским. Мужчины утюжили костюмы, а дамы подбирали платья, чтобы показать нарядом свой статус. И чем официальнее становилась церемония, тем больше из нее исчезала дружеская ирония и дух бунтарства, пока наконец она не превратилась в подобие «Золотого глобуса».
Тем не менее она продолжала разрастаться и сейчас в ней шесть категорий, включая видеоигры. Последние дебютировали в 2009 году, когда победителем стал экшен от LucasArts — Star Wars: The Force Unleashed. Этот факт кажется подозрительным, учитывая, что в тот же год вышли такие хиты, как Dragon Age: Origins и Assassin’s Creed 2. Последующие годы тоже не отличались избирательностью: за почти десять лет существования категории победителями становились игры Naughty Dog или серия Assassin’s Creed (исключая двух финалистов). Объяснить такую тенденцию просто, если знать, какие требования к заявкам предъявляет жюри.
Во-первых, сценаристы должны сами инициировать свое участие. Гильдия занимает очень пассивную позицию: она никого не тащит участвовать за уши, но и не приглашает.
Во-вторых, подавать заявление вправе только члены гильдии. Те же, кто не принадлежит к ней, автоматически выбывают из гонки.
В-третьих, сама гильдия держится на таких львах и львицах Голливуда, как Уильям Голдман («Вся президентская рать») и Кэлли Хоури («Нэшвилл»), которые в силу возраста больше оглядываются назад, чем смотрят вперед. Поэтому не удивительно, что в соревновании участвуют не самые известные претенденты.
Однако список британской академии сценаристов (BAFTA) иной. В нем нашлось место куда более подходящим претендентам: Battlefield 1, Hellbalde: Senua’s Sacrifice и Subsurface Circular. Неужели консервативные и чопорные британцы — более продвинутые судьи?
На самом деле нет, но у них действует такое же правило, что и у американской гильдии: участвовать могут только члены самой гильдии. А поскольку туманный Альбион несравнимо меньше континента, на котором простирается США, то и вступить в профессиональное сообщество намного проще. Зато действует другой немаловажный пункт в договоре: все члены гильдии обязаны оплачивать годовой абонемент, который и обеспечивает им членство. Стоимость абонемента может разниться от 198 фунтов в год до двух тысяч (15–152 тыс. рублей). Такое правило обусловлено историей клуба. Британцы, в отличие от американцев, страдали не от насмешек, а от недостатка денег. Подобие профессионального союза у них сложилось еще в 30-х годах прошлого века, но тогда лишь 70% участников платило необходимые взносы, поэтому руководители создали награду, получить которую могли лишь те, кто внес оговоренную плату. Таким нехитрым способом они пытались поддержать клуб сценаристов на плаву и арендовать помещение приятнее затхлого и обшарпанного подвала, в котором они собирались.
Последнего победителя британской гильдии объявили 15 января, им стала игра студии Ninja Theory — Hellbalde: Senua’s Sacrifice, но не стоит считать выбор жюри неопровержимой истиной. История обеих гильдий наглядно показывает, какими меркантильными целями, порой, руководствуются люди искусства, провозглашая награды и конкурсы, только для того, чтобы выжить в современном мире. Поэтому можно не удивляться присутствию Madden NFL 18 в списке номинантов. К тому же американская гильдия, состоящая сегодня в основном из старожилов, явно отстает от прогресса, не осознавая, с какими революционными изменениями имеет дело, а значит признания игровой драматургии «большими шишками» в ближайшей перспективе мы не дождемся.
Но мы-то с вами и так знаем, какие захватывающие истории нам порой дарят игры, правда? Давайте решим: нужно ли геймерам признание «вышестоящих»?