Почему киберпанк ближе, чем вы думали
Спецы и мнения

Почему киберпанк ближе, чем вы думали

После презентации одной небольшой игры от польской инди-студии CD Projekt RED в инфополе стало как-то чересчур много слова «киберпанк». А ведь многие фанаты жанра и особенно те, кто примкнул к ним после трейлера Cyberpunk 2077, могут и не ответить на простой вопрос: «Что такое киберпанк?». Даже CDPR упрекали в том, что она не понимает сути этого самого киберпанка! Давайте же уже наконец разберемся, что это такое.

С чего все начиналось

В 1983 году Брюс Бетке написал рассказ, ставший основой целого жанра. Иронично, ведь само произведение, равно как и последующие работы писателя к киберпанку, как таковому, не относятся. До сих пор у жанра нет точного определения. Наиболее часто встречается такое: 

Сюжет в киберпанке выстроен вокруг противостояния уличных группировок (хакеров и преступников) с могущественными и безликими «корпорациями».

Характеристика, подходящая и под современную реальность, но к этому мы вернемся позже. 

Первопроходцы киберпанка в литературе этому определению не следовали. Ключевые авторы направления Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг не пытались выставить технику кошмарным монстром — они восхищались компьютерами, телефонами и телевидением. Противостояние героя-одиночки и могущественной деловой империи присутствует как в фантастике, так и в других литературных жанрах довольно давно. Но к миру киберпанка этот конфликт адаптировался наиболее удачно, и именно он ассоциируется с жанром на сегодняшний день. 

Идеальный пример рядом — «Бегущий по лезвию». Фильм вышел на год раньше до появления термина и непостижимым образом стал воплощением жанра. Для тех, кто хочет погрузиться в истоки, советуем прочесть «Нейроманта» (Уильям Гибсон, 1983 год) и «Схизматрицу» (Брюс Стерлинг, 1984 год)

В восьмидесятых годах киберпанк набирал стремительные обороты в стране, где обожают технический прогресс — Японии. Футуристичная одежда, неоновые вывески, культ мрачных одиночек, плюющих на весь мир: это вдохновляло людей на создание все новых проекций и образцов жанра. В девяностых движение постепенно начало оказывать свое влияние на игровую индустрию и кинематограф. 

Авторам Deus Ex и System Shock явно нравилась идея биомеханической антиутопии, а в кино появились картины «Странные дни», «Отель Новая Роза», «Джонни-мнемоник» и, наконец, шедевр братьев Вачовски — «Матрица». О, это настоящий триумф эстетики жанра на голубом экране. После просмотра картины, очарованные харизмой Нео и Морфеуса зрители принялись рассматривать большинство фантастических фильмов сквозь призму киберпанка и видеть элементы направления едва ли не в каждом из них. 

Как воспринимать киберпанк?

Несмотря на то, что общее понимание жанра так или иначе улеглось в рамки противостояния людей, корпораций и роботов, наиболее объективной считается отдельная теория. Авторы контента пытаются отразить сюрреализм происходящего с помощью оживших машин. Компьютеров, в которых хранятся воспоминания и голоса умерших людей. В восьмидесятых годах, в эпоху зарождения киберпанка, люди относились к технике и гигантским корпорациям также, как к братьям Райт в свое время — с легкой долей недоверия, восхищения и удивления. 

Улица в киберпанке поэтому и кажется настолько знакомой. Она стоит на безумных наркоманах, тощих бандитах из гетто, безработных неудачниках, спасающихся дешевой синтетической наркотой. Герои киберпанка рассказывают истории о собственных покалеченных судьбах, о случаях, которые бывали и в нашей жизни, о том, как тяжело чувствовать себя брошенным и никому не нужным в огромном городе с блестящими неоновыми вывесками. Этот жанр превозносит одиночество, делает из него культ, страшится его и восхищается им одновременно. 

Киберпанк на примерах

Направление никогда не принадлежало исключительно одной форме искусства. Киберпанк продолжает жить в литературе, кино, в видео- и настольных играх. Многогранный, многоликий — словно те самые мегаполисы, которыми полнится жанр. Приведем несколько ярких примеров. 

Знаменитый монолог Роя Батти из «Бегущего по лезвию» символизирует страх и одиночество человека перед лицом безжалостной гибели. 

Оригинальная Deus Ex воплощает все городские легенды и киберпанковые клише: тамплиеры, Зона-51, «люди-кроты», тайное могущество FEMA (Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях). 

Карточная игра Netrunner, в которой каждая партия является противостоянием корпорации (плохие парни) и хакеров (хорошие парни). Финансовые гиганты преуспевают в попытке захвата контроля над простыми людьми с помощью технологий. Ничего не напоминает?

Настольная игра Cyberpunk 2020, о которой все наслышаны благодаря полякам из CD Projekt RED. Снова корпорации, которым выдан карт-бланш отчаявшимся правительством. Безжалостные мародеры, экспериментирующие с биомеханикой и имплантами. «Ковбои» с большой дороги — кочевники, путешествующие по хайвею. 

Аниме «Призрак в доспехах», ставшее настолько популярным, что по нему недавно отсняли фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли, пусть и довольно неудачный. Идея принадлежит автору манги «Kokaku Kidotai» — Масамунэ Сиро. Мир будущего в аниме очень правдоподобен: грань между машинами и людьми стирается настолько, что нейроинтерфейс пытается объединиться с человеческим сознанием, надеясь обрести главную отличительную черту людей — смертность. Такая версия будущего выглядит довольно пугающе, но за ней интересно наблюдать. 

«Видоизмененный углерод» — сначала книга, а потом и одноименный сериал. Довольно нетипичный представитель жанра, но элементы киберпанка в нем выделены настолько, что не отнести произведение к направлению нельзя. Место корпораций в книге и сериала занимают Мафы — богатейшие люди, способные жить если не вечно, то очень долго. Но противостоят им одиночки: помешанная на правде и честности женщина-коп и наемник. Безжалостный внешне, безмерно одинокий и сломанный внутри. За голограммами, насилием и кучей эротики скрываются глубокие человеческие переживания, эмоции и борьба с самим собой. 

Наконец, Cyberpunk 2077. Игра должна стать (и станет) гимном киберпанка. После выхода проекта популярность жанра взлетит до небес, хотя и до этого интерес к нему активно подогревался ремейком «Бегущего по лезвию» и высокими рейтингами «Видоизмененного углерода». 

Киберпанк среди нас

Хакерские группировки, способные влиять на политику правительства, похищать документы государственной важности и ломать защитную систему крупнейших банков — есть.

Интернациональные корпорации, контролирующие физическую и деловую активность людей — есть.

Искусственный интеллект, способный развиваться (нейросети, беспилотные аппараты и так далее) — есть.

Успешные эксперименты с виртуальной реальностью — происходят прямо сейчас.

Механические импланты, биопротезирование, вживление в кожу различных чипов — уже на носу.

Вы ведь знаете, что Google отслеживает все покупки, активность в браузерах и геолокацию своих пользователей? В архивах Facebook/ВКонтакте и других соцсетей хранятся миллиарды гигабайт личных переписок, фотографий и видео. И эти данные вы предоставили им сами. Все маркетологи мира давно перекочевали в интернет. Хитрые алгоритмы отслеживают ваши действия в интернете и заваливают вас тоннами таргетированной рекламы. Люди покупают товар — корпорация получает деньги. Люди не хотят покупать товар? Корпорация убедит их с помощью рекламы и все равно получает деньги. Корпорации, способные уничтожить человека одним кликом мышки, уже существуют. 

Авторы первых книг по киберпанку ошиблись с технологическим прогнозом. В XXI веке пока нет киборгов, да и «человечность» ИИ — пока лишь мечта программистов. Но в одном они оказались умнее тех, кто превозносил тоталитарную антиутопию, массовую глобальную катастрофу или, напротив, воспевал очередной «золотой век» человечества. Киберпанк гораздо ближе современным людям по одной простой причине: его создатели поняли, что жизнь на Земле будет продолжаться, становясь более разнообразной, но все такой же настоящей и полной эмоций. 

Ну что, потомки? Как там в киберпанке?

Игры в материале:

Комментарии (5)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Zmeelov
Легенда GameGuru
22
19.09.2018 11:04
Когда врачи узнают, что у меня стоят металлические тазобедренные суставы, и начинают мне сочувствовать, я им обычно отвечаю, дескать, полно вам, все в порядке, киберпанк для меня уже наступил.
А как они в плане надежности/износа?
Zmeelov
Легенда GameGuru
22
19.09.2018 14:06
Нынешние весьма надежны, некоторые психи с ними даже штангу тягают, после 15-25 лет (зависит от использования), идет замена шарнира, а не всего сустава, операция на порядок легче, вскрыли, поменяли шарик, зашили, все гуляй.
Неплохо, реально киберпанк)
Zmeelov
Легенда GameGuru
22
19.09.2018 16:26
Это что, у меня девчонка знакомая есть, у нее кроме тазобедренных еще и колени импланты.

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?